Казачьи головы Кульмаметьевы
Уже в конце XVI в., после успешного похода Ермака Тимофеевича, завершившегося разгромом столицы Сибирского ханства – Искера, пришедшие вслед за казаками русские воеводы устанавливают правила управления присоединяемыми землями. Появляются первые ясачные волости, которые царская администрация использует для поступления ясака и других видов сборов в казну. В этот период сибирские воеводы используют племенные группы и крупные роды татар и бухарцев в качестве инструмента для увеличения поступления дани. Важно отметить, что до введения в 1822 г. «Устава об управлении инородцев», подготовленного по проекту М.М. Сперанского, сибирские татары и бухарцы управлялись своими старшинами, подчиненными воеводскому управлению. Для занятия должности старшины волостного правления формально требовался «приговор» того или иного «татарского» общества, населения аулов, входящих в данную область. Особую роль в формировании такого порядка управления сыграла первая ясачная комиссия (1763-1769 гг.), которая учредила должности старшин у тех групп ясашных татар, у которых «княсцов» до этого не было.
Исследователи отмечают, что русское законодательство XVII-XVIII вв. санкционировало передачу части функций по первичному управлению аборигенным населением от воевод и ясачных сборщиков в руки представителей местной элиты – князцов, старшин, сотников, мурз и др[157]. Сохраняя традиционные органы управления и суд, созданные ещё в эпоху Сибирского ханства, русская администрация умело использовала их в своих интересах. Эта схема в общем и целом соответствует определению «косвенного управления» в империях раннего Нового времени. Считается, что татарские административные бывшего Сибирского ханства стали волостями, признавшими российскую власть. Данную точку зрения разделяют Томилов Н.А.[158], Храмова В.В.[159] и др.
Империя управляет своей периферией либо через непрямое (косвенное) управление, либо через прямое правление. Непрямое правление характерно по большей части для «традиционных империй», в ситуации, когда у империи недостаточно бюрократического аппарата, чтобы обойтись без местных элит. Поэтому элиты имперского центра и элиты периферии достигают определенного соглашения, при этом «центр» действует с позиции силы. Как правило, эти соглашения выгодны и первой, и второй стороне. Однако по мере развития бюрократических структур империя может переходить от косвенного управления к прямому, когда провинциями управляют чиновники, назначаемые из центра. Как эти процессы развивались на примере Сибири посмотрим ниже.
Наиболее ярким примером косвенного управления «иноземцами» Сибири представляет собой история клана Кульмаметьевых – одного из наиболее известных семейств тоболо-иртышских татар XVII-XVIII вв. Кульмаметьевы, согласно распространенной точке зрения, прибыли в Россию из пределов Бухарского ханства незадолго до восшествия на престол царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Именно представителю семьи Кульмаметьевых – Авазбакею – в конце XVII в. была передана вся власть над всем служилым и ясачным сибирско-татарским населением в самом большом по территории и численности населения Тобольском уезде Сибирской губернии.
Сын Авазбакея – Сабанак, единственный из представителей знати, управлявшей сибирскими татарами, был возведён в 1796 г.[160] в дворянское достоинство и стал именоваться мурзой[161]. Немногие историки уделяли в своих работах внимание роду служилых татар Кульмаметьевых. В статье В.В. Рабцевич исследуется проблема формирования землевладения клана Кульмаметьевых. Опираясь на архивные материалы, автор проследила хронологию земельных поступлений, выявила виды земельных сделок, с помощью которых складывалось родовое землевладение Кульмаметьевых. По данным исследовательницы, «источниками обогащения Кульмаметьевых» являлись общинные землевладения ясачных, захребетных и служилых татар[162].
Затрагивалась в литературе и проблема происхождения рода Кульмаметьевых, причем высказывалась точка зрения об их среднеазиатских корнях. В подтверждение данной позиции В.В. Рабцевич и И.В. Белич приводят документы, в которых содержатся слова самих представителей родао том, что их предок был выходцем из Бухарского ханства. В одном источнике указано, что «мурза Кульмамет, услышав чрез… высочайшие грамоты к вызову иноземцев… с довольно дарованными им… свободами и выгодами, оставя в отечестве своем родственников и всякие заводы и промыслы, самоохотно выехал в Российское подданство»[163].
В другом документе, выявленном Г.Т. Бакиевой, говорится, что «Кулмаметьевых предки, вышедшие из Большей Бухареи… по грамотам Великих Всероссийских Государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича определены в службу к тобольским служилым казакам и захребетным (что ныне ясашные)»[164]. Г.Т. Бакиева не сомневается в подлинности информации, содержащейся в указанных источниках, «поскольку она исходила от самих представителей Кульмаметьевых»[165]. Однако, на мой взгляд, точка зрения, высказанная сторонниками среднеазиатского происхождения Кульмаметьевых, нуждается в проверке, т.к. приобретение статуса приезжих «бухарцев», не обремененных налогами, могло оказаться просто выгодным для определенной группы коренного населения Сибири.
Некоторые авторы связывают предков Кульмаметьевых со сподвижником хана Кучума, князем Бегишем, относящимся к казанской знати[166]. Весьма неопределённо высказывается по этому поводу
З.А. Тычинских. Она считает, что род Кульмаметьевых берет начало от «большого князца Бегиша», имевшего либо казанское, либо бухарское происхождение. Здесь же автор отмечает, что «пока трудно определить, насколько можно связывать князя Бегиша конца XV в. с владетелем Баишева городка князем Бегишем второй половины XVI в.»[167]. В связи с этим, вопрос о происхождении Кульмаметьевых требует дальнейших исследований.
Согласно выявленному Г.Т. Бакиевой в фонде Сибирского приказа РГАДА документу становится ясно, что местом жительства Кульмаметьевых первоначально являлись не Сабанаковские юрты в Тобольском уезде, как это ранее указывалось исследователями, а юрты Авазбакеевские в Ялуторовском уезде[168]. Однако сам документ, если верить сотрудникам архива, представляет собой ветхие не расклеенные столбцы, которые в читальный зал никогда не выдавались (!). Согласно Г.Т. Бакиевой, имя сына Кульмамета, Авазбака Кульмаметьева, впервые упоминается в 1680 г. в отчете митрополита Тобольского и Сибирского Павла в Сибирский приказ. В документе отмечено, что тобольские «иноземцы Авазбакей Кулмаметьев с товарищи к его преосвященству приходят и говорят, чтоб ему иноземцев не крестить и называет их своими дворовыми людьми»[169].
В XVII-XVIII вв. русская администрация поручала сибирскому бухарскому купечеству различные задания финансового, торгового и дипломатического характера. Они несли службу в сибирских таможнях, принимали участие в оценке и продаже казенной мягкой рухляди на ярмарках, им поручали торговлю казенными, а также государственными таможенными товарами, они выступали в качестве переводчиков в дипломатических посольствах русских в Среднюю Азию и Китай[170]. Очевидно, Авазбакей Кульмаметьев проявил большее усердие на этом поприще, поэтому когда Авазбакею 30 апреля 1692 г. была предоставлена должность головы тобольских служилых и «захребетных» татар, указывалось, что она дается ему «в вознаграждение его службы и купно с тем за сообщение всяких известий»[171].
Какие функции включала в себя должность «головы» татар? Обязанности Авазбакея Кульмаметьева предусматривали следующие: «удерживать татар от обид русским и ограждать от притеснения сих последними, производить между татарами всякую расправу, а за малые вины самому наказывать», а также исправно собирать подати (ясак) с татар. Обязанности в отношении служилых татар заключались в наблюдении, чтобы они «состояли всегда в полном числе и неспособных из них к службе переменять с ведома начальства другими из татарских детей». Кроме того, Авазбакею Кульмаметьеву вменялось в обязанность «докладывать о важных делах боярину и воеводе Салтыкову, прекращать всякие непозволенные связи их [татар – прим. И.П.] с заграничными народами»[172].
Таким образом, Кульмаметьев получил единоличную власть над вверенным ему населением, осуществляя управление, суд и исполнение наказаний и одновременно являясь его защитником и заступником. Более того, Кульмаметьеву были отданы в Тобольском уезде вверх по рекам Тоболу и Иртышу пашенные земли, сенные покосы, рыбные ловли и прочие угодья, а также живущие на этих землях 238 человек дворовых людей в деревнях Авазбакеевой и Кулюк Ялуторовского уезда. Лишь к 1807 г. потомкам этих людей удалось доказать неправомерность их закабаления и, по решению Тобольской палаты гражданского суда, их перевели в казенное ведомство, а Сенат утвердил данное решение[173].
В 1698 г., уже после смерти Авазбакея, его сыновья, Сабанак и Нематуллай, получают должности татарских голов – первого и второго класса соответственно. Как было отмечено, «быть в Тобольске на его [Авазбакея – прим.] месте в татарских головах сыну его Сабанаку в том же его денежном, хлебном и соляном окладе, а в его Сабанакове месте и в окладе быть сыну Нематуллаю»[174]. Тем самым было положено начала передачи должности «голов» практически по наследству.
Как показывает сочинение хивинского хана Абу-л-Гази, о могуществе семьи Кульмаметьевых ещё в знали в Средней Азии, хотя эти слухи были преувеличены. Так о Кульмаметьевых сообщалось: «Есть у них несколько мурз, которые над ними главные. Самый сильный между небольшими семи владельцами называется Шабанов [Сабанак – прим. И.П.] и живет в некотором городке, в котором около 700 дворов за 4 версты от Тобольска. Имеет он больше 20,000 фамилий татарских, которые ему послушны»[175].
В XVII-XVIII вв. тобольские служилые татары, которыми командовали Кульмаметьевы, посылались «на отъезжие караулы» помогать строить города Тару, Томск, Сургут и др. Наряду с русскими казаками они несли службу в этих городах и принимали участие в ежегодных экспедициях на Ямыш-озеро для добычи соли – чрезвычайно ценного продукта[176]. Признавая за Авазбакеем его заслуги и непререкаемый авторитет, в 1705 г. боярин и воевода М. Черкасский подтвердил за Кульмаметьевыми звание «голов иррегулярного казачьего войска». С 1712 г. сын Авазбакея – Сабанак Кульмаметьев по определению губернатора Матвея Гагарина получает право взыскивать с татар и бухарцев денежные сборы и «представлять оные в приказную палату и в большую канцелярию».
После смерти Сабанака Кульмаметьева в 1730 г. должность головы тобольских и уездных служилых и ясашных татар и бухарцев перешла к его сыну Нематуллаю, который, правда, вскоре умер (1732 г.), и обязанности головы «по выбору татар» стал исправлять рядовой служилый татарин Чюра Кутумов. Однако уже в 1736 г. эта должность вновь перешла к представителю рода Кульмаметьевых, другому сыну Сабанака – Авазбакею (второму). Отстранение Кутумова от должности не обошлось без происков Авазбакея, не желавшего упускать власть из своих рук. В 1736 г. он написал «доношение» в Губернскую канцелярию, в котором обвинял Кутумова в притеснениях татар, а также недвусмысленно заявлял о том, что татары желают определить к ним головой его, т.е. Авазбакея. Несмотря на отсутствие в «доношении» каких бы то ни было доказательств неправомерных действий Кутумова в отношении татар, власти отстранили его от должности и Авазбакей стал головой 1-го класса, а его сын Сабанак (второй) с 1756 г. – головой 2-го класса, «чтоб чинил расправу между татарами в долгах и во всяких мирских нуждах и положенный на них ясак збирал бездоимочно»[177].
После смерти Авазбакея в 1777 г. специальным предписанием сибирского губернатора Д.И. Чичерина Сабанак был определён на место отца. Высочайшею грамотой Екатерины II 25 апреля 1796 г. Сабанак Кульмаметьев был возведен в дворянское достоинство «с рожденными и впредь рождаемыми детьми и потомством их по нисходящей линии»[178]. С этого момента к имени Сабанака Кульмаметьева и его потомков прибавлялся титул мурза и был учреждён их родовой герб.
Тем не менее, общей тенденцией начиная со второй половины XVIII в. было то, что государство в соответствии с общими процессами административной унификации берет курс на ликвидацию автономии «аборигенных» обществ путем фактического включения их традиционных институтов власти в существующие социальную структуру и систему государственного управления и фиска.
Таким образом, на примере клана Кульмаметьевых мы видим способы взаимодействия губернских властей и сибирских мусульманских элит. История этого семейства – яркий пример использования систем косвенного управления администраторами Сибири.
Глава ΙΙI. Бухарцы в конфессональной политике Российской империи.