В тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа
В тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
И других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
В отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
Образцами.
(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла
из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между
собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и
постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство
|
1)Русское государство возникло в результате длительных войн князей, каждый
из которых защищал свои земли.
2)Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.
3)После объединения отдельных княжеств, раньше враждовавших между
собой, Русь стала могучим государством.
4)Объединение русских земель произошло быстро.
5)Русь как государство возникла в результате объединения разрозненных
княжеств, долго враждовавших между собой.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
при этом/ / хотя/ / кроме того/ но/ поэтому
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ,-и, жен.
1)Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.
2)Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З.
Собственность на З.
3)Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.
4)Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.
5)Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
Песок с землёй. Комок З.
6)Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская
З. Чужие земли.
7)Устарелое название буквы «З
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
создАвший
каталОг
начАв
тОрты
аэропортЫ
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Его ПОПУЛЯРНЫЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
ЗАПЛАТИТЬ за лечение не было возможности.
Со мною в гостинице жил ДИПЛОМАНТ конкурса молодых исполнителей.
ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.
Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ, и он оправдывал своё название.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) неправильное употребление имени числительного В)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. 2) Я не заметил, был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она. 3) Согласно плана операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. 4) Отец мальчика как-то сходил было на капустники, и он рассказывает сыну, что там много зайцев. 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы 6) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волконский в книге «Лицо времени». 7) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. 8) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. 9) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевший
л..ловый
заг..релый
выт..рать
отр..слевой
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..ющийся, об..ять
поз..бытый, от..гнать
и..толочь, во..двигнуть
пр..датель, пр..крикнуть
роз..ск, пред..стория
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
продл..вать
зате..ть
обнаруж..вать
распил..вать
задумч..вый
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
произнос..шь
преобразу..мый
распущ..нный
перекин..шь
сломл..нный
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Окно на кухне было (не) занавешено.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.
(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания.Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
СКАЗКА
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу...
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...
–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание...
(А.И. Куприн)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В доме, кроме детей, никто не спит.
2) Сказка, рассказанная матерью ребёнку, не несёт в себе добра.
3) Герои рассказанной Куприным истории, добрые и отзывчивые люди.
4) Из всех персонажей сказки только дитя способно быть неравнодушным.
5) В словах дедушки, самого старого человека в семье, звучат слова сочувствия тому, кто может быть в беде.
Начало формы
Ответ: ___________________________. |
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 1-5 включают описание.
2)В предложениях 6-9 содержится рассуждение.
3)В предложениях 39-42 представлено повествование.
4)В предложении 44 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.
5) В предложениях 45-47 представлено рассуждение.
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 49-51 выпишите синонимы.
Ответ: ___________________________.
23.Среди предложений 39-42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
Образцами.
24. «В «Сказке» А.И. Куприна простым доступным языком затронута глубокая философская мысль. Достигается это с помощью использования ______ (например,«жалко», «дурак», «шлёпают») и тропов: _____ («длинный жалобный крик»» в предложении 9, «чёрствого благоразумия» в предложении 50, ), _____ («ветер… воет, …сотрясает, …ломится» в предложении 2). Какую-то надежду автор оставляет читателю, используя в последнем предложении приём _____, встречавшийся и в предложениях 37-40, но с иной целью.»
Список терминов:
1) анафора
2) олицетворение
3) гипербола
4) просторечие
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) умолчание
8) эпитеты
9) контекстные синонимы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Конец формы
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленныхавтором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
но | |
аэропорты | |
популистские | |
выздоровеет | |
лиловый | |
розыскпредыстория | |
продлевать | |
произносишь | |
нескончаемыми | |
почемунадолго | |
дитяребёнка | |
Информация о тексте
Проблемы | Позиция автора |
Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?) | Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи. |
Проблема эгоизма, «чёрствого благоразумия». (Почему некоторые люди предпочитают не замечать чужой беды, заботятся только о своём спокойствии?) | Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие, забывая о высоких нравственных принципах. |
Проблема взаимоотношений между людьми. (Как должны люди относиться друг к другу в беде и несчастье?) | Взаимоотношения между людьми должны строиться на основе взаимопомощи, неравнодушного отношения друг к другу. |
Проблема нравственного выбора человека. (Какие нравственные ценности определили в ситуации нравственного выбора поведение семьи, описанной в тексте?) | Выбор человека обусловлен нравственными ценностями. Семья, описанная в тексте, превыше всего ставит собственное спокойствие и благополучие, поэтому отказывается помочь человеку, попавшему в беду. |
Проблема семейного воспитания. (Влияют ли поступки старших в семье на формирование жизненной позиции ребёнка?) | Отстранённость старших в семье от чужой беды может сформировать чёрствого, бездушного ребёнка. Равнодушие взрослых воспитывает в ребёнке себялюбие. |
К аргументации:
1. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», Максим Максимыч и Печорин. Печорин и Бэла.
2. А. П. Чехов. «Тоска» Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.
3. Роберт Рождественский. Случай
Убили парня
за здорово живешь.
За просто так.
Спокойно.
Как в игре...
И было это
не за тыщу
верст
от города.
А рядом.
Во дворе.
Еще пылали окна...
Между тем
он так кричал,
прижав ладонь к груди,
как будто накричаться
захотел
за долгое молчанье
впереди...
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался,
обрушивался с крыш.
Растерзанный,
отчаянный,
больной.
нечеловечески огромный
крик!
Он тек по трубам,
полз по этажам,
подвалы заполнял
и чердаки,
Он ошалело
тыкался
в звонки!
Ломился в двери
и в замках
визжал!..
Он умолял!
Он клянчил: «Защити!..»
Навстречу ослабевшему,
ему,
плыл шепоток:
«Не надо...»,
«Не ходи...»,
«Простудишься.,,»,
«Не надо...»,
«Ни к чему...»
Да, случай.
Как-то.
В городе одном.
Но помните,
другие города!
...«Вот если бы не вечером,
а днем...»,
«Вот если бы на фронте,—
я б тогда...»
И все.
И только молний пересверк.
И все
И не остановился
век...
Какое
это
чудо —
Человек!
Какая это мерзость —
человек!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых