Задачи формирования инфраструктуры поддержки волонтерских программ
Количественный рост молодежных волонтерских организаций в России, проблемы совершенствования различных форм деятельности этих структур - все это новые факторы общественной жизни, которые требуют серьезного научного исследования. Именно научно-методические разработки практической направленности могут стать основой внедрения инновационных форм менеджмента добровольческой деятельности.
Следует признать, что молодежное волонтерство только в последние годы становится объектом изучения российского академического сообщества. Вопросы системного развития добровольчества неоднократно звучали в ходе общественного диалога на общероссийских и межрегиональных конференциях по данной проблематике, что убедительно доказывает важность формирования эффективной инфраструктуры поддержки волонтерского движения молодежи.
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации ставит в качестве основной цели государственной политики в этой сфере задачу активизации потенциала волонтерства как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационных практик социальной деятельности. Важным элементом Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1054-р, является развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольчества.
Бесспорно, «катализатором» развития волонтерства в регионах стала подготовка и проведение Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Были созданы уникальные возможности реализации системного подхода в добровольческих программах молодежи. Олимпийский национальный проект сформировал социальный заказ массовой подготовки своеобразной элиты волонтерства, которая смогла привлечь в добровольчество креативно мыслящие слои российского общества. Новые формы культуры молодежного волонтерства как эффективной формы личностной самореализациипомогают решать сложный комплекс проблем различных групп молодежи. Добровольчество в сочетании с ценностями олимпийского движения открыли принципиально новые технологии пропаганды здорового образа жизни как фундамента национальной безопасности России.
Качественно новый этап в развитии добровольчества настоятельно требует тщательного анализа накопленного опыта реализации региональных волонтерских программ.
Проведенные исследования проблем развития добровольческих организаций во всех регионах России позволяют сделать выводы о серьезных изменениях, происходящих в молодежном волонтерстве. Появляются инновационные практики добровольчества, разработанные с учетом особенностей взглядов молодежной среды (Татарстан, Тверская область, Липецкая область и др.). В материалах, поступивших из отдельных регионов, есть информация о новых инструментах и стимулах привлечения молодежи в волонтерскую деятельность, наиболее важные из которых основаны на адекватных представлениях о мотивационной сфере молодых россиян. Современное понимание волонтерства как системообразующего ресурса личностного и профессионального развития создает возможность внедрения инновационных проектов, реализуемых в вышеупомянутых регионах.
Анализ опыта осуществления этих проектов позволяет выделить ключевые аспекты менеджмента добровольческих организаций.
Координация работы волонтеров включает в себя планирование волонтерской программы, привлечение, обучение, повышение квалификации, поддержку, супервизии волонтеров, оценку их деятельности, содействие сотрудничеству волонтеров со штатными сотрудниками, а также оценку всех этих этапов. Ключевую функцию при этом имеет руководство организации. Оно ответственно за создание необходимых материальных предпосылок и содействие штатным сотрудникам, координирующим работу волонтеров.
Процесс добровольческого труда на уровне организации имеет сходство с другими видами труда в плане его организации, но имеет и существенные различия.
Во-первых, пополнение волонтерских групп или отрядов происходит чаще всего методом самоотбора - принимают всех желающих, но сама деятельность отбирает ребят: те, кому она не подходит, не нравится, уходят. В некоторых отрядах отбирают лучших, ведущих здоровый образ жизни ребят.
Во-вторых, работа носит неформальный характер (нет трудовых договоров, лишь в некоторых случаях есть соглашения или договор о добровольческой деятельности).
В-третьих, субъектом цели труда выступает, прежде всего, волонтер, однако эта цель обсуждается совместно с координатором. При этом фронт работ часто определяет координатор, который работает в тесном контакте с администрацией района, учебного учреждения. [ПСГ1]
В-четвертых, волонтерская деятельность проходит в виде акций, проектов, не носит постоянного характера, однако является достаточно напряженной. Большинство волонтеров работают не более 1-2 раз в неделю, а некоторые 1 раз в месяц. Остальные еще реже. Напряженность труда, прежде всего, зависит от профессионализма координаторов и возможностей ресурсной поддержки.
Структурами, координирующими деятельность добровольцев, могут быть добровольческие (волонтерские) центры.
Можно обозначить следующие неотъемлемые структурные элементыволонтерского центра (далее ВЦ) на примере учебного заведения:[ПСГ2]
1. Руководитель ВЦ — ответственное лицо в учебном заведении [ПСГ3] (преподаватель или руководитель подразделения), взаимодействующее с администрациями образовательных организаций и города;
2. Волонтёры — обучающиеся образовательных организаций, в котором организован ВЦ. По договорённости с другими образовательными организациями города можно привлекать к участию в добровольческой деятельности конкретного ВЦ учащихся из других заведений ([ПСГ4] включая школы).
3. Наличие чётко регламентированных обязанностей волонтёров и руководителя ВЦ , норм в период работы в организации (с учётом текущей занятости субъекта в образовательной организации): в частности, проведение регулярных установочных собраний, консультации по вопросам работы, отчётных мероприятий и др.;
4. Планирование, организация и координация деятельности волонтёров;
5. Организация рабочих групп волонтёров ВЦ в соответствии с их профилем обучения (например, студенты специальности «Связи с общественностью» включаются больше в распространение рекламной информации проекта; «Информатика» – - настройку и управление сопутствующим оборудованием проекта в ходе его реализации; и т.д.);
6. Обязательные регистрация добровольцев, сбор первичных данных о них (Приложение 4), заключение с ними договора (Приложение 5) и выдача Личных книжек волонтёра, в которых отмечается и юридически закрепляется волонтерский трудовой стаж;
7. Наличие действенной системы юридической поддержки добровольцев (добровольцы имеют чёткую поддержку на уровне государственной власти, и их права закреплены законодательно);
8. Ответственность добровольцев за имущество организации
и соблюдение правил безопасности в период работы;
9. Стимулирование деятельности добровольцев:
a) образовательное (предоставление волонтерам возможности участия в образовательных программах организации культуры на бесплатной или льготной основе, приобретения опыта работы на различных направлениях деятельности и т.д.);
b) досуговое (доступ к информационным источникам и материалам, таким, как библиотечная система, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.; участие в торжественных мероприятиях);
c) информационное (предоставление волонтерам возможностей организации досуга, например, бесплатного посещения проводимых учреждением культуры мероприятий, скидок на продукцию, услуги и т.д.);
10. Обязательное социально-психологическое обучение добровольцев (в частности, деловому взаимодействию, социальному проектированию);
11. Наличие поддержки добровольцев со стороны системы здравоохранения (медицинская помощь, ежегодные медкомиссии).
Договор, заключаемый между добровольцем и ВЦ позволяет :
1. Зафиксировать определённый круг прав и обязанностей добровольца.;
2. Повысить ответственность добровольца и организации за выполнение принятых на себя обязательств и обязанностей.;
3. Упорядочить отношения добровольца с сотрудниками и клиентами ДС;.
4. Повысить социальный статус добровольца.;
5. Возместить расходы, которые производит доброволец, в порядке ст. 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
6. Урегулировать споры, которые могут возникнуть из-за распорядка работы добровольца, если такая работа должна осуществляться посменно.
Таким образом, система организации ВЦ может обеспечить комплексное сопровождение и координацию деятельности волонтёрских групп и каждого её участника. Основой для создания такой структуры видятся профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования высшие.[ПСГ5]
Организационно управленческое обеспечение волонтерской деятельности на региональном уровневключает следующие этапы:
1. Ооценку потребностей и планирование программы[ПСГ6] .,
2. определение обязанностей,
3. привлечение волонтёров (идет через собрания и рекламу в учебных заведениях),
4. собеседование (идёт проводится на первом этапе тренинга волонтёров) и подписание договора,
5. вводный курс и обучение (организуется в практико-ориентированной форме – в виде тренинга),
6. этап разработки проектов волонтёрами,
7. поддержку и супервизии в ходе реализации проекта добровольцами,
8. признание (заключительное собрание волонтёров и целевой аудитории проекта, награждение по завершении проекта, и т.п.),
9. оценку.[ПСГ7]
Важным и неотъемлемым условием эффективного управления является профессиональное, уважительное отношение руководства и сотрудников организации к волонтёрам – признаётся, что работа добровольцев является одной из составных частей философии организации и вносит свой вклад в её развитие. Организуется поддержка долгосрочной волонтёрской деятельности путём материального и нематериального стимулирования.
Целесообразно обозначить требования к волонтёрам:
Определённая профессиональная квалификация (в соответствии с факультетом обучения);
Деловые качества (развитию их способствует подготовительный тренинг);
Определённый возраст (семинар с пожилыми людьми может лучше провести человек близкого с ними возраста, а с подростками молодой человек от 18 до 25 лет);
Минимальный объём личного времени добровольца, который он должен отдать для выполнения работы;
Географическое положение – желательно место проживания добровольца рядом с местом работы;
Социальный статус;
Пол (так, работу с женщинами по профилактике ВИЧ лучше проведёт женщина);
Соответствие просьбе клиента, с которым будет работать доброволец;
Особые признаки (доброволец – студент или старшеклассник).
Далее следует этап формулирования задач добровольца в реализации разработанного проекта. Они чётко формулируются в договоре с волонтером (Приложение 5) или в виде должностной инструкции, которая содержит следующие разделы :
· название должности волонтера (например, сотрудник Экологической службы);
· род деятельности;
· задачи, конкретные обязанности;
· цели и результаты, которые должны быть достигнуты;
· требования, навыки, знания и/или квалификация;я
· часы работы и общее время работы в организации;
· место работы;ы
· права волонтера или обязанности организации;
· польза для волонтера (обучение, повышение квалификации, возмещение расходов, сертификат, страховка, и пр.).
Необходимо имеет иметь в виду, что должностные инструкции, несмотря на четко заданный формат, могут изменяться в зависимости от потребностей волонтеров. Для волонтера могут формулироваться новые обязанности, более соответствующие его компетенции.
Основные задачи руководителя волонтерского (добровольческого)центра следующие:
1. Поддерживать контакты с администрациями учебного заведения и города, добровольцами, соседскими группами, чтобы находить добровольцев для проектов.
2. Подбирать для добровольцев различные виды деятельности, которыми могут заниматься как нормальные студенты и старшеклассники, так и те, у кого есть проблемы в учебе.
3. Соблюдать принципы равных возможностей на всех сферах деятельности.
4. Разработать программу вводных мероприятий и тренингов для добровольцев, соответствующих потребностям отдельных людей и групп, пользующихся услугами службы.
5. Обеспечить волонтеров достаточным количеством супервизий, проводимых сотрудниками службы или координатором работы волонтеров.
6. Поддерживать контакт с маргинальными группами, у представителей которых нет возможности заниматься волонтерским трудом или иметь оплачиваемую работу, как, например, беженцы или люди, долгое время не имеющие работы.
7. Под контролем сотрудника, ответственного за финансы, управлять финансовыми средствами, выделенными на проект.
Второстепенные, но не менее важные задачи руководителя ДС:
1. При необходимости посещать заседания администрации по вопросам добровольчества.
2. Соблюдать санитарные нормы и правила техники безопасности.
3. Выполнять общую для всех офисную работу.
Профессиональная поддержка добровольцев предусматривает следующее:
· «Консультирование - объяснить волонтеру, как поступать в той или иной ситуации;
· Обеспечение волонтера информацией, необходимой в определенной ситуации, например, правовые предписания;
· Непосредственная работа - так организовать работу волонтеров, чтобы предотвратить чрезмерные нагрузки;
· Обучение и повышение квалификации - передать волонтерам знания и навыки;
· Изменения в системе - оказывать влияние и изменять организационные условия, чтобы создать благоприятные условия для работы волонтеров;
· Личная поддержка - помочь волонтеру определить проблему и найти решение для нее;
· Содействие взаимной поддержке - способствовать установлению контактов и взаимопомощи между волонтерами;
· Постоянная поддержка - организовать обратную связь с волонтером, узнавать его мнение о работе»;
· Организация эффективного неконфликтного взаимодействия волонтёров и штатных сотрудников организации.
Реализация эффективной поддержки очень зависит от климата в организации, от того, как свободно волонтер может попросить о помощи.
Волонтер охотно воспользуется поддержкой, если координатор работы волонтеров и штатные сотрудники регулярно предлагают возможности для диалога с волонтером. С одной стороны, таким образом, волонтеру оказывается уважение и одобрение его работы, с другой стороны, волонтер получает стимул сразу же рассказывать штатным сотрудникам о возникающих у него трудностях. В общении должно быть как можно меньше барьеров.
Оценка деятельности добровольцевпроводится постоянно на каждом этапе и включает в себя:
1. Оопределение степени участия добровольца, выявление проблем и причин конфликтных ситуаций, реагирования на них и нахождение выхода.;
2. Аанализ деятельности самого волонтёра и деятельности руководителя с точки зрения отношения к коллегам, общественности, спонсорам.
Виды оценки:
1. Внутренняя – оценка менеджмента волонтёрских программ происходит внутри добровольческой службы руководством. Оценивается структура службы, эффективность работы добровольцев, особенности их взаимодействия на количественном и качественном уровнях.
2. Внешняя – производится администрацией организации или учебного заведения образовательной организации с точки зрения эффективности работы и достижения заявленной цели, полученных результатов.
Комбинация двух видов оценки делает её эффективной. При этом важно, чтобы её результаты были представлены всем сотрудникам, клиентам, спонсорам в наглядной форме. Для этого организуется специальное отчётное собрание.
Добровольчество, бескорыстное стремление многих людей сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше и содержательнее, позволит России занять достойное место среди тех стран мира, в которых оно является неотъемлемой частью жизни граждан. Поэтому представляется крайне важным всесторонне разобраться в самой сути явления добровольчества, в том, как оно наилучшим образом может влиять на развитие общества, в интересах всех его граждан.
Для большинства волонтеров, работающих в России, характерно наличие определенных мотивов участия именно в этой социально-значимой деятельности. По опыту работы волонтеров в разных организациях и регионах их можно объединить в три основные группы.
В первую группу входят добровольцы, которые тесно взаимодействуют с госструктурами: это сфера политических партий и общественно-политических движений. Главным мотивом труда добровольца в этом случае выступает желание реализовать свои способности в решении крупных социальных проблем, стать субъектом политических отношений. Доброволец ощущает себя активным субъектом исторического действия, ответственным за сообщество, занимая статус общественного, возможно в будущем политического деятеля.
Во вторую группу входят добровольцы, которые руководствуются религиозными или светскими гуманными ценностями, традициями, эмоциональными установками, групповыми нормами: помочь ближнему, сделать доброе дело, реализовать нормы референтной группы, вести привитый в семье образ жизни, осознанно реализовать социальные ценности участия, помощи другим людям, социальной ответственности.
В третьей группе представлена чаще неопытная молодежь, а также другие социальные группы, адаптирующиеся к реалиям жизни. Для них статус добровольца дает возможность получить новые связи, информацию, опыт, знания, что позволит в будущем найти работу, войти в новую социальную или профессиональную группу, сохранить или приумножить социальные связи. Статус добровольца помогает индивиду в обретении в дальнейшем профессионального статуса и может быть рассмотрен как предпрофессиональный статус.
Таким образом, менеджмент в волонтерских программах становится важнейшим элементом формирования кадровой базы добровольчества. Применение инновационных технологий менеджмента существенно повышает эффективность реализуемых добровольческих проектов.
1.2. Региональный опыт создания ресурсных центров молодежного добровольчества
Проблема вовлечения молодежи в общественно-полезную социальную активность решается через деятельность специализированных ресурсных организаций, называемых ресурснымидобровольческими центрами (РДЦ).
Ресурсные добровольческие центры –это профессиональные организации, функционирующие в сфере развития и поддержки добровольчества с целью повышения общественно полезной добровольческой занятости населения и эффективного использования добровольческих ресурсов при решении серьезных социальных проблем общества и для развития местных сообществ. Они действуют на местном, региональном или национальном уровне, имеют общие характеристики, миссию, задачи, функции и направления деятельности.
Ресурсные добровольческие центры, обладая универсальными технологиями и методами, работают в прямом сотрудничестве с органами государственной власти, государственными, некоммерческими, коммерческими организациями и СМИ. Формируя спрос и предложения на добровольческие услуги на территории, на которой они действуют, РДЦ создают новые нетрадиционные рынки труда, выгодные для государства и общества. Помогая некоммерческим организациям, предпринимателям, школам, общественным группам более эффективно организовать добровольческую деятельность, вовлекая больше людей в общественно полезную деятельность, повышая тем самым гражданскую социальную активность населения, добровольческие центры выполняют важнейшую социальную функцию содействия государству в решении серьезных социальных проблем.
Наличие местного ресурсного добровольческого центра, как источника привлечения человеческих ресурсов в решение проблем местных сообществ, призвано решить следующие задачи:
(1) создание условий для граждан конкретного местного сообщества (от детей до пожилых людей, от домохозяек до сотрудников частных фирм) быть добровольцами – помочь развитию своего сообщества. [ПСГ8]
(2) повышение стабильности, устойчивости и эффективности деятельности организаций, использующих труд добровольцев и признающих ценность добровольчества (например, НПО[ПСГ9] , государственным государственные социальныем учреждениям) в результате увеличения ресурсной базы и соответственно увеличения объемов оказываемых услуг;
(3) повышение социально – ответственного бизнеса через содействие компаниям в создании программ корпоративного добровольчества;
(4) повышение эффективности образования и учебно-воспитательной работы через внедрение в образовательных организациях методов «Обучение действием» (совмещение общественно полезной деятельности с образовательным процессом) и «Потенциал будущего» (включение добровольчества в учебно-воспитательный процесс путем создания системы молодежных добровольческих центров в образовательных организациях).
В ряде регионов складываются благоприятные условия для развития добровольчества, существует реальная поддержка развития добровольчества со стороны органов государственной власти/местного самоуправления. В них создаются региональные и местные добровольческие центры; принимаются региональные Концепции (Санкт-Петербург, 2008 г., Самарская область, 2009 г.,), целевые региональные программы (Липецкая область), муниципальные программы (Новокуйбышевск, Самаркой области).
Санкт-Петербургский Городской Центр поддержки добровольческих инициатив создан в ходе практической реализации «Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» [ПСГ10] и является структурой поддержки добровольчества на городском уровне. Центр создан с целью обеспечения государственной поддержки добровольческих инициатив и созданияе благоприятных условий для граждан, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций социальной сферы в области социального добровольчества.
Центр призван поддерживать добровольческие инициативы в Санкт-Петербурге, предоставлять комплекс услуг гражданам и организациям в области добровольчества, обеспечивая государственную поддержку в создании условий для организации жизни общества таким образом, чтобы люди, и особенно, молодежь могли свободно реализовать свой собственный потенциал, взяв на себя часть ответственности, расширяя ресурсную базу социальной сферы. Деятельность Центра ориентирована на вовлечение, поддержку и стимулирование представителей всех слоев общества и возрастных категорий для участия в общественно-полезной деятельности, уделяя особое внимание поддержке молодежного и семейного добровольчества.
Деятельность Центра осуществляется на основе межведомственного и межсекторного взаимодействия, в сотрудничестве с общественными, некоммерческими, государственными организациями социальной сферы, учебными заведениями [ПСГ11] города.
Центр решает следующие задачи:
- информирование, просвещение, вовлечение, поддержка и стимулирование населения Санкт-Петербурга для участия в добровольческой деятельности в социальной сфере, при этом особое внимание уделяется поддержке молодежного и семейного добровольчества;
- ресурсная поддержка и предоставление базового комплекса услуг для организаций социальной сферы в области стимулирования, поддержки и развития социального добровольчества в интересах развития социальной сферы и повышения социально-экономической эффективности добровольного труда;
- развитие практического взаимодействия организаций социальной сферы в области поддержки социального добровольчества;
- содействие созданию и эффективному функционированию структур поддержки социального добровольчества на районном и муниципальном уровнях, а также в профильных организациях социальной сферы, включая средние и высшие учебные заведения[ПСГ12] , региональные отделения российских и межрегиональных общественных и других некоммерческих организаций, действующих в Санкт-Петербурге;
- соединение потребностей организаций социальной сферы в добровольческих ресурсах с интересами граждан к добровольческой деятельности и добровольному труду в социальной сфере;
- развитие кадров - повышение квалификации, обучение и подготовка новых кадров в области управления добровольцами;
- проведение исследований, обобщение информации, распространение опыта и технологий в области добровольчества, внедрение в практику эффективных форм вовлечения граждан в добровольческую деятельность и методов организации добровольного труда;
- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных организаций социальной сферы, коммерческих компаний, частных доноров и других лиц к решению вопросов, связанных со стимулированием социального добровольчества в Санкт-Петербурге;
- расширение финансовой и иной материально-технической базы государственной системы поддержки добровольческих инициатив из внебюджетных источников для развития форм и объемов поддержки организаций социальной сферы, развития добровольческих ресурсов.
Например, за год работыобщий охват организаций социальной сферы составляет 860, из которых: 640 организаций действуют на территории Санкт-Петербурга; 220 организаций действуют в других субъектах РФ-Российской Федерации; общий охват граждан составляет 1520 человек, из которых 1100 – жители Санкт-Петербурга, 420 – жители других субъектов РФ[ПСГ13] . Проводится множество групповых и массовых мероприятий, в т.ч.: общественно полезные добровольческие акции, мотивирование граждан, обучение координаторов, распространение опыта в регионах РФ[ПСГ14] . Оказывается организационная, кадровая и финансовая поддержка молодежных акций «День молодежного служения», «Весенняя неделя добра», «День добровольцев». Информация о местах и возможностях добровольной работы для граждан в организациях социальной сферы распространяется Санкт-Петербургским Городским Центром поддержки добровольческих инициатив, размещается на сайте www.kdobru.ru и других социально ориентированных сайтах, представляется в СМИ.