Диармайт, сын керрбела, и усиление власти уи нейллов 10 страница
Очевидно, сочинитель был знаком с основным содержанием повести о сыновьях Миля, которая позднее получила развернутое изложение в «Книге Захватов Ирландии». По этой легенде, предки гойделов после долгих странствий по Египту и Скифии в конце концов добрались до Испании, откуда Эремон и Эбер, два сына Миля, привели их в Ирландию и стали соответственно предками династий Половины Конна и Половины Муга. Однако в своих целях автор придает повествованию особый поворот.
Корабли с сыновьями Эогана Тайдлеха (Блестящего), также известного под именами Муг Нуадат и Эоган Фитекках, после долгого плавания прибывают к Инбер Колптай в устье реки Войн. Мореплаватели заключают договор с мужами Ирландии, на которых произвело такое впечатление их богатство, что они согласились за соответствующую плату (setа) воспитывать сына Эогана Тайдлеха. Из текста нельзя понять, кто именно носит имя Эоган Тайдлех — отец или сын; говорится лишь, что мальчик «стал любимцем Ирландии». Он получил во владение три замка: один — близ Киннитти в Лейише, другой — на землях Киаррайге Луахра, и [228]третий — в землях Делбна, подчиненных Уи Нейллам. В каждом из них было подземелье (fithecc), и в каждом из них был прорицатель (faith).
«Однажды Эоган спросил одного из прорицателей: „Что случится с нами?" Прорицатель сказал: „Великий голод грядет для людей Ирландии". — „Когда он наступит?" — „Он наступит через три года; продай золото и серебро за пищу в тот год, и ты сможешь содержать четырех людей за пищу на троих". И после этого он спрашивал каждый год по очереди всех прорицателей. „Голод все еще близится: продай свою бронзу и свое железо за пищу, и ты сможешь содержать троих людей за пищу на двоих", — сказал второй прорицатель. Третий прорицатель сказал: „Продай свою одежду за пищу, и ты сможешь содержать двоих за пищу на одного"».
Когда наступил голод, люди Ирландии пришли к Эогану, прося о помощи, так как они воспитали его, иначе они нападут на замок. Эоган попросил перемирия на три дня, после которого они слишком ослабли от голода и не имели сил напасть. Затем он привел всех благородных мужей в свой замок и кормил простолюдинов (daescurluag) три года запасами со складов, спрятанных в подземельях трех замков. После этого они сделали сына Эогана Тайдлеха королем. От него происходят Эоганахты вследствие благословения, которое люди Ирландии дали ему за то, что он спас их от голодной смерти.
У династии Дал Куинн («племя Конна») происхождение иное. Спустя некоторое время на север Ирландии в местечко Трахт Делоссат прибыл «второй Миль Эспане». Некоторые говорят, что его люди числом 150 мужчин были теми, кто прежде остался в землях амазонок; по словам других, они оставались в Бригантин в Испании. Они вторглись в страну и захватили земли мечом. «Вот как они сперва захватили власть, и так будет всегда: силой они взяли владычество». Они поочередно разделяли королевскую власть на севере с коренными королями круитни до времен Конна Ста Битв, который одержал победы в ста сражениях. Однако круитни восстали против его внука Кормака, сына Арта, и Фиаху Арайде, предок Дал Арайде, изгнал Кормака из Тары. Тот отправился в изгнание в Мунстер, попросил помощи у Фиаху Муллетана и покорился Фиаху в Рафайнде (Кнокграффон в Южном Типперэри; очевидно, родина Эоганахтов до обретения Кашеля). Южная Половина Ирландии поднялась во главе с Фиаху Муллетаном и нанесла поражение Фиаху Арайде в битве при Фохайрд Муиртемне. Кормак вернул себе королевство. Взамен Кормак отдал Фиаху Муллетану земли, которыми теперь владеют [229]Кианнахты, и Фиаху завещал их Коннле, сыну Тадга. Некоторые говорят, что Коннла получил эти владения после битвы при Кринне.
Таким образом, легенде о происхождении Уи Нейллов и битве при Кринне был придан умелый поворот, отдающий всю славу Фиаху Мулле-тану, сыну Эогана Мара. Кианнахты предстают в роли вассалов Мунстера, а не Кормака, сына Арта. Весьма вероятно, что эта повесть была составлена, если не сочинена, Кормаком, сыном Куленнана, когда Эоганахты предприняли последнюю попытку бросить вызов верховной власти Уи Нейллов. Конечно, в доисторический период врагами Дал Куинн на севере были улады, но наш автор принимает доктрину VIII века, подставившую на место уладов круитни или Дал Арайде.
Кроме того, прибытие «второго Миля Эспане» датируется эпохой Айлиля, Энгуса и Фиакка, трех сыновей Буана, сына Аоэгайре Бирнда, предка Осрайге. «Они первыми вбили столбы в Таре», то есть первыми обосновались на этом месте. Иными словами, даже Тара первоначально являлась уделом мунстерского королевства Осрайге. Это утверждение, возможно, возникло в виде протеста против успешного утверждения Ма-элсехнайллом, сыном Маэл Руанайда, своей власти над Осрайге в 859 году. Имена Айлиля, Энгуса и Фиакка не фигурируют в сохранившихся родословных Осрайге (которые связывают Лоэгайре Бирнда с Дал Куинн), однако некие Энгус Осрайге, сын Имхада, и Фиакк, сын Имхада, называются доисторическими предками ульстерских Дал Фиатах.
Следует отдать должное ловкости составителя, сделавшего Эогана Тайдлеха первым «Милем Эспане». Его приключения описываются по образу и подобию истории Иосифа Египетского: эта параллель становится еще очевиднее, если привлечь к рассмотрению рассказ об Иосифе в сред-неирландском стихотворном изложении этого библейского сюжета в псалтыре Saltair na Rann, в котором обнаруживаются поразительные дословные схождения. Права Эоганахтов на власть опираются на богатство и благосостояние и последующую благодарность со стороны подчиненных племен — в отличие от Уи Нейллов, которые не знали иного права, кроме права меча. Эта картина согласуется с картиной, представленной в текстах взаимных обязательств (Frithfholaid). Этот трактат предусматривает постоянное разделение между Половиной Конна и Половиной Муга. Прибытие «второго Миля Эспане» ознаменовало наступление последней эпохи, «о которой было сказано так: власть будет принадлежать семени Конна и Мунстеру вовеки».[230]
ГЛАВА X