Объект и предмет политологии
Политика – сложное и многогранное явление, суть которого выразить некой единственной исчерпывающей, всеобъемлющей формулой практически невозможно. Отсутствие однозначного определения политики объясняется и разнообразием подходов к выявлению наиболее важного, основного в ней. Поливариантность осмысления политики имеет следствием множество соответствующих формул, дефиниций. И не только на уровне житейски-обыденного сознания («политика – грязное дело»), но и научного.
В том числе: «политика – это искусство жить вместе» (Платон); «политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер); политика – «отношение классов к государственной власти» (К. Маркс); политика – это «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства», «борьба между классами», «самое концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).
Политическая наука, или политология, относится к системе отраслей научного знания, изучающих важнейшие проявления, сферы общества, общественной жизни. Каждая наука имеет свой объект, т.е. некую реальность, данность, на изучение которой направлены её исследовательские усилия. Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Политологи считают, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.
Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому первым сформировалось представление о том, что предметом политической науки является изучение государства. Слово политика происходит от греческого politika – полис – город-государство.
Во-вторых, главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и так далее. И уже в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. Задача политологии состоит в том, чтобы анализировать не только юридически-правовые аспекты её деятельности, что составляет предмет государствоведческой и правоведческой дисциплин, но также государство и властные отношения как институты политической системы общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, её сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.
В-третьих, уже ХIХ веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или не осознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.
В-четвертых, в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и так далее. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Идеология придает значимость отношениям между представителями различных институтов общества, между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых «групп давления», а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Поэтому политический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно-политических течений, их истории, влияния на политику.
Однако это лишь одна сторона взаимосвязи данных феноменов. Вторая сторона заключается в том, что политолог, кА и любой другой исследователь, в той или иной форме и степени подвержен влиянию определенных идеологических концепций, теорий, что тоже вполне естественно. Подход исследователя в трактовке любого сколько-нибудь значимого факта, события или процесса в значительной мере определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Конечно, идеален тот случай, когда политолог как ученый беспристрастен и преследует цель найти истину независимо от того, кому результаты его изысканий выгодны. Но наука - это сообщество ученных разных ориентаций и пристрастий, исследующих один и тот же объект с различных точек зрения, с разных сторон и совместно ищущих истину. Подстраивание любой науки, особенно политологии, под чьи бы то ни было вкусы и интересы неизбежно приводит её к вырождению. Наглядный пример этого – политизация идеологизация всего обществознания в нашей стране, надолго задержавшая её развитие в советское время.
На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии – это наука о государственно-организационном обществе как функционирующей и развивающееся системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.
Итак, предметом политологии является власть и политика. Сама политическая наука включает в себя различные научно-политические ракурсы. В самом широком смысле в понятие политической науки включается история и теория политических идей, политическая философия, политическая идеология, политическая социология, политическая история, политическая экономия, политическая психология, политология, политическая антропология, политическая астрология, геополитика, международные отношения, политическое право и так далее.
С точки зрения инструментального подхода можно различать политическую науку как целостную теорию со своим категориальным аппаратом, функциями и методами, дефинициями, концепциями и аксиомами. С другой стороны, можно выделить науку о политике, которая занимается не посредственно прикладными исследованиями. Она может использовать различные теоретические выводы и методики, а может иметь и собственный инструментарий, разработанный специально для исследования конкретного политического процесса, а также с целью оказания влияния на этот процесс. Необходимость прикладных исследований создается практической потребностью прогнозирования и моделирования реального политического развития.
Таким образом, политология является интегральной наукой о политике и власти и многообразие различных способов их описания, исследования и проецирования на будущее.
Основными проблемами политологии можно назвать:
1. идейно-теоретическое и социальное обоснование политики;
2. проблемы власти и властных отношений, политических систем, институтов государства, политических режимов;
3. политические партии и движения, политические процессы, политические нормы;
4. политическая культура, политическое сознание, политическая идеология.
Все эти проблемы представляют интерес, прежде всего, в их современном состоянии. Очень важно знать составные элементы. Их функциональное проявление, взаимодействие между разными составляющими с целью выявления механизмов реализации властных функций, выявления тенденций политического процесса и перспектив политического развития, принятия решений и так далее. Мир политического представляет собой сложное и многообразное явление. Если говорить о термине «политика», то это одно из самых распространенных и многозначных слов, под которым понимает целенаправленную деятельность по реализации поставленных задач в обществе или достижение максимального результата. Например, говорят о мировой политике, о политике государства, об экономической политике, о социальной политике, о политике родителей или одного из них, о политике церкви и так далее. Но, что в курсе политологии под политикой понимается деятельность власти, государства, политической системы в целом, мирового общества и т.д.
Структурными и системными компонентами политики являются управление, правовое и конституционное закрепление власти, механизм правления в рамках различных государственно-политических систем, политические права личности, политическое равноправие и политическое неравенство, механизмы обеспечения функционирования общества и его воспроизводства, отношения граждан и государства, политическая социализация отдельных людей и общества в целом и т.д.
Проблемы политики тесно связаны с проблемами политических отношений и их социальными основами, с проблемами политических конфликтов и средствами и способами их разрешения, что непосредственно связано с формами государственного правления, режимами, наличием политических партий, устойчивости политического процесса в стране и т.д.
Социальной подготовкой политики является жизнь общества в целом: разрешенность или неразрешенность экономических проблем, а в связи с этим – степень решения социальных, культурных, образовательных сторон его жизни. В связи с этим неизбежно встает вопрос о взаимосвязи взаимозависимости экономики и политики, о морально-нравственных аспектах того и другого, о моральном облике всего общества и его правящих элит в отдельных периодах исторического развития, связанные с определенными методами политической деятельности, с направленностью политики.
Устойчивость жизнеспособность политических систем зависит от совпадения интересов субъектов и объектов политики, от готовности правящих элит жить в соответствии с правилами игры, установленными законами, политическими и правовыми нормами. От этого зависит легитимность системы, легитимность власти, правомерность государства той или иной власти в определенные исторические отрезки времени.
В политической деятельности, как и в любом другом явлении можно выделить различные уровни её существования:
1. политическая деятельность только политических лидеров, монархов и элит;
2. политическая деятельность политических институтов, партий, движений, общественных организаций, в которых рассредоточивается власть;
3. политическая деятельность, в которой отражается прямое и косвенное участие не только различных социальных групп, но так же публичная и частная деятельность людей.
Третий уровень политической деятельности возникает в обществе при определенной готовности самого общества и его политической культуры, при развитости его демократических основ.
Конечной целью политики является достижение интегративного консенсусного состояния общества, состоящего из разнородных групп, слоев, классов, представляющих некое общество, в котором достигается точка политического баланса. Не последнюю роль в достижении такого состояния играет государство с его арсеналом институтов принуждения, законов, норм и общеобязательных решений. Все вышесказанное является существенным предметом исследования политологии.
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и её взаимоотношение с обществом.
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие её взаимосвязь с остальным миром. К первым относится политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым – политическая социология, политическая психология, политическая география и др. Что же представляют собой важнейшие из этих наук?
Политическая философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.
Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.
Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории, государство включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты, традиционно состоящие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.
Теория международной политики – область политических исследований, предмет, которой – международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн, «Международная амнистия» и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории не возможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования та или иначе предполагают обращение к политической истории.
Вторую группу политических наук, занимающие промежуточное положение между политологией и другими науками. Важнейшей из них является политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкает как к одной, так и к другой из этих дисциплин. Она выделяется среди других наук о политике, прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества социальной детерминированности политических явлений.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.
Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.
Реальные политические исследования обычно полидисциплинарны и не укладываются в рамки отдельных политических наук как, например, если мы хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав партии и ее электората (предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория политических институтов), психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.
Отдельные политические науки обычно различаются не только по предмету, характеризующему, что, какой аспект политики изучается, но и по парадигмам и особенно методам исследования.
Методы политической науки
В современной политической науке, существует два уровня методологических исследований: теоретический и прикладной. Все зависит, как правило, от направленности исследования. Полидисциплинарность политической науки предполагает использование различных методов. Если говорить о теоретических методах исследования, то здесь можно назвать такие методы как:
1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. Он включает в себя различные элементы: индукцию и дедукцию, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, мысленный эксперимент.
2. Сравнительный метод один из важнейших методов в политологии, т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки могут быть доступны лишь путем сравнения различных политических систем, различных форм правления, различных методов и способов реализации власти и т.д. Сравнительный метод может и должен использоваться политической наукой с точки зрения выявления методологии самой науки, используемой различными школами и направлениями мировой науки.
3. Социологический метод в политической науке может носить двоякий характер. Во-первых, это теоретические аспекты рассмотрения с точки зрения общей социологии политики. А во-вторых, это разработка конкретных социологических исследований. Как правило, это связано с прикладными исследованиями, разработкой социологических методик как для анализа конкретных политических явлений (например, рейтинг политических лидеров или партий) так и для политического менеджмента и маркетинга.
4. Исторический метод в политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.
5. Системный метод в политической науке рассматривает любое политическое событие с точки зрения анализа общественно-политической системы. Целью этого анализа является выявление взаимосвязей и взаимозависимости отдельных элементов объекта исследования, будь то политический строй, конституция, государство или что-то иное.
6. Психологический метод в политической науке имеет целью исследования:
А) политическое поведение отдельных личностей и политических лидеров в конкретной ситуации, называется бихевиористическим методом;
Б) политическое поведение групп, движений, партий в моделируемой политической ситуации, что получило название бихевио-рального подхода;
В) поведение политической системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных факторов название пост-бихевиоричекого анализа;
Политическое сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление политических мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса политической социализации, политических взрывов общественного сознания и их обусловленность, способы тушения политической активности и т.д., что получило название социально-психологического подхода в политической науке.
7. Институционный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что можно назвать одним словом – государство ведение.
8. Метод принятия решения. Мостиком между общетеоретическими и прикладными методами выступает бихевиоризм. Такое направление как бихевиоризм возникло в американской политологии на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого и представляет новую методологию в общественных науках. Оно исходит из идеи единства и возможных способах человеческого познания через опыт и его логическое обобщение. Познание требует анализа реальных фактов доступных для проверки. Все научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирическое знание. Научность теории вытекает из верификации, т.е. из возможности проверить теорию опытом. Таким образом, политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи научно-экспериментальных эмпирических методов. Персонифицированное изменение политики должно опираться на анализ наблюдаемого индивидуального и группового поведения, на анализ его мотивов, на разграничение фактов и ценностей, т.к. исследователь должен быть свободен от личных пристрастий, политических интересов и политического давления. В основе должны лежать только факты и логика. Соответственно, в политологии не только возможно, но и необходимо использование методов других наук. Например, речь может идти о математических методах, о статистических данных, о результатах социологических опросов и анкетирования, о компьютерном моделировании вообще. Все эти методы носят прикладной характер, т.к. они направлены на решение практических политических задач. Это создает как бы двусторонность вектора политического исследования, один конец которого направлен на политику как на сферу жизни общества, другой в плоскость пересечения личностных интересов и волевых устремлений различных групп, партий, движений, организаций, учреждений и институтов. В прикладной политологии далеко не всегда используются теоретические выводы и положения, такие как сущность власти, демократии, политического и государственного режима т.д.
С другой стороны, прикладная политология снимает неопределенность теоретических выводов, представляя богатый эмпирический материал, раскрывающий характер политологических лидеров, правящей и оппозиционной элиты. Раскрываются отличительные особенности тех или иных политических систем, государственных институтов, политических режимов, характер процесса принятия решений, сущность текущих политических событий и процессов.
Отличием прикладных исследований являются практические рекомендации на текущий момент, выводы о преимуществах тех или иных методов управления и поведения политических лидеров и партий, формирование политического имиджа, технологии процесса политических выборов т.д. специалистам по прикладной политологии являются аналитики и эксперты различных политико-аналитических центров, советники политических лидеров, имиджмейкеры, маркетологи и пр. Центры и институты политического анализа существуют не только на внутри государственном уровне, но и на международном. Они решают вполне конкретные политические задачи, моделируя различные ситуации в различных регионах мира, анализируя возможность и невозможность применения военной силы для разрешения политических и геополитических целей, выдавая рекомендации для разрешения политических конфликтов разного уровня и т.д. Выводы прикладных исследований обогащают теорию и являются составной частью политической науки, с той только разницей, что используют индуктивные методы и микро политические средства исследования. К таким методам относятся:
1. Наблюдение и констатация фактов. Речь идет об отслеживании событий и результатов тех или иных решений в процессе долговременного последующего развития. Иногда это выглядит как погружение в ситуацию, в движение, в группу, партию с целью отслеживания событий изнутри. Результатом наблюдения и констатации является информация, которая должна носить достоверный и независимый от интересов и симпатий наблюдателя характер.
2. Контент-анализ. Этот метод опирается на анализ текстов, документов, программ, инструкций, законов, статей, лозунгов и т.д. Отслеживается частота использования ключевых слов, касающихся объекта исследования, в качестве которых может выступать и политик, и партия, и политическая ценность и методы управления и многое другое. Происходит как бы независимая экспертиза по тому или иному политику или политическому явлению с точки зрения подачи материала.
3. Опрос и интервьюирование отдельных граждан путем анкетирования с последующем обобщением и систематизацией данных, используя математические, компьютерные и статистические способы обработки материала с целью получения презентативных выводов и прогнозов.
4. Игровые методы используются для предварительного проигрывания управленческих ситуаций с тем, чтобы иметь возможность предсказать не только варианты будущей стратегии, но и варианты тактического развития ситуации. Игровой метод как бы имитирует ситуацию с целью подготовки управленческого персонала для принятия решений.
Прикладные методы исследования, список которых можно было бы продолжить, обладают устойчивой значимостью для формирования государственной политики в разных сферах жизнедеятельности общества. С их помощью уточняется текущая политика и ее задачи на перспективу, прогнозируются цели будущего развития. В круг проблем, которыми занимается прикладная наука, входят очень разные проблемы: технология разрешения политических конфликтов, переговорные процессы по разным поводам, которые могут включать целый арсенал различных методов и приемов, политический маркетинг накануне выборов в законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, выработке и принятия решений. Прикладная политология и теоретическая дополняют друг друга, обогащая важными выводами, прикладными и теоретическими разработками.
Функции политологии
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала – построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.