М W4r " J г ,, ч no/t 17 ti t?
нейшем докладе от 11 апреля 1880 г.27 Там была высказана традиционная и вовсе не конструктивная (поэтому ей в докладе и не отводилось большого места) мысль о «непоколебимой строгости к злоумышленникам» и, поскольку чисто репрессивные меры признавались недостаточными, уже выдвигалась задача «тесного союза с людьми благомыслящими». Кроме того, постулировался тезис о необходимости доказать «народу и образованным слоям» дееспособность самодержавия, его готовность заботиться о населении. Лорис-Меликов перечислял множество мер, которые способны успокоить русское общество, и указывал при этом, что многие из них уже предложены и разработаны, но погребены.в архивах «канцелярий и всякого рода комиссий». Это важное замечание, свидетельствующее о преемственности его политики. Среди таких назревших и разработанных мер он предлагал: «возвышение нравственного уровня духовенства, реформа податная, дарование прав раскольникам, пересмотр паспортной системы, облегчение крестьянских переселений в малоземельных губерниях; преобразование губернских административных учреждений, установление отношений нанимателей к рабочим, наконец, надлежащее руководство периодической печатью».28 Действительно, все это были меры, обсуждавшиеся, но отложенные.
Примечательно, что Александр III, в то время наследник, восторженно отнесся к этой записке, восприняв ее именно как программу и притом как оригинальное сочинение, идеи которого не разделяются другими членами правительства. «Теперь, — писал он Лорис-Меликову 12 апреля 1880 г., — смело можно идти вперед и спокойно и настойчиво проводить вашу программу на счастье дорогой родины и несчастье гг. министров, которых, наверное, сильно покоробит эта программа и решение государя».29 Такое отношение наследника объяснялось тем, что программа не касалась сферы государственной власти.
Что касается крестьянской части программы М. Т. Лорис-Меликова, то она в общих чертах сводилась к ослаблению налогового бремени и решению земельного вопроса с помощью организации переселений. Проведенная им в ноябре 1880 г. отмена соляного налога30 входила в его аграрную программу и была первой и почти единственной мерой, которую он успел осуществить. Зато целый комплекс мер по решению крестьянского вопроса был им провозглашен, начат разработкой, но завершен уже его преемником. Кроме упомянутого доклада, его программа была изложена в последующих докладах и записках, в том числе докладе 11 августа 1880 г. об организации сенаторских ревизий, призванных выяснить экономическое положение в наиболее подверженных крестьянскому брожению губерниях и настроения там общества, в его
27 Опубликован: Былое. 1918. № 4—5. С. 154—161.
28 Там же. С. 160.
29 КА. 1926. № 1 (8). С. 108.
30 ПСЗП. Т. 54. № 61578.
речи отъезжающим сенаторам, записке 20 сентября о политическом положении.31
Более того, верный своему убеждению в пользе сотрудничества с общественными кругами, он вскоре после назначения его министром внутренних дел созвал у себя издателей и редакторов крупнейших и самых влиятельных петербургских периодических изданий, чтобы сообщить им о своих планах и намерениях. Позволив деятелям печати рассуждать на любые темы, кроме проблемы государственного строя, он объявил, что на ближайшие 5—7 лет его действия будут направлены на оживление уже существующих институтов, особенно местных — учреждений местного управления и самоуправления, т. е. на развитие самодеятельности снизу, выяснение с помощью сенаторских ревизий ситуации на местах, налаживание четкой работы всего полицейского механизма (при совместной деятельности полиции и жандармского ведомства, полиции и новых учреждений). Важнейшей составной частью его программы была политика в делах печати. Она должна была строиться на новом законе о печати, который должен был быть разработан в специальной комиссии (она была создана под председательством П. А. Валуева) и иметь целью устранить административный произвол, вызывавший наибольшее недовольство, и перейти к практике судебного разбирательства.
Сенаторские ревизии должны были подвести власть к разработке, так сказать, пространной редакции его программы, выяснить конкретные ее пункты. Претворить их в законы и законы в жизнь власть должна была с помощью общества. Поэтому, отправив сенаторов в ревизуемые губернии, он принялся за осуществление идеи привлечения депутатов к законодательному процессу.
Лорис-Меликов пользовался доверием Александра II до последних дней жизни императора, по-видимому, чувствовавшего себя в безопасности за спиной этого боевого и энергичного генерала и воспринимавшего его предложения и аргументы. Зато наследник престола по мере расширения деятельности генерала явно все более в нем разочаровывался. Ирония истории заключалась в том, что Лорис-Меликов должен был обосновывать и проводить свою программу дальнейшего продвижения страны к правовому государству с общенациональным представительством, относительно свободной прессой, преследуемой за нарушение закона только по суду, с ликвидированной административной ссылкой и т. п., прибегая при этом к помощи средств самых архаичных, присущих феодально-абсолютистским режимам.
28 января 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект учреждения из представителей ведомств и приглашенных сведущих лиц двух подготовительных комиссий: административно-хозяйственной и финансовой, а также общей комиссии, в которой должны были рассматриваться документы подготовительных комиссий до внесения их в Государственный совет.
Предложения М. Т. Лорис-Меликова обсуждались на совещании у Александра II 5 февраля в присутствии наследника престола, вел. кн. Константина Николаевича, а также А. В. Адлерберга, самого М. Т. Лорис-Меликова, С. Н. Урусова, А. А. Абазы, П. А. Ва-луева и Д. Н. Набокова и были одобрены в принципе. Следующее заседание по проекту Лорис-Меликова состоялось у наследника в Аничковом дворце 9 февраля. На него дополнительно был приглашен Д. М. Сельский. Наконец, 13 (14) февраля там же состоялось заключительное обсуждение проекта, после чего был составлен журнал совещания, утвержденный 17 февраля императором.32 В ходе обсуждения в проект были внесены некоторые поправки, в частности не было утверждено предложение о введении в состав Государственного совета 10—15 представителей от земств и городов.33
К 1 марта 1881 г. было подготовлено правительственное сообщение о созыве в Петербурге временных подготовительных комиссий. Утром 1 марта, обращаясь к великим князьям и наследнику, Александр II заявил, что им сделан «первый шаг к конституции».34 Тогда же царь пригласил к себе П. А. Валуева и условился с ним о созыве 4-го марта Совета министров, чтобы проект Лорис-Меликова был выслушан там до опубликования.
Весь год «министерства» М. Т. Лорис-Меликова был временем быстрого нарастания болезненного кризиса в правительственных верхах, осложненного морганатическим браком Александра II и к тому же, с одной стороны, его нежеланием сделать крутой поворот в политике, а с другой — стремлением Лорис-Меликова убедить императора в его необходимости. Ценой маневрирования, использования доверия Александра II, давления на него и наследника Лорис-Меликову удалось обеспечить поддержку своему проекту представительства. Император, подписав предварительный текст извещения о созыве депутатов, как бы сбросил с себя бремя сомнений и отправился в последнюю в своей жизни поездку в Манеж. На пути его уже поджидали бомбометатели. Весь сложнейший клубок проблем, завязавшихся в эпоху реформ, был — вместе со скипетром и державой — унаследован новым императором.
32 См.:Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок и манифест 29 апреля 1881 года // ИЗ. М., 1938. № 2. С. 244—247; Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. С. 292—294.
33 Там же. С. 294.
34 Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок... С. 247.
31 Хейфец М. И. Вторая революционная ситуация в России...; Зайончков-ский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
НОВЫЙ КУРС
«НАРОДНОЕ САМОДЕРЖАВИЕ» АЛЕКСАНДРА III И НИКОЛАЯ II
Глава 1 РОССИЯ ПОСЛЕ 1 МАРТА 1881 г.
Император и наследник накануне 1 марта 1881 г. — Манифест 29 апреля 1881 г. «Святая дружина». Проекты созыва Земского собора.
Взрывы на Екатерининском канале в Петербурге 1 марта 1881 г. ознаменовали собой поворот в государственной жизни России. Александр II был смертельно ранен и несколько часов спустя скончался в Зимнем дворце. На престол вступил Александр III. Эпоха великих реформ отошла в прошлое. Новый император провозгласил националистически окрашенный правительственный курс. Особая роль в его подготовке принадлежала К. П. Победоносцеву, воспитателю императора в бытность того наследником. Благодаря Победоносцеву великий князь «стал проявлять интерес к московским славянофилам и сблизился с ними».1
Победоносцев не сочувствовал преобразованиям Александра II, отзывался о нем как о человеке ничтожном и ни на что не способном и без стеснения воспитывал своего ученика в духе открыто враждебного отношения к политике его царствовавшего отца.
«Жалкий и несчастный человек и нет ему возвращения вспять, —писал Победоносцев об Александре II 29 января 1879 г. Е. Ф. Тютчевой. — Бог поразил его: у него нет силы встать и управлять своими движениями, хотя и воображает себя живым, и действующим, и властным. Явно, что воля в нем исчезла: он не хочет слышать, не хочет действовать. Он хочет только бессмысленною волею чрева».2
В то время как влияние Победоносцева на наследника возрастало, в его отношениях с отцом росло недоверие. Этому способствовал роман Александра II с Е. М. Долгорукой. Он стал причиной острого конфликта в царской семье уже к концу 1860-х годов. К этому времени письма наследника стали подвергаться перлюстрации. Победоносцев чувствовал, что царь стал относиться к нему с подозрением. Однако это не отразилось на его связях с наследником. Победоносцев не изменил свою линию поведения и продолжал подогревать оппозиционные императору настроения у самого наследника и его окружения.
1 См.: Готье Ю. В, Победоносцев и наследник Александр Александрович: 1865—1881 // Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина: Сб. 2. М., 1928. С. 115.
2 Там же. С. 119.
Вокруг наследника постепенно объединилась значительная группа недовольных реформаторским курсом Александра II. К ней примыкали и авторы «Писем о современном состоянии России» генерал Р. А. Фадеев и генерал-адъютант И. И. Воронцов-Дашков — противники западного конституционализма.
В «Письмах» реформам противопоставлялись «живое народное самодержавие», организованное земство, способное воплотить «идею единения царя с народом» и признать «царя царем, а не главой исполнительной власти». В «Письмах» критиковался «непомерно громадный бюрократический механизм», зараженный нигилизмом, и содержался призыв к восстановлению допетровских государственных форм, в частности Земских соборов. Демонстрацией единства царя с «землей» и должен был стать созыв всероссийского законосовещательного Земского собора. Земским учреждениям надлежало заниматься улучшением народного быта, переселением, проблемами всесословной волости, круговой поруки.3
Эта теория опиралась на славянофильские идеи братьев Аксаковых. Естественно, что «Письма» получили одобрение со стороны некоторых из славянофилов, и прежде всего самого И. С. Аксакова.
Таким образом, в окружении наследника вырабатывалась политическая программа со славянофильским оттенком, альтернативная официальному курсу. Впрочем, не было открытого противостояния этих программ. В окружении М. Т. Лорис-Меликова наряду с либеральными бюрократами вроде М. С. Каханова выступали также в качестве консультантов сторонники консервативного и национально окрашенного направления в политике, такие, например, как Е. М. Богданович и тот же Р. А. Фадеев.4 Причисленный к лорис-меликовской Верховной распорядительной комиссии в феврале 1880 г., Фадеев добивался опубликования «Писем». В июле 1880 г. Д. А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов и Н. К. Гире рассмотрели «Письма» по поручению царя и высказались за их издание. Однако министр внутренних дел Л. С. Маков помешал этому. И только в начале 1881 г. Фадеев получил наконец согласие Александра II на опубликование «Писем» за границей.
Между тем политическая борьба в верхах крайне обострилась, и оказалась в зависимости от ее исхода судьба замыслов авторов «Писем». Назревали драматические события и в царской семье. 22 мая 1880 г. скончалась императрица Мария Александровна. Прошло менее полутора месяцев, и 6 июля 1880 г. Александр II тайно обвенчался с Е. М. Долгорукой в походной церкви, размещенной в одном из залов Царскосельского дворца. Царь подписал акт в Сенате о своем вступлении в морганатический брак с княжной Долгорукой и о предоставлении ей титула Светлости и имени
3 См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881—1883 гг.//Исследования по социально-политической истории России: Сб. статей памяти Б. А. Романова. Л., 1971. С. 300—301; Чернуха В. Г. Борьба в верхах по вопросам внутренней политики царизма (середина 70-х годов XIX в.) // ИЗ. М., 1988. Т. 116. С. 167—184.
4 Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. М., 1964. С. 166, 193.
княгини Юрьевской. То же имя получили их дети: сын Георгий восьми лет и дочери Ольга семи лет и Екатерина двух лет. Наследник узнал о случившемся только 19 августа. Царь обещал хранить в тайне свой брак с Юрьевской до истечения срока траура, но не сдержал своего слова. Новое положение Юрьевской стало достаточно широко известным. Распространились слухи о намерении Александра II в августе 1881 г. короновать княгиню Юрьевскую, использовав в качестве прецедента и образца коронацию Екатерины I, о предпринятых в архивах поисках документов, относившихся к этому событию, и, наконец, о том, что будущая императрица заказала в Париже мантию для своей коронации, а «приближенные императора видели шифр для фрейлин Екатерины III, придуманный им самим».5
А. Н. Куломзин, занимавший в 1883—1902 гг. пост управляющего делами Комитета министров, писал в своих воспоминаниях, будто «наследник объявил императору, что если состоится коронация Юрьевской, он с женой и детьми уедет в Данию, на что последовала со стороны Александра II угроза в случае такого отъезда объявить наследником престола сына, рожденного от брака с Юрьевской, Георгия».6
Впрочем, развитие семейного конфликта не отразилось на участии наследника в обсуждении разрабатывавшихся министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым проектов государственных преобразований. Наследник был одним из инициаторов учреждения Верховной распорядительной комиссии и с одобрением относился ко многим начинаниям Лорис-Меликова, особенно связанным с обузданием революционного движения. В начале 1881 г. он мирился или вынужден был мириться с проектом создания Лорис-Меликовым подготовительных комиссий, хотя его отношения с ним заметно ухудшились.
После 1 марта положение резко изменилось. Окружение бывшего наследника, ставшего отныне императором Александром III, пришло к власти и начало действовать.7 Наступила пора, когда Победоносцев мог пожинать результаты своей многолетней педагогической деятельности. 8 марта 1881 г. состоялось заседание Совета министров для обсуждения исправленного Лорис-Меликовым текста правительственного сообщения о созыве подготовительных комиссий. Решающее значение на этом заседании имело выступление обер-прокурора Синода Победоносцева. Он произнес программную речь, заявив о полной несостоятельности проводившейся политики реформ и об угрозе введения в России конституции «по иноземному образцу» «вроде французских Генеральных штатов», называя реформаторов 60-х годов болтунами, а новые уч-
5 Толстая А. А. Печальный эпизод из моей жизни при дворе: Записки фрейлины // Октябрь. 1993. № 6. С. 152—153.
6 Воспоминания А. Н. Куломзина остаются неопубликованными. См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей»... С. 304.
7 Подробнее см.: Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. Александр II и наследник накануне 1 марта 1881 г. // Исторический опыт русского народа и современность. Дом Романовых в истории России. СПб., 1995. С. 204—213.
реждения говорильнями: «В такое ужасное время, государь, надо думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать»,8 — поучал Победоносцев.
Как видим, К. П. Победоносцев призывал к пересмотру основных реформ минувшего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия, однако, в отличие от славянофильских идеологов, отвергал идею об особой роли земства в осуществлении «единения» царя с народом. Проект учреждения подготовительных комиссий был провален. Победоносцев и его сторонники требовали установления твердой власти. Лорис-Меликов, Абаза и Милютин пытались противостоять их натиску. 12 апреля Лорис-Меликов представил Александру III всеподданнейший доклад. Он предусматривал прежде всего укрепление власти на местах, для чего предполагалось объединить жандармские и полицейские органы в губерниях и подчинить их губернатору, провести реформу местной администрации и усилить ее власть. Лорис-Меликов считал необходимым пересмотреть Земское и Городское положения, установить равномерное распределение между различными группами населения представительства в земских и городских учреждениях, расширить их права в решении «местных хозяйственных дел». Намечался и целый ряд мер для улучшения положения крестьян: пополнить продовольственные запасы, отменить подушную подать и ввести налоги «на всесословных и более справедливых основаниях», реформировать паспортную систему.9
Программа Лорис-Меликова содержала также предложения о реформе высшей, средней и начальной школы в интересах «общественного порядка» и с целью усовершенствования учебного процесса и развития грамотности. Предусматривалось рассредоточить высшие учебные заведения, чтобы избежать «излишнего скопления массы молодежи в столице», пересмотреть учебные программы, ввести новый тип 6—7-летних школ, дающих законченное профессиональное образование, расширить начальное образование. В докладе говорилось также о необходимости усовершенствования законодательства о печати с целью гарантировать ей «гласность и спокойное обсуждение общественных вопросов» и в то же время «прекратить безнаказанное возбуждение страстей и глумление над личностями, практикуемое с корыстной целью некоторыми органами печати».10
Для осуществления намеченной программы Лорис-Меликов считал необходимым обеспечить «единство правительства и программы внутренней политики», т. е. создание «однородного» правительства для обсуждения важнейших государственных вопросов в Совете министров и «привлечение общественных представителей
8 Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок... С. 266—267.
9 См.: Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. С. 352—357. 10 Там же. С. 354.
к предварительной разработке и выполнению реформ», разумеется, с совещательными правами.11
Доклад от 12 апреля можно рассматривать как своего рода итоговый документ намечавшихся в конце 1870-х годов преобразований. Для его обсуждения 21 апреля Александр III созвал в Гатчине совещание министров. На нем присутствовали Лорис-Меликов, вел. кн. Владимир Александрович, Абаза, Милютин, Николаи, Набоков, Победоносцев. Александр III выслушал участников совещания, но не было принято никакого определенного решения. Между тем вечером 21-го царь написал записку Победоносцеву и достаточно ясно изложил свою позицию. «Сегодняшнее наше совещание сделало на меня грустное впечатление. Лорис, Милютин и Абаза положительно продолжают ту же политику и хотят так или иначе довести нас до представительного правительства, но пока я не буду убежден, что для счастья России это необходимо, конечно, этого не будет, я не допущу. Вряд ли, впрочем, я когда-нибудь убеждусь в пользе подобной меры, слишком я уверен в ее вреде».12
Записка Александра III подтолкнула Победоносцева к решительным действиям. К 26 апреля 1881 г. он подготовил и отправил царю проект манифеста, провозглашавшего намерения правительства не идти ни на какие уступки и придерживаться твердого режима. В эти дни Победоносцев получил поддержку графа Н. П. Игнатьева, графа С. Г. Строганова и М. Н. Каткова. 29 апреля манифест был опубликован и получил «в публике» ироническое название «ананасного» из-за фразы: «А на нас возложить священный долг самодержавного правления».13 Появление манифеста было полной неожиданностью для партии реформ. Накануне опубликования манифеста 28 апреля в 9 час. вечера состоялось совещание у Лорис-Меликова в том же составе, что и гатчинское 21 апреля. Присутствовал также и вел. кн. Владимир Александрович. Сторонники реформ склонны были рассматривать это совещание как своеобразное заседание «кабинета» однородного правительства. Обсуждались те же проблемы, что и 21 апреля. Совещание окончилось в первом часу ночи. Уже в самом его конце участники совещания узнали от министра юстиции содержание манифеста и о предстоящей его публикации наутро.
11 Там же. С. 355.
12 См.: Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок... С. 287.
13 ПСЗШ. I. 1. № 118; Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей»... С. 305. Впрочем, манифест был встречен с одобрением теми из русских либералов, кто, как, например, Б. Н. Чичерин, были озабочены неустойчивым положением в стране и возлагали надежды на установление «твердой власти». См.: Твардовская В. А. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова и Александр III // Annali sezione Storico-Politico-Sociale. 1989—1990. № XI—XII. Napoli, 1994. С. 174—175.
* * *
Издание манифеста повлекло за собой отставку Лорис-Мели-кова, Абазы и Милютина. В начале мая министром внутренних дел, по-видимому с одобрения Победоносцева, был назначен Н. П. Игнатьев. Однако новый курс еще далеко не определился, его контуры только вырисовывались. Среди лиц, ранее принадлежавших к окружению наследника, а теперь ставших вокруг трона, не было абсолютного единомыслия. В самом начале царствования Александра III известным влиянием на императора пользовались создатели конспиративной организации «Святая дружина». Она начала свою деятельность в середине марта и была образована по инициативе Р. А. Фадеева. Именно он представил царю через И. И. Воронцова-Дашкова письмо своего племянника, преуспевающего молодого предпринимателя, С. Ю. Витте с проектом создания «Святой дружины» для борьбы с революционным движением. В числе непосредственных организаторов «Дружины» выступили граф П. П. Шувалов, граф И. И. Воронцов-Дашков, князь А. П. Щербатов. Во главе «Дружины» стоял Совет первых старших членов, также были созданы центральный, организационный и исполнительный комитеты. В ведении центрального комитета, в частности, находилось вспомогательное общество «Добровольная охрана», образованное для обеспечения безопасности царя и его семьи. С самого начала «Святая дружина» действовала под наблюдением Министерства внутренних дел и департамента полиции, хотя формально им не подчинялась. В работе центрального комитета «Дружины» принимал участие товарищ министра внутренних дел, а в работе исполнительного комитета — петербургский обер-полицмейстер. «Дружина», по замыслу ее организаторов, должна была играть определенную роль в политической жизни России. Она пользовалась покровительством Игнатьева. В своей общественной деятельности «Дружина» намерена была опираться на программу Фадеева и Воронцова-Дашкова, назначенного Александром III в августе 1881 г. на пост министра императорского двора. Вскоре после своего воцарения Александр III подтвердил данное Александром II согласие на издание «Писем о современном состоянии России». Весной 1881 г. они были выпущены в Лейпциге в виде анонимной брошюры и допущены к распространению в России, а в течение 1881 —1882 гг. четырежды изданы и в России. Издание «Писем» преследовало чисто практическую цель — представить их в качестве надежной программы государственного переустройства. «Я уверен, — писал Воронцов-Дашков Победоносцеву, — что это единственная программа, могущая вывести русское правительство на каменную дорогу из того болота, в котором оно завязло».14
Однако программа «Писем» не нашла поддержки ни у Победоносцева, ни у Каткова. Ее поддержали Н. П. Игнатьев, Н. X. Бун-
14 Ананьин. Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей»... С. 306.
ге, сменивший на посту министра финансов А. А. Абазу, и министр государственных имуществ М. Н. Островский. До весны 1882 г. они пытались опереться на программу Фадеева и Воронцова-Дашкова в своей политике. Н. П. Игнатьев сделал попытку привлечь «сведущих людей» к государственной деятельности, в частности к разработке проектов для усовершенствования переселенческого дела и питейной торговли. По его инициативе были образованы комиссии для пересмотра существовавшего законодательства в области местного управления (М. С. Каханова), о правах служащих в губерниях (Е. А. Перетца), гражданского уложения (Н. И. Стояновского), о подрядах и поставках (В. Д. Филосо-фова).
Возможно, что не без влияния Н. X. Бунге Игнатьев наметил программу экономических преобразований. Он выступил против «теории свободной торговли», против «случайного покровительства отдельным предприятиям» и за «поощрение русской производительности», организацию мелкого кредита для крестьянских хозяйств и создание с этой целью под контролем правительства сельских банков.15 9 мая Александр III утвердил журнал Общего собрания Государственного совета от 27 апреля о переводе времен-нообязанных крестьян на выкуп и о понижении выкупных платежей, однако окончательно этот закон был утвержден царем только 28 декабря 1881 г.16 20 мая 1881 г. Александр III поставил вопрос о создании условий для получения крестьянами кредитов для покупки земли, а к середине декабря был подготовлен проект положения о Крестьянском поземельном банке. В марте 1882 г. министр финансов Н. X. Бунге внес в Государственный совет законопроект об отмене подушной подати, обсуждавшийся в бюрократических сферах с 1876 г.17
В программе преобразований, намеченных Н. П. Игнатьевым, важное место занял проект созыва Земского собора. С предложением о его созыве к Игнатьеву обратился И. С. Аксаков. Он считал, что есть единственный «выход из положения, способный посрамить все конституции в мире, нечто шире и либеральнее их и в то же время удерживающее Россию на ее исторической, политической и национальной основе. Этот выход — Земский собор с прямыми выборами от сословий: крестьян, землевладельцев, купцов, духовенства».18 Подготовлявшийся при участии П. Д. Голохвасто-ва, автора сочинений по истории Земских соборов, проект созыва собора предусматривал участие в нем и представителей из различных национальных районов, чтобы продемонстрировать «единение всех народов России с царем». «Для сохранения порядка» и предотвращения нежелательных выступлений «со стороны поляков, финляндцев и ... либералов» предполагалось разместить членов
15 Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. С. 388.
16 Там же. С. 423; ПСЗШ. Т. 1. № 575.
17 Цит. по: Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов. С. 429.
18 Там же. С. 452.
собора на тридцати столах, причем финляндцы должны были быть распределены на трех, а поляки на четырех столах «между чисто русскими людьми». Повестка дня собора должна была быть разработана комиссией М. С. Каханова и касаться прежде всего проблем местного самоуправления. В конце завершения работы собора предполагалось избрать комиссию из тридцати или сорока членов. Ей предстояло работать при Государственном совете и рассматривать по указанию императора те или иные вопросы до внесения их в Государственный совет. «Таким образом, — писал царю Игнатьев, —сложилась бы, без потрясения устоев, русская самобытная конституция, которой позавидовали бы в Европе и которая заставила бы умолкнуть наших псевдолибералов и нигилистов».19
Итак, вместо «конституции Лорис-Меликова» возник и был предложен Александру III проект «конституции Игнатьева», отличавшийся от лорис-меликовской национально-славянофильской окрашенностью. Игнатьев подготовил проект манифеста о созыве Земского собора и 12 апреля представил его царю. Опубликование манифеста намечалось на 6 мая 1882 г. и было приурочено к двухсотлетию со дня открытия последнего Земского собора.
Однако в первых числах мая содержание манифеста стало известно Победоносцеву и вызвало его немедленную и резко отрицательную реакцию. «Я пришел в ужас при одной мысли о том, — писал Победоносцев царю, — что могло бы последовать, когда бы предложение графа Игнатьева было приведено в исполнение... Если воля и распоряжение перейдут от правительства на какое бы то ни было народное собрание — это будет революция, гибель правительства и гибель России».20 Игнатьев пытался заручиться поддержкой И. И. Воронцова-Дашкова. Однако тот неожиданно 2 мая 1882 г. в специальном письме к царю попытался опорочить Игнатьева и его проект созыва Земского собора, выразив убеждение, что «если самодержавию суждено уцелеть, конечным его выражением будет всероссийский совещательный Земский собор, созываемый в особых случаях для большего единения царя с землей». В представлении Воронцова, проект Игнатьева таил в себе угрозу гибели самодержавия. На Игнатьева посыпались обвинения в покушении на самые основы власти и в намерении создать для себя в ходе государственных преобразований пост премьер-министра.21
Противником Земского собора выступил также Катков, напомнив в передовой статье «Московских ведомостей» 11 мая 1882 г., что созыва Земского собора добивались С. Г. Нечаев и А. И. Желябов.22 27 мая в Петергофе на совещании под председательством царя был решен вопрос об отставке Игнатьева. 30 мая на пост минист-
19 Там же. С. 459—460.
20 Там же. С. 465.
21 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей»... С. 315—316.
22 Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х годов... С. 469.
ра внутренних дел был назначен Д. А. Толстой. Меньше чем за год до своего назначения Д. А. Толстой был забаллотирован Зарайским съездом землевладельцев Рязанской губ. на выборах земских гласных как автор записки, поданной в 1860 г. Александру II «в защиту крепостного права».23 Став в 1882 г. министром, Толстой взял себе в правители канцелярии предводителя Алатырского уезда Симбирской губ. А. Д. Пазу хина, «добросовестного крепостника» и человека «бескорыстно-темных настроений».24 Система взглядов Пазухи-на была изложена в его сочинении 1885 г. «Современное состояние России и сословный вопрос», где он опирался на идейные установки, выработанные Победоносцевым и, конечно, Катковым.
Между тем Воронцов-Дашков и Фадеев к началу мая 1882 г. подготовили четвертое издание «Писем о современном состоянии России», дополненное припиской о «создании живого земства». Это издание они намерены были использовать в качестве программы государственного переустройства вместо проектов, потерпевших неудачу. Было очевидно, что оно увидело свет не без ведома Александра III, ибо один из соавторов еще в августе 1881 г. сменил на посту министра императорского двора Адлерберга. Казалось, это обстоятельство должно было обеспечить поддержку сочинению Воронцова-Дашкова и Фадеева в печати. Однако идея созыва Земского собора ко дню коронации и обсуждения на нем проблемы всероссийского земства вызвали на этот раз иронические отклики влиятельных изданий. А. С. Суворин на страницах «Нового времени» назвал взгляды Фадеева «кабинетными и устаревшими», а их автора обвинил в карьеризме.25
Александр III утратил всякий интерес к фалеевской программе; отказался от услуг своего соавтора и министр двора. Во второй половине 1883 г. заболевший Фадеев сошел с политической сцены и вскоре умер, прекратила свое существование и «Святая дружина», впал в немилость один из ее вдохновителей — П. П. Шувалов. Был положен конец каким бы то ни было обсуждениям в правящих кругах темы представительства.
С назначением на пост министра внутренних дел Д. А. Толстого внутриполитический курс все отчетливее приобретал характер националистически окрашенного и открыто продворянекого. «Вновь появилась мода, — писал о начале 80-х годов Ф. И. Родичев, — носить дворянские фуражки с красным околышем... Открылась новая эра — „дворянская" так называемая. А льстецы называли Александра III-го мужицким царем. Называли его миротворцем».26
Александру III понадобилось всего два с небольшим года, чтобы придать самодержавию новое обличье.
23 Родичев Ф. И. Из воспоминаний. // Современные записки. [Париж], 1933. Т. 53. С. 286.
24 Там же С 286—287
25 Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей»... С. 319.
26 Родичев Ф. И. Из воспоминаний. С. 287.
Г л а в а 2