Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

К основным международным документам, связанным с проблемами защиты прав детей, относятся:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.,

Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г.,

Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.,

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. и др.

Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. с изм. и дополнениями 1996г., 2006г.,

• Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.,

• ФЗ РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ».,

• ФЗ РФ №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

• ФЗ РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,

• ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г.,

• Гражданский кодекс Р.Ф., • Жилищный кодекс РФ,

• Семейный кодекс РФ, • Трудовой кодекс РФ,

• Конституция Российской Федерации 1993г.,

• Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.

Основные нормативно-правовые документы Регионального уровня:

Н-р Долгосрочная целевая программа по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка

Основные нормативно-правовые документы Локального уровня

1.Устав учреждения

2.Правила внутреннего распорядка.

3.Договор с учредителем с родителями (законными представителями) обучающихся.

4.Положение о деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

5.Положения о формах самоуправления.

6.Договор о сотрудничестве учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.

7.основные общеобразовательные программы

Перечень документов социального педагога

1.Должностные обязанности

2.Программа социального сопровождения

3.Планы работы (годовой план по всем направлениям деятельности; план индивидуальной работы с детьми «группы-риска»; план по профилактике вредных привычек; план по профилактике самовольных уходов, бродяжничества и правонарушений; план совместной работы с ОДН)

4.График работы

5.Циклограмма

6.Отчеты о проделанной работе за прошлые года

7.Банк данных о учащихся (диагностико-коррекционная карта, краткая информация о документах воспитанниках (таблицы))

8.Журнал внутреннего учета детей «Группы риска»

9.Журнал самовольных уходов

Теории социального действия

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Вебер широко признан как один из классиков социологии.Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

Теория стратификации

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Уровни социальной работы

Выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный).

Индивидуальный уровень представляет собой организацию помогающего взаимодействия с клиентом, где и тот и другой выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств. В трактовках социальной работы на индивидуальном уровне преобладают психолого-ориентированные подходы, что объясняется характером взаимодействия личность – личность.

Групповой уровень по аналогии может быть представлен как реализация помощи группе, при этом субъект социальной работы может выступать как индивид (специалист), так и в качестве группы профессионалов, обладающих высокой степенью интегрированности. Специфика группового уровня социальной работы состоит в ее направленности на обеспечение полноценного функционирования группы, которая в свою очередь обуславливает реализацию потребностей индивидов, в нее входящих.

Социально-административный уровень выделяется, прежде всего, на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т.д. Деятельность субъекта в этом случае направлена на оптимизацию функционирования сообщества.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Региональныйуровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности - student2.ru

Защита прав ребенка

— обнаружение и содействие учащимся, нуждающимся в защите (инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защита прав и интересов учащихся в инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защита и персональная работа с учащимися, которые испытывают насилие и агрессию со стороны взрослых.

3. Обеспечение поддержки семьи в воспитании личности учащегося:

— раннее обнаружение неблагополучных семей;

— организация банка данных по проблемным семьям;

— пропаганда здорового образа жизни в семье как важного условия благополучной социализации детей и подростков;

—просвещение родителей для создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

4. Консультирование:

— поддержка подключения родителей к учебно-воспитательному процессу;

— организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся;

— организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

— консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

— консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем [31].

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:

— Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

— обеспечение упреждающей и исправительной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;

— организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

— способствование пропаганде здорового образа жизни;

— повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей для профилактики отклоняющегося поведения;

— организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию, а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.

6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка:

— сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерской, проектной деятельности):

— забота о больных, инвалидах и бедных;

— благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

— работа в службах социальной защиты;

— благоустройство города, поселка, двора;

— охрана природы и памятников культуры;

— проведение игр и творческих занятий с детьми;

— другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8. Организационно-методическая деятельность:

— анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

— участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

— накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Й этап.Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы соц. пе­дагог представляет Карту изменений семьи.

В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и не­официальный (неформальный). Официальный надзор — это над­зор, осуществляемый социальным педагогом по поручению офи­циальных органов (органов опеки и попечительства, органов уп­равления образованием и т.п.), в обязанности которых непосред­ственно входит контроль за теми или иными социальными про­цессами и явлениями, за деятельностью соответствующих соци­альных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обя­занностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

Объектом социального надзора является выполнение норма­тивных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Соци­альный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреж­дениях социального обслуживания, попечительства и перевоспи­тания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные шко­лы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудо­вые колонии и т.д.

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоя­нием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.).

27. Методика социально-педагогического семейного консультирования:

Семейное консультирование представляет собой оказание со­циально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в дан­ном случае супружеские проблемы и психология семейных взаи­моотношений не являются предметом анализа.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предме­тами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфек­ция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здоро­вого образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алко­гольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дез­адаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевти­ческой, юридической помощи, педагогическая неинформирован­ность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстанов­ление старых или построение новых позитивных социальных свя­зей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семей­ном консультировании социальный педагог работает либо с се­мьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

К основным международным документам, связанным с проблемами защиты прав детей, относятся:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.,

Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г.,

Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.,

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. и др.

Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. с изм. и дополнениями 1996г., 2006г.,

• Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.,

• ФЗ РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ».,

• ФЗ РФ №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

• ФЗ РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,

• ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г.,

• Гражданский кодекс Р.Ф., • Жилищный кодекс РФ,

• Семейный кодекс РФ, • Трудовой кодекс РФ,

• Конституция Российской Федерации 1993г.,

• Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др.

Основные нормативно-правовые документы Регионального уровня:

Н-р Долгосрочная целевая программа по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка

Наши рекомендации