Тема 12. правовая система и система права
Правовая система— это совокупность всех юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.
Правовая система включает в себя:
— право как регулятор общественных отношений;
- правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;
— юридическую практику (судебную, административную);
— механизм правового регулирования (МПР);
- правореализационный процесс (включая и акты толкования права);
— права, свободы и обязанности граждан, общества, государства;
— правоотношения;
— законность и правопорядок;
— правовую идеологию;
— субъектов права;
- систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;
- иные правовые явления (юридическая ответственность, правовой статус лица, законные интересы и т.п.).
Система права— это строение права, деление его на взаимодействующие части и элементы.
Система права характеризуются:
- единством и согласованностью норм, ее составляющих;
- разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;
-объективностью строения;
- иерархичностью;
- непротиворечивостью.
Система права включает в себя:
- норму права - мельчайшая частица («кирпичик», «молекула») права;
- правовой институт - совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;
- подотрасль права - совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;
- отрасль права - совокупность относительно обособленных юридических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.
Юридические критерии деления права на элементы:
- предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера общественных отношений, на которую направлено правовое регулирование;
- метод правового регулирования, т.е. система определенных приемов (средств), при помощи которых регулируются общественные отношения.
Законодательство:
- совокупность нормативно-правовых актов, действующих в государстве (в широком понимании);
- совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).
Система законодательства— совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Соотношение системы права и системы законодательства:
-если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;
- право не может существовать вне законодательства, законодательство же не может существовать вне права.
Система законодательства делится на:
- отраслевое законодательство (государственное, уголовное, гражданское, административное, земельное и т.д.);
- внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);
-межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);
- федеральное и республиканское законодательство;
- конституционное и текущее законодательство.
Система законодательства совершенствуется при помощи:
- систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельности по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.
Основные цели систематизации законодательства:
- устранение противоречий между различными отраслями законодательства;
- обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;
- исключение дублирования в процессе регулирования общественных отношений;
- восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений;
- создание более удобных условий для пользователей и правоприменителей.
Формы систематизации:
1. Учет нормативно-правовых актов,т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.
Виды учета законодательства:
— журнальный;
— картотечный;
- автоматизированный («Консультант-Плюс», «Гарант», Кодекс» и др.)
- ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.
2. Инкорпорация,т. е. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.
Виды инкорпорации:
а) по юридической силе издаваемых сборников:
— официальная;
— официозная (полуофициальная);
— неофициальная.
б) по характеру расположения материала:
— хронологическая;
— систематическая;
в) по объему охватываемого нормативного материала:
— генеральная (полная);
— частичная.
3. Консолидация,т. е. объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.
4. Кодификация,т. е. коренная переработка действующих нормативных актов определенной сфере общественных отношений.
Виды кодификации:
- всеобщая («кодекс кодексов»);
- отраслевая (Уголовный, Гражданский и т. д.);
- специальная (комплексная) (Налоговый, Таможенный кодексы и т. д.).
Виды кодификационных актов:
- основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре и др.);
- кодекс- крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению (отраслевые и межотраслевые);
- уставы - комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), либо определяющие правовой статус субъекта федерации;
- положения - регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);
- правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
Частное и публичное право
Деление права на частное и публичное отражает внутреннюю дихотомию права (без публичного нет и частного права). Оно берет свое начало в римском праве. Ульпиан писал: «Публично- правовым является все то, что относится к положению Римского государства, а частноправовым - все то, что относится к пользе отдельных лиц».
Публичное право— совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес.
Общая характеристика:
— ориентация на удовлетворение публичных интересов;
— одностороннее волеизъявление субъектов права;
— широкая сфера усмотрения;
— иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм;
— преобладание директивно-обязательных норм;
— нормативно-ориентирующее воздействие;
— прямое применение санкций, связанных с ограничениями использования ресурсов и т. д.
Отрасли публичного права:
— конституционное (государственное право);
— административное право;
— уголовное право;
— финансовое;
— уголовно-исполнительное;
— уголовно-процессуальное и т. д.
Частное право— совокупность отраслей права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
Общая характеристика:
- преобладание диспозитивных норм;
- равенство субъектов правоотношения;
- свободное волеизъявление при реализации своих прав;
- личная ответственность по своим обязательствам и действиям;
- широкое использование договорной формы регулирования;
- гарантированная судебная защита;
- преимущественная ориентация на удовлетворение личных, частных, корпоративных интересов.
Отрасли частного права:
- гражданское;
- семейное;
- трудовое;
- торговое и др.
Соотношение публичного и частного права:
- имеется гибкое переплетение методов публично-правового и частноправового регулирования в законах и других правовых актах;
- отсутствуют институты поддержки, защиты, характерные для групп отраслей одной правовой семьи, но применяемые в процессе реализации норм другой правовой семьи;
- происходит перераспределение сфер регулирования между нормами, институтами и отраслями публичного и частного права;
- наблюдается «двойная правосубъектность», когда субъекты публичного права могут выступать субъектами частного права;
- усиливается ответственность государства и его органов перед частными лицами.
Основания деления права на отрасли, подотрасли и институты | |
Предмет правового регулирования | Метод правового регулирования |
Группа качественно однородных общественных отношений, регулируемых правом | Совокупность приемов, способов воздействия права на определенный род общественных отношений |
Система законодательства | |||||||||||||||||
Система права | |||||||||||||||||
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите понятия правовой системы и системы права и проведите различия между ними.
2. Есть ли разница между правовой идеологией и правовой психологией? Какие социальные факторы способствуют предупреждению (развитию) деформации правосознания личности?
3. Каковы основные формы систематизации законодательства?