Оценка системы мотивации государственных служащих в Префектуре
Существует множество методик, авторы которых презентуют их в качестве инструментария оценки системы мотивации. Практически любая из этих методик базируется на ряде тезисов.
Например, мотивированным к труду может быть только служащий с высоким уровнем удовлетворенности работой в этом учреждении. Поэтому удовлетворенность работой обычно оценивается в рамках изучения мотивации служащих к эффективному труду.
Дальнейший анализ в настоящей работе продолжен в направлении изучения важности влияния различных факторов на мотивацию служащих Префектуры.
Для проведения подобного исследования была разработана анкета, которая предлагалась для заполнения служащими (приложение 3). В ходе исследования было опрошено 23 человека. Результаты анкетирования по категории «мотиваторы» приведены в табл. 4 (в процентах от общего количества).
Таблица 4
Результаты анкетирования по категории «мотиваторы»,
в процентах
Факторы | «Очень важно» | «Важно» | Итого | |
Интересная работа | ||||
Уважение коллег | ||||
Признание и одобрение результатов работы | ||||
Высокая степень ответственности | ||||
Возможности творческого и делового роста | ||||
Повышение квалификации |
Рисунок 12. Результаты анкетирования по категории «мотиваторы»,
в процентах
Согласно результатам анализа, приведенным в табл. 4 и рисунка 12, чтобы служащие Префектуры были результативно мотивированными к труду, необходимо удовлетворить их такие потребности, как:
- интересная работа;
- признание и одобрение ее результатов;
- повышение квалификации;
- возможности творческого и делового роста.
В частности, о желании повысить свою квалификацию заявили 42% опрошенных служащих. Таким образом, в целом можно сделать вывод, что руководству Префектуры нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими для удовлетворения потребностей высших уровней в ходе осуществления трудового процесса.
С помощью анкеты, помещенной в приложение 4, осуществлена оценка удовлетворенности служащих Префектуры. Результаты анкетирования сведены в табл. 5-7 (в процентах от общего числа) по категориям.
Таблица 5
Результаты анкетирования по категории
«удовлетворенность службой», в процентах
Категория вопросов | «Да» | «Нет» | «Затрудняюсь ответить» и прочие ответы | |
1.1 | Вам интересна выполняемая работа? | - | ||
1.2 | Хотели бы Вы остаться в этом учреждении? | - | ||
1.3 | Считаете ли Вы свою работу интересной, престижной, творческой? | - |
Рисунок 13. Результаты анкетирования по категории
«удовлетворенность службой», в процентах
Как свидетельствуют данные табл. 5 и рисунка 13, 93% служащие удовлетворены своей работой и выбранной профессией. Логично предположить, что подобный интерес к работе, а также уверенность в правильном выборе профессии необходимо поддерживать на высоком уровне.
Вместе с тем 7% либо не удовлетворены своей службой вообще, либо службой в данном учреждении.
Чтобы разобраться, что снижает мотивирующие факторы служащих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос.
В табл. 6 представлены результаты анкетирования по вопросам оценки служащими возможности повышения своей квалификации.
Таблица 6
Результаты анкетирования по категории «возможность
повышения квалификации», в процентах
Категория вопросов | «Да» | «Нет» | «Затрудняюсь ответить и прочие ответы | |
2.1 | Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций? | - | ||
2.2 | Хотели бы повысить свою квалификацию? | |||
2.3 | Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки? | - | - |
Рисунок 14. Результаты анкетирования по категории «возможность
повышения квалификации», в процентах
Как свидетельствуют данные опроса, все служащие уверены, что подготовка соответствует уровню их работы, но вместе с тем 20% служащих считают, что знаний им недостаточно и 73% хотели бы повысить свою квалификацию.
В табл. 7 представлены результаты опроса персонала относительно перспектив продвижения по службе.
Таблица 7
Результаты по категории «продвижение по службе»,
в процентах
Категория вопросов | «Да» | «Нет» | «Затрудняюсь ответить и прочие ответы | |
3.1 | Есть ли у Вас перспектива продвижения? | |||
3.2 | Играет ли роль руководитель в сплоченности коллектива? |
Рисунок 15. Результаты по категории «продвижение по службе»,
в процентах
Как свидетельствуют данные табл. 7 и рисунка 15, у служащих Префектуры практически отсутствует возможность продвижения по службе. В то же время, большинство служащих удовлетворены условиями организации службы.
Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что в целом система мотивации труда служащих в Префектуре сформирована на удовлетворительном уровне. А имеющиеся проблемы являются системными, т.е. свойственными свей системе государственной службы. В связи с этим анализу целесообразно подвергнуть проблемы мотивации труда государственных служащих в целом в Российской Федерации.