Нормативно-правовые особенности деятельности волонтёров в НКО
Рассмотрение деятельности волонтёров в НКО необходимо начать с очевидного утверждения, что вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом. При этом нужно подчеркнуть, что для этого необязательно знакомиться со всем российским законодательством (хотя хороший юрист никогда не будет лишним в организации), а достаточно хорошо ориентироваться в нём и знать, куда можно обратиться для решения той или иной задачи, чтобы она не переросла в проблему.
Основным законом Российской Федерации является Конституция РФ (Конституция Российской Федерации // http://www.constitution.ru/), которая имеет самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций, равно как и к деятельности государственного и коммерческого секторов.
Нас будут в первую очередь интересовать лишь те положения Конституции Российской Федерации, которые имеют непосредственное отношение к деятельности НКО.
Так, Статья 13 гласит:
«4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
В Статье 14 для нас важным является указание, что хотя религиозные объединения отделены от государства, они равны перед законом (п. 2).
Наконец, для создания волонтёрской организации большое значение имеет Статья 30:
«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Таковы основополагающие моменты нормативно-правового регулирования деятельности НКО, закреплённые Конституцией Российской Федерации.
Есть ряд других нормативно-правовых документов.
Наиболее важным из них является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Статья 50 ГК РФ дает понятие некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками.
В статьях 116-123 ГК Российской Федерации даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.
Более тесно деятельность НКО связана с Федеральными Законами «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», Налоговым кодексом Российской Федерации.
Работу в молодёжном или детском общественном объединении регулирует также Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», а благотворительную деятельность – Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Однако в России нет единого закона, который регулировал бы деятельность добровольцев волонтёрских организаций.
Более того, понятие «доброволец» или «волонтёр» есть в 4-х законах:
ü Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/),
ü Федеральном законе от 6 мая 2007 г. № 100-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О добровольной пожарной охране» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/),
ü Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ (ред. от 28 июня 2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://base.garant.ru/12157435/),
ü Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. (ред. от 3 июля 2016) № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/).
Приведём характерное рассуждение о терминологической путанице в российском законодательстве: «В практике организации добровольческой деятельности вместо понятия «доброволец» и производных от него, часто в качестве равноценного употребляется понятие «волонтер». Такая замена понятий особенно часто проявляется в сфере молодежной политики. С позиции действующего в Российской Федерации права эти понятия не могут рассматриваться в качестве синонимов и быть взаимозаменяемыми, поскольку определяются различными правовыми актами и должны применяться для достижения различных целей. «Волонтеры» действуют в сфере спорта и международных спортивных мероприятий, в то время, как «добровольцы» могут действовать исключительно в целях благотворительной деятельности» (Доброволец и волонтер – практический смысл и правовые понятия // Информационно методический портал «Вектор добровольчества в России» http://www.kdobru.ru/understand/understand4/).
«...сегодня можно часто видеть, как волонтерские центры организуют труд волонтеров в целях благотворительной деятельности. В этих случаях волонтеры фактически становятся источником благотворительности, т.е. добровольцами.
На практике, также волонтерами иногда называют добровольцев и в некоммерческих организациях. Но такая практика, чаще всего связана с недостаточным знанием этими организациями российского законодательства, либо с реализацией международных программ и сотрудничеством с зарубежными организациями» (Где проявляют себя и что делают добровольцы и волонтеры // Информационно методический портал «Вектор добровольчества в России» http://www.kdobru.ru/understand/understand6).
В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве)». Его критически комментировали и эксперты Общественной палаты, и многие некоммерческие организации.
Тем не менее развитие законодательства о волонтёрах необходимо и обусловлено не столько развитием общественных инициатив в области социального служения, сколько наличием мероприятий, значимых для всей страны.