Нормативно-правовые основы соц.-педагогической деятельности

1. Международные документы:

А) Конвенция ООН о правах ребенка:

Принята в ноябре 1989г.

Цель конвенции: максимальная защита интересов ребенка.

1. выживание

2. развитие

3. защита

4. обеспечение активного участия детей в жизни общества.

Впервые в международную лексику были введены слова ребенок, права

ребенка. В РФ в полном объеме конвенция не реализуется, т.к. отсутствуют механизмы реализации, не хватает специалистов, низка правовая культура в обществе.

Б) Всемирная декларация и план действий на высшем уровне в интересах детей (1990г)

В) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993г)

Федеральные законы

А) Конституция

Б) Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998г)

В) Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1999г)

Г) Федеральные президентские программы:

- «Дети России» (1995г). Имеются программы: дети-сироты, одаренные дети, дети-инвалиды, безопасное материнство, развитие соц. обслуживания семьи и детей, дети Чернобыля и др.

- «Молодежь России» (1994г). Направлена на соц. поддержку и защиту молодежи.

Региональные законы

Законы и постановления принятые местными органами власти. # закон «О развитии детского спорта»

Функции соц. педагога

Функция – обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль.

1. Образовательно-воспитательная функция: целенаправленное пед. Влияние на поведение детей и взрослых.

2. Сигникативная (сигникат – значение, смысл), т.е. смысложизненная, смыслообразующая функция. Задача соц. педагога: помочь клиенту обрести смысл жизни, цель существования активизировать собственные ресурсы, помочь бороться с трудностями своими силами, разбудить активность личности.

3. Диагностическая функция: постановка «социального» диагноза путем изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий, окружения, позитивных и негативных влияний и т.д.

4. Прогностическая и экспертная функция: разработка проектов, программ, планов развития, социума (учреждения, микрорайон, группа организаций, связанная с работой с детьми), социально-педагогическое проектирование личности ребенка и экспертиза документов, материалов.

5. Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей (# акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.), педагогов, волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания, развития.

6. Коммуникативная: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.

7. Охранно-защитная функция: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие в применении мер гос. принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении детей.

8. Посредническая функция: осуществление связей в интересах ребенка между семьей , образовательных учреждением и ближайшим окружением.

Содержание соц.-пед. Деятельности

1. Изучение личности, группы, семьи, ближайшего окружения, соц.-пед. Проблем.

2. Соц.-пед. Поддержка личности в критических ситуациях.

3. Организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.

4. Соц.-пед. Опека и посредничество в творческом развитии личности и группы: пед. Диагностика способностей, приобщение к творческой деятельности, побуждение к самообразованию и самоизменению, влияние на ценности, смысл жизни

5. Педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.

Специализации соц. работы

1. Семейный соц. педагог – специалист широкого профиля, в ведение которого 30-50 семей.

2. Общинный = сельский соц. педагог – работает в сельской местности, специалист широкого профиля.

3. Специалист по соц. работе с детьми и молодежью организатор соц. работы с детьми по месту жительства.

4. Специалист по организации культурного досуга: организация культурно-досуговой деятельности детей и семей.

5. Валеолог = специалист по охране здоровья (деятельность школьного соц. педагога). Организация медико-оздоровительной деятельности детей, семей.

6. Социальный эколог – организация экологической и природо-охранной деятельности детей, семей. (# эколонич. Клуб).

7. Соц. педагог, специализирующийся на проблемах занятости: содействует трудоустройству и проф. адаптации подростков и молодежи, организует внешкольную трудовую деятельность детей (# летние рабочие лагеря).

8. Соц. этнолог – специалист по этно-культурной работе, возрождению традиций, промыслов, народного творчества.

9. Соц. педагог – дефектолог – специалист по оказанию соц.-пед. Помощи детям, имеющим отклонение в умственном и физическом развитии и их семьям. (Задача: профилактика и устранение соц. причин).

10. Школьный соц. педагог.

11. Соц. педагог по работе с подростками, склонными к правонарушениям (уделяет внимание профилактике, предупреждению противоправных действий подростков, реабилитации подростков, совершивших правонарушение).

12. Муниципальный соц. педагог – работники муниципальных органов, комитетов соц. служб, специалисты широкого профиля, которые организуют соц.-пед. Деятельность в микрорайонах.

Наши рекомендации