Диармайт, сын керрбела, и усиление власти уи нейллов 4 страница

Между тем Уи Туиртри, земли которых вошли в состав королевства Айлеха, двинулись на восток через реку Банн. Это переселение началось [147]еще в 776 году и в отношении Дал Арайде они пытались сохранить какую-то степень независимости скорее в качестве союзников, чем зах­ватчиков. Тем не менее они, вероятно, способствовали (и уж во всяком случае извлекли из этого немалую выгоду) упадку Эйльне, ответвления Дал Арайде, владения которых они захватили в X веке. Их правящий род Уа Флайнн (О'Флинн, О'Линн) удерживал территорию к западу от реки Банн (баронство Лохиншолин в графстве Лондондерри), хотя и в каче­стве королевства-данника Кенел Эогайн, но их собственная резиденция размещалась на кранногах на озерах Лох-Ней и Лох-Бег. Их связи с самой Айргиаллой прервались со смертью Маэл Крайбе, сына Дуйбсинаха, последнего короля всей Айргиаллы из рода Уи Макк Уайс, погибшего в битве при Дублине в 919 году.

Могущество Дал Арайде было существенно ослаблено экспансией Уи Туиртри, и после 972 года ни один их представитель уже не становился высшим королем уладов. Даже на вершине своей славы они были не в состоянии помешать представителям собственно уладов часто занимать престол Ульстера — мы не находим упоминаний ни об одном короле Дал Фиатах, который не становился бы королем Ульстера, хотя сообщения о Брессале, сыне Аэда Рона, (ум. в 750 г.) представляются несколько сомнительными. Дал Фиатах распространили сферу своего влияния на южные земли Дал Арайде, а к XII веку Уи Туиртри продвинулись настолько, что Уа Флайнн именовались «королями Дал Арайде и Дал Риады», хотя законные короли из рода Уа Лойнгсиг все еще управляли Маг Лине из Лисналинхи.

Книга прав, составленная в XII веке, отражает неуверенность состави­теля в отношении статуса Уи Туиртри. Они рассматриваются одновре­менно как вассальное королевство Кенел Эогайн и, в соответствии с генеалогической и исторической традициями, как часть Айргиаллы. Это оказало воздействие на планы, представленные на Соборе в Рат-Брес-сайл в 1111 года, где обсуждалось введение епархиальной юрисдикции. Предусмотренный в планах Собора диоцез Коннора охватывал всех за­падных Уи Туиртри в совокупности с Фир Ли и Фир Храйбе в графстве Лондондерри, хотя Фир Ли на самом деле вместе со своими правителями переселились к востоку от реки Банн, а их земли были захвачены данником Кенел Эогайн, королем Уа Катайнов (О'Кейн), который сделался королем Кианнахтов из Гленн Геймин. Признание истинного положения дел произошло на Соборе в Келлсе в 1152 году, когда был создан диоцез Райт-Лурайг, и на соборе Бри, сына Тадга, в [148]1158 году, когда Райт-Аурайг был включен в состав нового диоцеза Дерри. Диоцез Коннора теперь ограничивался традиционными землями Дал Арайде и Дал Риады. Диоцез Дерри охватывает владения Кенел Эогайн, так же как диоцез Рафо — Кенел Конайлл, но не учитывает их продвижения в графство Тирон, так как Арме дозволили сохранить в прежнем виде северные пределы ее епархии VIII века. Диоцез Клогера соответствует королевству Уи Хремтайнн и его зависимым областям, но опять-таки не принимает во внимание проникновение Кенел Ферадайг, септа Кенел Эогайн, к границам Ферманага, имевшее место в XII веке. Впоследствии Доннхад Уа Кербайлл, король Айргиаллы, убедил св. Малахию, брат которого Христиан был епископом Клогера, перенести кафедру в Лаут, где находился центр его могущества. Только в XIII веке, когда англо-норманнское завоевание превратило графство Лаут в «английский Ориель», эта область вернулась под эгиду примасского диоцеза Армы.

Господство Кенел Эогайн стало представлять серьезную угрозу для уладов после 827 года. Хотя в 851 году Матудан, сын Муйредаха, наконец признал верховным королем Маэлсехнайлла, сына Маэл Руанай-да, и хотя улады впоследствии появляются на крупных военных сборах, созывавшихся верховным королем (как, например, в 919 году, когда Аэд, сын Эохокана, пал в битве при Айлендбридже, сражаясь в войске Ниалла Глундуба) — они решительно сопротивлялись, не желая подвергнуться участи Айргиаллы. Они признавали власть верховного короля Ирландии, будь он даже из Кенел Эогайн, но не подчинялись ему, пока он оставался всего лишь королем Севера.

В 1004 году у Краэб Тулхи, места королевской инаугурации, состоя­лось большое сражение. Были убиты Эохайд, сын Ардгала, король уладов, Доннхад уа Лойнгсиг, король Дал Арайде, и многие другие знатные люди. От полного краха уладов спасла лишь смерть, настигшая в том же бою победителя, Аэда уа Нейлла. Погибло так много членов дербфине Дал Фиатах, что в последующие годы в престолонаследии этой династии царила полная неразбериха: за один лишь 1007 год от рук соперников пало не менее четырех королей, а на протяжении жизни трех поколений королевскую власть оспаривали семейства Уа Матгамна (родословная которого не сохранилась) и Мак Дуйннхлебе. О бессилии Дал Арайде красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что они не смогли из­влечь из этого хаоса никаких выгод.

В XI веке среди ирландских королевских септов начали распростра­няться фамильные прозвища. По-видимому, причиной их появления служило [149]желание отделить представителей рода, имеющих право на наследо­вание королевского титула (rigdamnae) от более отдаленных родственни­ков. Так, в Ульстере не только сыновья и внуки Эохайда, сына Ардгала, но и дальнейшие потомки приняли имя Мак Эохада или Уа Эохада (Мак-Кой, Хой (МасСаиgnеу, Наиghеу, Ноеу). Распад древнеирландской правовой системы привел к усилению неуверенности относительно точно­го определения юридических терминов, относящихся к различным ветвям фине, даже среди юристов. Крупные династии, такие как Кенел Эогайн, произвели на свет столь много различных септов, что лишь чрезвычайно искушенный человек мог проследить их родственные связи, так что они приняли такие имена, как Уа Нейлл (О'Нейлл), Мак Лохлайнн (Мак-Лафлин), Уа Катайн (О'Кейн), Уа Гайрмледайг (ОТормли). Фамилия Уа Нейлл восходит к имени верховного короля Ниалла Глундуба, правив­шего в X веке, и причинила множество неудобств современным истори­кам, так как она тождественна названию их септа, общему для всех потомков Ниалла Девяти Заложников. Конечно, после того как смени­лось несколько поколений, даже фамилии перестали служить своему пер­воначальному предназначению. Так, например, когда после 1137 году коро­левская власть над Дал Фиатах закрепилась в руках потомков Доннслебе Мак Эохада (убитого в 1091 году), наследники (rigdamnae) отделились от остального рода, приняв название Мак Дуйннхлебе (Донлеви).

Улады не вступили в союз с Брианом Боромой, бросившим вызов Уи Нейллам, но к концу XI века они осознали преимущества положения, при котором верховная королевская власть переместилась в далекий Мунстер, и попросили помощи у Муйрхертаха Уа Бриайна. Попытка Муйрхертаха помочь уладам и распространить свою власть на Северную Ирландию потерпела сокрушительный провал в битве при Маг Кобо в 1103 году; после этого уладам пришлось заключить мир с Мак Лохлайннами из Кенел Эогайн. Домналл Мак Лохлайнн следовал принципу «разделяй и властвуй», составлявшему отличительную черту политики претендентов на верховную власть в XII веке, и в 1113 году, низложив Доннхада, сына Доннслебе, разделил Дал Фиатах между неким анонимным представите­лем семейства Уа Матгамна и братьями Доннхада. Он не потревожил спокойствия королей Дал Арайде и Уи Эхах Кобо, но предпринял бес­прецедентный шаг, утвердив свой непосредственный сюзеренитет над дву­мя этими королевствами и тем самым лишив Дал Фиатах положения сюзеренов Ульстера. Впрочем, улады сумели вернуть себе прежнее поло­жение в 1129 году при Конхобаре, сыне Домналла.[150]

В 1148 году Муйрхертах Мак Лохлайнн продолжил политический курс своего деда, разделив Ульстер меж четырьмя «господами» (tigernai), а не королями. Успех Муйрхертаха настолько встревожил его могуще­ственного вассала Доннхада Уа Кербайлла, короля Айргиаллы, что он был вынужден восстановить в королевском звании Ку Улада Мак Дуйннхлебе. В 1165 году Уа Кербайлл еще раз выступил в роли миротворца, примирив Муйрхертаха (теперь являвшегося верховным королем Ирлан­дии) и Эохайда, сына и преемника Ку Улада. В награду он получил область Бенна Байррхе — горы Морн, которые получили свое нынешнее название после переселения туда племени Мугдорна из земель Уа Кербайллов в Монагане. Впоследствии, в 1166 году, Муйрхертах вероломно ослепил Эохайда Мак Дуйннхлебе, и это злодеяние привело его к гибели, так как Уа Кербайллы отказались повиноваться Муйрхертаху и изъявили свою покорность Руайдри Уа Конхобару, королю Коннахта.

Даже после вторжения де Курси и под властью ярлов Ульстера де Бургов Мак Дуйннхлебе сохраняли звание rex Hibernicorum Ulidiae. Эта династия сложила оружие около 1280 года и затем поступила на службу к роду Уа Домнайлл из Тир Конайлл, происходившему от королей из рода Уи Нейллов, но разделявшему враждебность уладов к господствующим О'Нейллам из Тир Эоган. Обычно известные под прозвищем Мак-ан-Ултайг (МакНалти, «сын ульстерца»), они приняли профессию врачевателей. Сходным образом семейство Уа Клейриг (О'Клери), когда-то бывшее королями Уи Шиахрах Айдне в южном Коннахте, нашли убежи­ще у Уа Домнайлл и стали знаменитыми историками и составителями генеалогий. Очевидно, переход в ученое сословие являлся приемлемой компенсацией за утраченное королевское звание.

Поэтому только в конце XIII века О'Нейллы смогли называть себя королями Ульстера. И только в 1364 году консервативные Анналы Ульстера назвали Аэда Мора Уа Нейлла «королем уладов» (ri Uladh). К тому времени младшая ветвь династии — Кланн Аэда Буйде или О'Нейллы из Кландебоя, — укрепилась на развалинах англо-норманнско­го ярлства Ульстер. Ниалл Уа Нейлл придал своим притязаниям закон­ность в глазах образованного слоя общества, проведя большой праздник для поэтов Ирландии на месте Эмайн Махи в 1381 году. Восстановление названия Ульстер, вновь ставшего обозначать всю северную часть Ирлан­дии, оказалось возможным только после исчезновения королевства уладов.[151]

ГЛАВА VIII

КОРОЛИ ЛЕЙНСТЕРА

Провинция Лейнстер (Сoiced Laigen) представляла собой область с четко очерченными естественными границами, центр которой располагался в бассейнах рек Лиффи, Барроу и Слейни. От срединных областей ее от­деляли обширные болота графства Оффали и лесная полоса к северу от Лиффи, а от Мунстера — возвышенность Осрайге, поднимавшаяся к западу от Барроу. Восточное побережье не играло существенной роли, пока викин­ги не основали свои поселения в Дублине, Уиклоу, Арклоу и Уэксфорде. Восточный склон гор Уиклоу оставался в руках Фортуата Лаген — вассальных племен Лейнстера, которые согласно традиции не принадле­жали к народу лагенов. Центр политической власти на протяжении мно­гих веков располагался на севере провинции, в равнинах Килдара по реке Лиффи, а символом королевской власти являлась сильная крепость Аленн.

В истории Лейнстера неоднократно повторялась одна и та же ситуа­ция: династии, утрачивавшие власть над этими равнинами, отступали на восток через горы и лишались всякого политического значения; за Уи Гаррхон и Уи Энехглайсс в VI веке и Уи Майл в VIII последовали после англо-норманнского вторжения их преемники — О'Тулы и О'Бирны из Уи Дунлайнге.

Однако северные правители, хотя они и являлись королями пятины, вынуждены были мириться с определенной независимостью, которой пользовались Уи Хеннселайг на юге. Разграничительная линия проходи­ла по водоразделу (gabair) рек Лиффи и Слейни и отразилась в очерта­нии границ, отделявших друг от друга диоцезы Дублин, Глендалу и Кил-дар на севере (Лагин Туатгабайр) и Лейлин и Фернс на юге (Лагин Десгабайр). Племя Лойгис традиционно зависело от северных династий, но вошло в состав диоцеза Лейлин, вероятно, вследствие господства Уи Хеннселайг в XII веке.[152]

Это географическое разделение Лейнстера проявлялось столь отчет­ливо, что король пятины иногда назывался «королем двух лагенов» (ri Diabul-Laigen). Тем не менее правящие дома двух этих областей были тесно связаны между собой и, по-видимому, оба начали свое возвышение и экспансию из центральной области Барроу. Аегенда об их происхождении начинается сагой о разрушении Динн Риг, большой крепости близ Лей-линбриджа, якобы совершенном их отдаленным предком Лабрайдом Лоингсехом. Ранние традиции связывали имя Уи Хеннселайг с Райт Биле (Ратвилли на севере графства Карлоу). Потерпев поражение в борьбе с Уи Дунлайнге за северные равнины в течение VII века, наиболее пред­приимчивые ветви династии отправились на юго-восток через горы Блакстэр в графство Уэксфорд и, опираясь на Фернс, монастырь св. Мэдока, добились господства над южной частью провинции. Отсюда они выйдут в XI веке, когда Уи Дунлайнге будут ослаблены веками унизительных поражений от Уи Нейллов и дублинских викингов, а также внутренними усобицами, и в конечном итоге падут жертвой честолюбивых Осрайге, короли которых задолго до того стряхнули гегемонию Кашеля и стреми­лись стать господами Лейнстера.

Однако если замечательное географическое единство Лейнстера наде­лило его некоторой степенью политической стабильности, то его компакт­ность скорее напоминала компактность хорошо укрепленного убежища. Подобно уладам, лагены появляются на страницах летописей чаще в роли обороняющихся, а не нападающих, и, как и улады, они сохранили воспоми­нания, правда, очень туманные и плохо задокументированные, о более обширной сфере владычества.

В этническом отношении лагены также обладали гораздо большим единством, чем обитатели остальных четырех пятин. Единственными чуж­дыми народами (forthuatha), игравшими какую-то роль в политической жизни провинции, были племена Фотайрт и Лойгис. Первые были раз­бросаны по всему Лейнстеру, а их младшие ветви проживали даже за пределами пятины. Фотайрт оставили свое имя в названиях баронств Форт в юго-восточной части графства Уэксфорд и восточной части графства Карлоу (королевства Фотайрт Мара и Фотайрт Феа). Очевид­но, в качестве подчиненного населения, а не племенного королевства они также обитали в окрестностях церкви Килдара, основательница которой св. Бригита была самым выдающимся представителем этого народа. Сле­дует обратить внимание на тот любопытный факт, что обычно они распо­лагаются по соседству с той или иной группой Уи Байррхе, которые по [153]происхождению были лагенами, потомками Катайра Мара, и которые, очевидно, в VI и VII веках играли гораздо более важную роль, чем изображается в поздних анналах.

Другим народом, не связанным с лагенами узами родства, были Лойгис, чье имя было запечатлено (хотя и не совсем точно) в названии графства Лейиш (бывшее графство Королевы). Они занимали более важное положение, чем Фотайрт. Выступая в качестве главных защитни­ков Лейнстера от нападений из Мунстера, Лойгис пользовались тем же статусом самого доверенного вассала, которым Уи Нейллы наделили Гайленга и Кианнахтов. Впрочем, не все из знаменитых семи ветвей Лойгис обитали в этой пограничной области: один септ жил среди Уи Энехглайсс близ Арклоу, а баронство Шелбурн в юго-западном Уэксфорде, возможно, было названо по имени септа Сил Брайн из Лойгис. К северу от него располагалось баронство Бантри, родина еще одного фортуата, Беннтрайге, который обнаруживается в Мунстере и других частях Ирлан­дии, но не играет существенной роли в исторических памятниках Лейнсте­ра. Устье реки Барроу, как ни странно, приобрело значение только после основания викингами города Уотерфорда, хотя один из величайших святых Лейнстера Моллинг основал поблизости свой монастырь Сент-Муллинс. Лагены, как и большинство кельтов, были по преимуществу сухопутным народом.

Несмотря на это, легенда об их происхождении гласит, что они пере­правились из Галлии морем под руководством Лабрайда Лоингсеха. Они возводили свое название к слову, обозначавшему копье, и если эта этимо­логия не подходит для имени «лагены», то оно вполне может служить объяснением их древнего названия «галеойн» (Gaileoin), которое проис­ходит от того же корня, что и слово «гесаты» или «копейщики», вторгши­еся в Италию в III веке до н. э. Средневековые историки-компиляторы, составившие Мировую Хронику, датировали разрушение крепости Динн Риг, ознаменовавшее основание союза лагенов, приблизительно 300 го­дом до н. э., однако мы не можем быть уверены в том, основаны ли эти подсчеты на подлинной традиции, являются ли они лишь слабо обосно­ванной догадкой или же они носят совершенно искусственный характер, так как основание Эмайн Махи и Ульстерского королевства, а также зарождение пиктского королевства в Шотландии датируются той же эпохой, и это выглядит осознанной попыткой синхронизировать период их возникновения с созданием «царства греков» Александром и его преем­никами в схеме мировой истории Евсевия.[154]

(Карта. Лейнстер около 900 г.н.э.)[155]

Ранние традиции, подтвержденные данными топонимики, указывают на то, что лагены составляли особую группу кельтских переселенцев, кото­рые на волне первых успехов распространились через северный Мунстер и южную часть срединных областей на территориях до реки Шеннон и даже за нее в Коннахте и Клэре. Тождественными или тесно связанны­ми с племенами лагенов и галеойн были домнанны или Фир Домнанн, давшие свое имя Инбер Домнанн (Малахайд, графство Дублин) и Иррус Домнанн, обширной заболоченной местности в северо-западной части Мэйо. В раннюю эпоху они составляли также часть населения Коннахта, но позднее были низведены до подчиненного положения и впоследствие окончательно исчезли с исторической сцены. Вряд ли их можно рассмат­ривать в отрыве от британских думнониев из Девона и Юго-Западной Шотландии.

В древних родословных лейнстерских правителей, по-видимому, со­держится много подлинных имен, но если всерьез подойти к их хроноло­гии, то следует отнести время жизни Лабрайда Лоингсеха к гораздо более раннему периоду, чем считали хронисты, — не позднее VI века до н. э. Вполне вероятно, что эта родословная возникла в результате искусствен­ного сведения различных племенных традиций, которое могло иметь место в том случае, если три разных народа — лагены, галеойн и домнанны — смешались в составе одного крупного союза и объединили свои генеалогии.

Название племени галеойн с чрезвычайным почтением упоминается в «Похищении быка из Куальнге». Медб с особой ревностью и насторо­женностью относится к контингенту, который они поставили в ее войско, и когда Айлиль (будучи лейнстерцем, хотя и являясь королем Коннахта) не дает согласия на их уничтожение, она распределяет их по другим отрядам войска, иначе они могли бы чрезвычайно усилиться. О'Рахилли отождествляет с этими галеойн исторические племена Гайленга в Мэйо и Мите, но основания для такого отождествления представляются слишком зыбкими.

Оставим эти шаткие рассуждения и обратимся к началу исторического периода. В эту эпоху лагены определенно занимают оборонительную позицию. Анналы V и начала VI века, хотя их и нельзя считать состав­ленными в то время, повествуют о череде сражений, случившихся между 475 и 516 годом, в ходе которых успех клонился то в одну, то в другую сторону, пока наконец Уи Нейллы, а в особенности династии Кайрпре и Шиаху, не отбили у лагенов равнину Миде. Граница между владениями Уи Нейллов и Лейнстером, которой суждено будет сохраняться неизменной [156]на протяжении нескольких последующих веков, проходила по болотам Оффали и Килдара.

Борьба с Мунстером нашла туманное отражение в сагах, но не была запечатлена в исторических памятниках. Притязания Дал Кайрпри Арад, обитавших на границе Аимерика и Типперэри, на лагенское происхожде­ние, хотя в отношении их аутентичности существуют определенные сомне­ния, могут указывать на былые размеры владений лагенов; предполагалось также, что от лагенов ведут свое происхождение Эли из северного Мунстера. В итоге Аойгис должны были оборонять лейнстерские пределы у Слив Блум, в то время как Осрайге (никогда полностью не подчинявши­еся Мунстеру) приобрели фактический статус буферного государства между двумя провинциями, из которого они позднее извлекли немалую выгоду.

Однако даже после того, как Уи Нейллы прочно установили свою гегемонию в центральных областях Ирландии, а Эоганахты — в Мунстере (позднее две эти силы столкнутся между собой в решительном сраже­нии у пограничного монастыря Бирр), немногочисленные и труднопрохо­димые линии сообщения, ведущие из Северного Лейнстера через болота Оффали к реке Шеннон и озеру Аох-Дерг, оставались под контролем ряда монастырей, некоторые из которых были лагенскими по своим тради­циям и симпатиям. Самым заметным монастырем в этом ряду был, воз­можно, монастырь Терригласс в Ормонде, основанный в VI веке лейн-стерским принцем Колумом, сыном Кримтанна, чей преемник Аэд, сын Кримтанна, в XII веке внес немаловажный вклад в создание Лейнстерской Книги.

Ранние памятники лейнстерской истории скудны и немногочисленны. Анналы, повествующие о современных им событиях, начали записываться в Ирландии только с середины VI века, однако лишь в VIII веке в них появляется сколько-нибудь подробное описание лейнстерских дел. До это­го времени мы узнанм по большей части о борьбе лейнстерцев с Уи Нейллами, и то из северных источников. Уже упоминавшееся связное повествование о битвах, после которых Уи Нейллы захватили власть над срединными областями, вероятно, отражает подлинную традицию, позднее записанную в форме хроники.

Однако в Kейнстере мы обнаруживаем чрезвычайно любопытный круг памятников, проливающих свет на архаические представления о королев­ской власти, хвалебную поэзию бардов и устную передачу генеалогиче­ских сведений в стихотворной форме. В поздних рукописях сохранились [157]стихотворения, восхваляющие леинстерских правителей и написанные арха­ическим стилем, который иногда производит сильное впечатление своим своеобразием. Примером могут служить следующие строки, посвященные доисторическому королю Месс Делманну, который, согласно поздней докт­рине, возвел крепость Дун Айлинне:

Mal adrulaid iatha marb,

mac soir Sethae;

selaig srathu Fomaire

for doine domnaib.

Di ochtur Alinne

oirt tirunu talman;

trebunn tren ruathmar

Mess Delman Domnann.

Князь вошел в страны мертвых,

сын благородной Сетны,

разгромил долины фоморов

под мирами людей.

С высот Аленн

разбил сильных земли,

вождь сильный, [владеющий] великим народом

Месс Делманн Думнонский[37].

Фоморы — зловещие персонажи ирландской мифологии, часто отож­дествлявшиеся с чужеземными заморскими грабителями, — возможно, обитатели шотландских брохов, промышлявшие пиратством. Не ясно, яв­ляется ли это стихотворение элегией на смерть короля Лейнстера, кото­рый изображается торжествующим над царствами мертвых, как когда-то он торжествовал над царствами живых, или же в нем запечатлены воспо­минания о заморском походе Месс Делманна, ибо народное воображение охотно наделяло заморские земли чертами Иного мира. И наоборот, валлийская мифология часто рассматривает в виде Иного мира Ирландию, а в ранневаллийской поэме о набеге Артура на Каэр Сидди проявляются сходные представления. В любом случае, в других стихотворениях этого круга содержатся ясные отсылки к набегам лейнстерцев на Британию, Шотландию и Оркнейские острова, и даже к битвам с римскими легиона­ми. Слово «трибун» в этом стихотворении является очевидным заимство­ванием из латыни (вопреки мнению тех ученых, которые видят в нем исконно ирландское слово), но вопрос о том, отражают ли эти подробности действительные контакты с римским миром, остается спорным, поскольку их источником вполне могла оказаться распространившаяся позднее ла­тинская ученость. Впрочем, не следует забывать и о том, что полуостров Ллейн в Уэльсе носит имя лагенов и что ирландцы, по сообщениям [158]источников, были изгнаны из Северного Уэльса Кунеддой в V веке. Однако если ведущая роль в этих набегах справедливо приписывается названным в стихотворениях князьям, то хронология Мировой Хроники и уж тем более подразумеваемая в родословных ни в коей мере не соответ­ствует действительности.

Большинство ученых сходятся во мнении, что эти стихотворения отно­сятся к ранней эпохе, но относительно их точной датировки общего согласия не существует. Стихотворения, написанные в подобном стиле, определенно продолжали создаваться или, по крайней мере, заново редак­тироваться еще в VII веке, ибо в главном произведении, содержащем родословную королей Лейнстера и приписываемом перу Аадкенна мак Бархедо, поэта, жившего предположительно в V веке, множество строк посвящено возведению их рода от Яфета через Ноя к Адаму, а также 72-м народам мира, произошедшим от Ноя согласно воззрениям Исидора Севильского и других авторитетов.

Куно Майер считал, что большинство этих стихотворений было напи­сано в VII веке, однако О'Рахилли относил по крайней мере некоторые из них к гораздо более позднему времени. С другой стороны, Карни полагает, что определенные образцы действительно можно датировать V веком, а Майлз Диллон предпочитает VII столетие. Диллон перевел несколько стихотворений, приписываемых легендарному королю Финду Филиду, в которых тот восхваляет своего предка Моэна или Аабрайда Лоингсеха:

Moen oen a ba noed

nib a noos ardrig;

ort rigu rout an

hua Luircc Labraid...

Моэн, единственный, с детства —

это не было деянием великого короля —

убивал королей, благородный бросок,

Лабрайд, внук Лорка.

Эти ирландские панегирики проявляют замечательное сходство с ранними поэмами, сохранившимися в надписях династии Гуптов; и, по моему мнению, в этом случае, как и в некоторых других, в Индии и в Ирландии сохранилось общее древнее наследие. Можно возразить, что восхваление короля его придворным поэтом всегда должно выражаться в более ли менее одинаковом ключе. Однако схожесть социального поло­жения, разработанная техника стихосложения, намеренная затемненность языка, характеризующие как индийских кави, так и ирландских филидов, вряд ли случайны. Мы знаем, что у кельтов в Галлии были барды, выполнявшие те же обязанности, что и барды ирландские, и я полагаю, [159]что Посидоний, когда он наблюдал, как они, стоя на собраниях, произносят нараспев хвалы своим покровителям, был очевидцем древнего индоевро­пейского обычая[38].

Очевидно, эти стихотворения заслуживают гораздо большего внима­ния, чем им уделяли с той поры, когда они были опубликованы и переведены Куно Майером. А между тем вне зависимости от того, когда они были созданы, историки могут почерпнуть в них любопытные сведе­ния. Они являются независимым источником, противоречащим официаль­ной картине престолонаследия в Лейнстере, очерченной генеалогическими трактатами, в которых они содержатся. Затемненность языка, на котором они написаны, предотвратила появление искажающих исправлений, а их традиционный престиж обеспечил их сохранение. Согласно официальной доктрине, Уи Дунлайнге установили почти абсолютную монополию на королевскую власть уже в VI веке, однако если мы посмотрим на таблицу 9 в Приложении II, то увидим, что такое положение было достигнуто с помощью простого приема, заключавшегося в переписывании родослов­ной Уи Дунлайнге в форме списка правителей, в результате которого возникла видимость наследования престола от отца к сыну, совершенно не соответствующего ирландскому праву. Эта схема была взята на воору­жение поздними интерполяторами, однако древнейшие тексты анналов, хотя в них редко упоминается Лейнстер, выявляют всю искусственность такого подхода, а сообщения, разбросанные в ирландской литературе, особенно в агиографических произведениях, содержат окаменелые следы ранней традиции, ускользнувшие от взглядов редакторов генеалогических текстов.

Например, в Житиях св. Комгалла Бангорского и св. Финтана (Мун-ну) Клоненагского мы находим упоминания о Кормаке, сыне Диармайта, из рода Уи Байррхе, в которых он именуется королем Уи Хеннселайг (анахронистическое наименование «короля Южного Лейнстера»), и о его старшем современнике Колуме или Колмане, сыне Кормака, из рода Уи Хеннселайг, «короле Северного Лейнстера». Не подвергшиеся переписы­ванию анналы показывают, что Крундмаэл (ум. в 656 г.), внук этого Колмана, был королем Лейнстера. Это говорит о том, что королем Лейн­стера являлся, вероятно, и его отец Ронан, умерший в 624 году, а вовсе не его тезка Ронан, сын Колмана, из Уи Дунлайнге, как уверяют нас состави­тели списков королей. Из сообщений анналов выясняется также, что в [160]этот период Уи Хеннселайг еще не утратили надежды подчинить своему влиянию срединные равнины Северного Лейнстера[39].

Сходным образом в этих архаических стихотворениях содержится перечень королей доисторического периода (вероятно, конца IV — нача­ла V века), который совершенно не совпадает с данными среднеирланд-ских текстов. Вот этот перечень:

Катайр Мар

Фиаху ба х-Айккид

Брессал Белах (известен только по данным родословных)

Муйредах Мо-Снитех

Моэнах

Мак Кайртинн

Над Буйдб.

Из этого списка имена Муйредах Мо-Снитех и Моэнах принадлежат представителям рода Уи Байррхе, а имя Над Буйдб — Уи Дего, меж тем как Мак Кайртинн мог относиться к Уи Энехглайсс. Все эти септы, хотя они и связаны с господствующими родами Уи Дунлайнге севера и Уи Хеннселайг юга, никогда не попадали в поздние списки королей[40].

Имя Мак Кайртинн особенно интересно, так как, хотя это лицо не упоминается ни в одном генеалогическом тексте, его, вероятно, следует отождествить с человеком, память о котором увековечена в огамической надписи из баронства Далик двумя или тремя милями южнее Слейна и реки Войн. Надпись гласит: MACI CAIRATINI AVI INEQAGLAS «[ка­мень] Мак Кайртинна, внука Энехгласса». Обращает на себя внимание и загадочное сообщение в Анналах Инисфаллена о смерти в 447 году некоего Мак Кайртинна, сына Койлуба, погибшего в битве между лагенами и мунстерцами при Маг Фемин. В данном случае мунстерский хронист, по-видимому, перепутал географическое название Фемен в Бреге (область, в которой была найдена огамическая надпись) с более извест­ной одноименной равниной вокруг Кашеля в Типперэри и потому счел, что в битве участвовали люди из его провинции. Однако в ранних анналах сообщения о Мунстере отличаются еще большей отрывочностью, чем о Лейнстере, в то время как и огам, и анналы достаточно хорошо вписываются в традиции, повествующие о борьбе Уи Нейллов и лагенов [161]за срединные области, а также согласуются с другим свидетельством, согласно которому Уи Энехглайсс в V и VI веках еще не были оттеснены в район побережья Уиклоу и не перестали играть важную роль в полити­ческой жизни провинции.

Наши рекомендации