Институт политического лидерства в политической системе.
Политическое лидерство, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.
Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения социально значимых целей.
Лидер – это личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу.
Политический лидер — это и центр власти, и «мозг», и «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.
Характеристика политического лидерства должна исходить прежде всего из понимания того, что лидерство, как таковое, является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Благодаря ему, сообщество людей получает дополнительные возможности для усиления внутренней интеграции, повышения степени целостности и, как следствие, укрепления своей жизнестойкости.
Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов. В этом смысле лидерство характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции лица (группы лиц), но главным образом их отношения с основной частью населения. Лидер – это элемент поддержания отношений «верхов» и «низов», их институциализации в целях самосохранения общности и осуществления ею своих интересов. По сути дела, лидер – это институт, связанный отношением ответственности перед населением.
В.А. Ачкасов и В.А. Гуторов выделяют следующие функции, которые выполняет лидер в политическом процессе:
1. интегративная – интеграция групп или общества в целом;
2. инструментальная – функция принятия решений;
3. коммуникативная – передача информации и поддержание связи между народом и властью;
4. мобилизационная – мобилизация масс на реализацию задач, стоящих перед группой или обществом;
5. функции социального арбитража и патронажа – разрешение споров между группами и отдельными индивидами, а также защита интересов своих сторонников;
6. функции легитимации политической системы и отдельных институтов.[5,c.110]
Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется.
Экзаменационный билет № 5
1)Теоретические основы власти. Власть как социальное явление.
Власть - это одно из фундаментальных начал человеческого общества, которое существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Власть выступает одним из способов организации общественных отношений, одной из форм социального регулирования. Власть и политика неразделимы и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. В общеполитологическом плане власть - это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института), то есть возможность управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле; это волевое отношение между людьми. Власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Власть существует в двух формах: потенциальной (источники, возможности, средства, которые могут быть использованы для достижения определенной цели) и реальной (претворение какого-либо плана, идеи в жизнь). Она также существует на трех уровнях структуры общества: общественном, охватывая наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном, или ассоциативном, объединяя коллективы и отношения в них; и личном, частном, в малых группах. На всех этих уровнях власть институционализируется, т.е. превращается в организованное учреждение, процесс с определенной структурой отношений, иерархией различных уровней. При этом власть оформляется в специализированные учреждения (формируется аппарат власти), определяется иерархия правящих сил и лиц (лидеров, работников управления). виды власти, показать, что собой представляет экономическая, политическая, гражданская, семейная, духовная, государственная, военная и личная власть. Особенно следует отметить взаимосвязь и взаимовлияние политической и экономической власти в обществе. В основе экономической власти лежат способ производства и отношения собственности, ее различные формы, а, следовательно, материальные ресурсы, богатство, которые являются мощным средством не только удовлетворения экономических потребностей социальных групп, личности, но и рычагом воздействия на политическую власть.
2)Институт выборов как способ формирования институтов власти.
Институт выборов - атрибут эталонных демократий. Выборы являются одним из механизмов формирования разветвленной системы институтов политической власти.
Выборы — это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования. В определении института выборов понятие представительной власти включает органы публичной власти и должностных лиц, которые посредством выборов получают право принимать властные решения от имени народа, являясь, таким образом, его представителями.
По уровню проведения выборов они разделяются на:
· национальные (на национальном (федеральном) ур-не избираются Гос. Дума и Президент);
· региональные (на этом ур-не избираются законодательные органы государственной власти субъектов Федерации);
· муниципальные (представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления).
По видам выборов выделяют очередные и внеочередные, всеобщие и частичные, первичные и повторные. В избирательном законодательстве России закреплены следующие виды выборов:
· очередные — проводятся по истечении законодательно установленного срока полномочий выборных (законодательных и исполнительных) органов государственной и муниципальной власти;
· досрочные — проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов государственной и муниципальной власти (роспуск парламента, отставкой, отрешением от должности и т.д.);
· дополнительные — проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, освободившегося потому, что полномочия замещавшего его депутата прекращены;
· частичные — проводятся в порядке ротации части депутатов органов государственной и муниципальной власти (в РФ такой вид выборов возможен на региональном и местном уровнях);
· повторные — проводятся в случаях, если очередные, досрочные, дополнительные, частичные выборы признаны несостоявшимися или их результаты — недействительными.
Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в гос. органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс». «Избирательный процесс» – интегральная категория, при помощи кот. дается общая хар-ка всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.
Избирательный пр-сс делится на неск-ко этапов:
· назначение даты выборов;
· образование (определение) избирательных округов;
· установление избирательных участков (территориальная ед-ца, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов);
· создание избирательных органов;
· регистрация избирателей;
· период выдвижения кандидатов или партийных списков;
· агитационный период — период, в течение кот. разрешается проводить предвыборную агитацию;
· голосование;
· опрос на выходе (экзит-поллы) — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
· подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
Избирательную кампанию - совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения их предвыборных целей. Избирательные технологии включают в себя весь комплекс стратегий, ресурсов, действий, взаимодействий, событий и факторов, оказывающих влияние на избирательный процесс со стороны различных его участников.
Структура институтов государственной власти зависит от избирательной системы, установленной в стране. Избирательная система — это совокупность правил, на основе которых граждане назначают правителей, определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность.
Выделяют 3 типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
В большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов тогда соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным:
· абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос;
· относительное большинство (победителем - кандидат, набравший простое большинство голосов, для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 % (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата);
· квалифицированное большинство, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей (используется для оч важных вопросов, например для импичмента (отрешение Президента РФ от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Гос. думы).
Система абсолютного большинства предполагает голосование в 2 тура, если в 1 туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во 2 туре участвуют кандидаты, набравшие в 1 туре относительное большинство голосов.
Мажоритарная система – используется как для одномандатных, так и для многомондатных избирательных округов (голосуют за список депутатов).
Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента (50% + 1 голос).
Пропорциональная избирательная система.Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. По этой системе проводятся только общие выборы, многомандатные выборы, эта система не используется при одномандатном выборе.
Пропорциональная система имеет две разновидности:
· пропорциональная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);
· пропорциональная система, основывающаяся на округах (мандаты распределяются на основе влияния партий в округах).
В РФ пропорциональная избирательная система, по партийным спискам применяется на выборах в Гос. думу (с 2007) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Раньше использовалась смешанная система: половина депутатов Думы (225) избирались по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избират. округам, а др. половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу). Перестраивается все избирательная система страны, снизу доверху. Новая палата будет избирается исключительно по партийным спискам, min число партий, необходимое для формирования Госдумы, снижено до двух при 7%-ном барьере прохождения в парламент (с 2013 г. – 5%)
Суть смешанной избирательной системы: часть депутатов в представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной системе. Предполагается создание мажоритарных избирательных округов (чаще, одномандатных, реже многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). (может определяться нижний предел для ограничения представительства мелких партий (напр, 5% барьер)).
Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется 2 вида смешанных систем:
• смешанная несвязанная система выборов (распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (выборы в Гос. думу до 2007));
• смешанная связанная избирательная система (распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе).
Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Экзаменационный билет № 6
1)Политическая власть: понятие, особенности, субъекты.
Власть является центральной категорией политологии.
Власть это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом. Можно выделить основные
структурные компоненты власти: ее субъект, объект, источники, основания, ресурсы (средства).Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Объект власти. Власть –всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности
в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.
2)Институт лоббизма, его влияние на систему власти.
В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого тему контрольной следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства. По системно-функциональному(институциональному)подходу: лоббизм - институт(или функция)политической системы, обеспечивающаявзаимодействиесубъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли,Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода,лоббизм можно рассматривать как деятельность,которая дополняет процесс выборов.
Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:
1. Рекрутирование своих сотрудников во власть.
2. Подкуп должностных лиц.
3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях).
4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. - профессиональных объединений).
5. Покровительство чиновников.
6. Судебные процедуры (иски,тяжбы,апелляции,аресты)
7. СМИ (в т.ч. печатная пресса,телевидение,интернет)
Экзаменационный билет № 7
1)Проблема трансформации политических режимов.
Трансформация, то есть преобразования, политических режимов может происходить как в направлении перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии, так и в обратном направлении. Даже страны с развитыми демократическими механизмами осуществления государственной власти, высоким уровнем политической культуры населения, давними демократическими традициями не застрахованы от проявлений авторитаризма. Авторитаризм имманентно присущ любой политической власти, которая постоянно обнаруживает тенденцию к расширению своих полномочий и установление тотального контроля над обществом. Наиболее четко эта тенденция проявляется в действиях исполнительной власти, в распоряжении которой находятся материальные, финансовые, силовые и информационные средства властного влияния на общество. Президентская и смешанная (президентской-парламентская формы правления вообще тяготеют к авторитаризму избранного на всеобщих выборах главы государства, в руках которого концентрируются значительные полномочия, особенно в сфере исполнительной власти. Даже в республиках с парламентская форма правления, но внепарламентской системе избрания президента (Австрия, Ирландия, Финляндия) его роль является достаточно весомой и потенциально может расти вплоть до превращения в личную диктатуру, примером чего могут служить некоторые президенты Финляндии. Демократия не дается раз и навсегда. Гражданское общество должно постоянно быть настороже, защищаться от посягательств государства на его интересы и бороться за контроль над ней. Ведущей тенденцией мирового политического развития во второй половине XX в., особенно в последние десятилетия, является переход от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Об этом наглядно свидетельствуют крах фашистских режимов в Испании и Португалии, военных диктатур в Аргентине, Бразилии, Греции, Южной Корее, переход в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы от коммунистического тоталитаризма к демократии, стремление большинства молодых независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, построить демократическую государственность. Изучение этих процессов дало возможность политологам сделать некоторые обобщающие выводы относительно демократической трансформации политических режимов. Так, польский социолог и политолог. Вятр, обобщая опыт движения авторитарных режимов к демократии на примерах Турции, Греции, Испании, Португалии, Аргентины, Бразилии, Чили, Южной Кореи, Филиппин, восточноевропейских стран, пришел к выводу, что переход к демократии является наиболее вероятным в условиях мирных изменений и происходит в трех формах: реформа сверху; быстрый распад; реформа, согласованная между властью и оппозицией». Реформа сверхупроисходит тогда, когда автократические правители по собственной воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решают изменить политическую систему. Так, в Бразилии группа генералов, захватившая власть в 1964, p. со временем пошла на создание гражданского демократического^ правления. Подобное произошло и в Чили после осуществления генералом А. Пиночетом в 1973 г. военного переворота.
Однако такие реформы редко заканчиваются успехом. Они проводятся слишком долго, нерешительно и непоследовательно, поскольку реформаторы пытаются демократизировать систему, оставаясь при власти. К тому же, нередко они оказываются как бы между двух огней. С одной стороны на них влияет часть правящей консервативно настроенной верхушки, которая контролирует значительную часть старой государственной машины, в частности наиболее консервативно ориентированы силовые структуры. С другой стороны на них давят снизу разбуженные преобразованиями и радикально настроенные массы. В результате перед реформаторами возникает альтернатива: или сворачивание реформ, или оставления политической арены. Однако такой путь демократических преобразований и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими, потому что является постепенным и наименее радикальным, следовательно, и наименее болезненным для общества. Известны случаи как успешного осуществления подобных преобразований, например, в Бразилии, Турции, Чили, так и безуспешного (хрущевская «оттепель»). Быстрый распад власти,или абдикація(лат. abdicatio, от abdico - отрекаюсь от, - отречение от престола, отказ от власти, должности или сана), означает крах авторитарного режима в исторически короткий промежуток времени. В основном это происходит под влиянием внешних факторов, которыми могут быть события в соседних странах, участие и поражение в военном конфликте. Примерами такого распада авторитарных режимов может быть крах установленного 1974 г. в Греции правления «черных полковников», который состоялся в результате конфликта этой страны с Турцией на Кипре, или крах военной хунты в Аргентине в результате поражения в последней войне с Великобританией за Мальвинские (Фолклендские) острова 1982 г. Перестройка в СССР способствовала краха коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Третья форма демократической трансформации авторитарного режима - это постепенная реформа, согласованная между властью и оппозицией.Она основана на компромиссе в интересах страны, народа между правящими и оппозиционными политическими силами. Такой компромисс означает, что власть и оппозиция могут прийти к согласию, несмотря на давление социальных сил, которые стоят за ними. Они пытаются избегать взаимных обвинений и спекуляций относительно прошлого и в связи с неизбежным ухудшением социально-экономического положения в стране, отказываются от радикальных позиций и методов борьбы. Такая форма дает возможность в исторически короткий промежуток времени и с минимальными общественными потерями достичь значительных успехов на пути демократических преобразований. Образцовым примером согласованного осуществления демократических преобразований считается Испания. Проведенные в ней совместными усилиями правительства и короля Хуана Карлоса после смерти в 1975 г. диктатора Франко реформы дали возможность менее чем за 10 лет подняться до состояния современного демократического государства. Примером компромиссной модели демократической трансформации общества может быть и Польша. Переход от тоталитаризма к демократии имеет свои особенности. Если переход от авторитаризма к демократии - это главным образом смена политического режима, то демократическая трансформация тоталитаризма требует преобразований во всех сферах общественной жизни, изменения социально-экономического строя. Переход к демократии существенно облегчается за благоприятного состояния экономики и затрудняется в условиях ее кризиса. Наиболее благоприятной для перехода к демократического политического режима является децентрализованная экономика с ограниченным государственным контролем. Соответственно, наименее благоприятные условия складываются при жесткой системы государственного управления экономикой. Среди ученых и политиков достаточно распространенной является высказанная российскими политологами А. Міграняном и И. Клямкіним мысль о том, что глубокие общественные преобразования на пути от тоталитаризма к демократии можно осуществить лишь при условиях авторитарного режима, то есть перейти от тоталитаризма к демократии можно только через авторитаризм, который дает возможность, в частности, целенаправленно проводить реформы, мобилизовать необходимые для этого ресурсы, поддерживать общественный порядок. С этим мнением можно согласиться разве что в том, что переход от тоталитаризма к демократии не происходит сразу. Он требует длительного времени, в течение которого непременно будут сохраняться элементы авторитаризма с постепенным расширением объема методов и средств демократического правления. Такие элементы проявляются, в частности, в действиях исполнительной власти и главы государства. Однако элементы авторитаризма в контексте демократических преобразований и авторитаризм как политическое господство одного человека или группы лиц - это разные вещи. Такое господство мало чем отличается от тоталитарного. Поэтому указанная точка зрения не может быть оправданием авторитарного правления, где бы оно не осуществлялось.