Использование искусственных спутников для международного телевизионного вещания.
Этот вид космической деятельности получил сейчас широкое развитие, поскольку представляет интерес практически для всего населения Земли. Международно-правовой аспект этой деятельности обусловлен необходимостью ее совместимости с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства, а также с правом каждого физического и юридического лица искать, получать и распространять телевизионную информацию. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению знаний в области науки, культуры, образования, экономического и социального развития, укреплению взаимопонимания и сотрудничества между всеми государствами и народами.
Основные международные принципы осуществления этой деятельности зафиксированы в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" (1982 г.). Согласно этой Резолюции деятельность в области международного телевизионного вещания с помощью искусственных спутников должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договором по космосу, Международной конвенцией электросвязи и утвержденным ею Регламентом электросвязи. Должен также соблюдаться международно-правовой режим геостационарной орбиты, на которой главным образом размещаются искусственные спутники для радио- и телевизионной связи с Землей.
Ключевое значение также имеет отраженное в Резолюции равное право государств осуществлять деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников и санкционировать осуществление такой деятельности лицами и организациями, находящимися под их юрисдикцией. Доступ к технологиям в этой сфере должен быть открыт для всех государств без дискриминации на условиях, взаимно согласованных всеми заинтересованными сторонами.
Резолюция также исходит из того, что деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников должна основываться на международном сотрудничестве соответствующих государств. Государства и международные межправительственные организации несут международную ответственность за деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников. В отношении неизбежного перелива сигнала, излучаемого со спутника, применяются исключительно соответствующие документы Международного союза электросвязи.
В целях содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях государства, осуществляющие деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников или санкционирующие ее осуществление, должны в максимально возможной степени информировать Генерального секретаря ООН об объемах и характере такой деятельности.
§ 8. Право интеллектуальной собственности в
международных космических проектах
Договор по космосу и другие базовые международные акты по исследованию и использованию космического пространства не содержат положений об интеллектуальной собственности. Эти вопросы сейчас регулируются либо национальным космическим законодательством, либо международными соглашениями по каждому космическому проекту в отдельности. Это связано с уникальностью отношений в каждом конкретном случае по разработке космического проекта, определением правового режима охраны интеллектуальной собственности, созданной совместными усилиями в процессе осуществления соответствующего проекта, распределением прав на созданную интеллектуальную собственность и т.п.
В качестве конкретного примера международно-правового решения соответствующих вопросов можно сослаться на Межправительственное соглашение по международной космической станции (МКС). В нем права и обязанности партнеров, касающиеся интеллектуальной собственности, урегулированы в контексте категорий "товары" и "технические данные". В Соглашении, в частности, говорится:
а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствующим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;
б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая их наземную сеть и системы связи его подрядчиков;
в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для выполнения обязанностей другой стороны;
г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегчения передачи технических данных и товаров от одной компании к другой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений;
д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограничений. Если для этих целей осуществляется передача подобных данных по конструкции, производству и обработке, а также связанного с ними программного обеспечения, то такие данные и программное обеспечение могут быть соответствующим образом маркированы;
е) каждый партнер принимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков, обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.
Межправительственным соглашением по МКС определены также рамки по сотрудничеству соответствующих государств в отношении изобретений, подлежащих патентованию. Установлено, в частности, что любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая на территории государства-партнера, которому приписана соответствующая часть такого элемента. В таком случае на этот элемент в полном объеме будет распространяться патентное законодательство соответствующего государства.
Основываясь на Межправительственном соглашении по МКС, а также на общепринятых принципах патентного и авторского права, законах о коммерческой тайне, существующих в государствах-партнерах, последними были выработаны и подписаны дополнительные соглашения по вопросам интеллектуальной собственности. Одним из них является Соглашение между НАСА и ЕКА о челночных запусках орбитального элемента МКС "Колумбус". Согласно ему НАСА обязалось предоставлять услуги по челночному запуску и обратному возвращению "Колумбуса". ЕКА согласилось покрывать стоимость услуг по запуску путем предоставления соответствующего оборудования и программного обеспечения МКС. Право на владение полетным оборудованием в этом случае после проведения верификационных процедур переходит от ЕКА к НАСА. В Соглашении сделана также оговорка о том, что в случае прекращения его действия НАСА принимает на себя все права и обязанности в отношении чертежей, документации, программного обеспечения, запасных частей, инструментов и т.п., необходимых для завершения производства, сборки узлов и оборудования для МКС <1>.
--------------------------------
<1> О других соответствующих соглашениях более подобно см.: Яковенко А.В. Современные космические проекты: Международно-правовые проблемы. М., 2000. С. 64 - 68.
Успешная реализация международных космических проектов, касающихся права интеллектуальной собственности, тесно связана с соответствующими мерами национального характера. В этом контексте положительное значение имеет опыт России в части установления условий сотрудничества национальных субъектов космической деятельности с иностранными международными субъектами по вопросам охраны интеллектуальной собственности, что нашло отражение в специальном Федеральном законе "О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями".
§ 9. Охрана космического пространства и земной
среды от техногенного космического загрязнения
В связи с расширением деятельности по исследованию и использованию космического пространства все более актуальной для человечества становится проблема его техногенного загрязнения. Источником такого загрязнения являются выбросы продуктов сгорания ракетного топлива при нахождении и перемещении летательных аппаратов на космических орбитах. Кроме того, по имеющимся оценкам, в околоземном космическом пространстве сейчас находится около 8 тыс. искусственных объектов космической деятельности (отработанные спутники, части и обломки ракет, космических комплексов и т.п.). Они образуют так называемый космический мусор, загрязняющий космическое пространство и представляющий опасность для движения действующих космических кораблей и спутников.
Загрязнение космического пространства, кроме того, оказывает негативное влияние на экологию Земли. Например, авария российской космической ракеты "Протон" в 1999 г. в Казахстане обернулась падением 200-килограммового обломка запускаемого с ее помощью спутника во двор сельского дома. Аварией был нанесен экологический ущерб вследствие распыления над обширной территорией более 60 т токсичного топлива <1>.
--------------------------------
<1> Панорама. 1999. 9 июля.
Общая международно-правовая норма, касающаяся охраны космического пространства от загрязнения, содержится в Договоре по космосу. В нем зафиксирована обязанность государств-участников осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. 9).
В соответствии с Соглашением о Луне государства-участники, осуществляя исследование и использование Луны, принимают меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным путем. Эти же государства принимают также меры во избежание внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внеземного вещества или каким-либо другим образом (ст. 7).
Договор по космосу и Соглашение о Луне были приняты тогда, когда экологическая проблема в связи с космической деятельностью была скорее гипотетической, чем практической. Поэтому в этих актах соответствующие вопросы не были закреплены в более конкретизированном виде. К сожалению, и на сегодня относительно их решения нет существенного прогресса. Очевидно, что такой прогресс связан с принятием специального международно-правового акта (договора или соглашения) об охране космического пространства от техногенного загрязнения. Следовало бы при этом расширить понятие окружающей человека среды, включив в него в качестве объекта охраны околоземное космическое пространство. В контексте концепции "управления космическим движением" целесообразно было бы также закрепить обязанность запускающих субъектов по выведению "космического мусора" на достаточно высокую орбиту, или на так называемую отлетную орбиту захоронения (200 - 300 км над геостационарной орбитой). Нуждаются в закреплении и международно-правовые принципы сотрудничества субъектов космической деятельности в сфере охраны космического пространства от загрязнения.
§ 10. Взаимодействие международного и национального
космического права
До середины 80-х годов регулирование отношений по изучению и использованию космического пространства было почти исключительно предметом международного космического права. Национальное регулирование этих отношений если и имело место, то в весьма ограниченных масштабах в контексте детализации требований международного космического права.
Исключение составили лишь США, где Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства был принят еще в 1958 г., т.е. до начала формирования системы международного космического права.
В последние десятилетия под воздействием процесса коммерциализации космической деятельности темпы развития национального космического законодательства превзошли темпы развития международного космического права. В более чем 20 государствах мира уже сформированы достаточно разветвленные системы национального космического законодательства. Появились при этом системообразующие законы в этой сфере. Это, в частности, законы Швеции "О космической деятельности" (1982 г.), Великобритании и Северной Ирландии "О космическом пространстве" (1986 г.), Российской Федерации "О космической деятельности" (1993 г.), Южно-Африканской Республики "О космических делах" (1993 г.), Украины "О космической деятельности" (1996 г.), Австралии "О космической деятельности и для целей, с ней связанных" (1998 г.) и др.
Интенсивное развитие системы национального космического права выдвинуло на повестку дня проблему его гармонизации с системой международного публичного и частного космического права. Национальное космическое право при всем его значении не в состоянии с единых позиций обеспечить всеобщий правопорядок в космическом пространстве. В то же время оно как бы дополняет международное космическое право, включая национальные правовые механизмы в сферу решения проблем "достояния всего человечества" с учетом принципа приоритета норм международного права перед нормами национального законодательства.
Взаимодействие национального и международного космического права имеет особое значение в тех сферах общественных отношений, которые на сегодня регулируются главным образом нормами национального космического права. Это, в частности, отношения интеллектуальной собственности, космического страхования и некоторые другие.
Космическое страхование, например, получило первый импульс еще до принятия Договора по космосу. В 1965 г. в США впервые была застрахована гражданская ответственность на случай возмещения убытков, причиненных третьим лицам на этапе предстартовой подготовки телекоммуникационного американского спутника "Интелсат-1". Был заключен и договор страхования самого спутника на сумму 5 млн. долларов США.
Законом Российской Федерации "О космической деятельности" установлено три вида обязательного космического страхования: а) страхование жизни и здоровья космонавтов; б) страхование работников объектов космической инфраструктуры; в) страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 25).
Несколько иной перечень видов обязательного космического страхования предусмотрен законами Украины "О космической деятельности" и "О страховании". Это, в частности: а) страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура); б) страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности; в) страхование объектов космической деятельности (космической инфраструктуры), являющихся собственностью Украины, относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве; г) страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве.
По законодательству Австралии наличие страхования ответственности перед третьими лицами является обязательным условием выдачи сертификата на запуск космического объекта за рубежом или возвращение соответствующего объекта. Подобные нормы содержатся в законодательстве США, Бразилии, Великобритании и Японии.
В Договоре по космосу и Конвенции о международной ответственности за вред, причиненный космическими объектами, содержатся общие требования о возмещении вреда третьим лицам (потерпевшим), причиненного запускающим государством в результате осуществления космической деятельности. Однако этими, как и другими международно-правовыми актами, не регулируются вопросы космического страхования. Национальное космическое законодательство в определенной мере компенсирует соответствующий пробел в международном космическом праве. Но было бы лучше усовершенствовать международно-правовое регулирование космического страхования с учетом уже накопленного национального опыта.
Эффективность гармонизации (адаптации, аппроксимации) международного и национального космического права во многом определяется качественными параметрами первого. Нынешнее его состояние в полной мере не отвечает новым потребностям, связанным с коммерциализацией космической деятельности и вовлечением в нее кроме государств частных компаний, негосударственных организаций и т.п. Современное международное космическое право содержит также немало пробелов и противоречий. В нем отсутствует стержневой акт, способный систематизировать данную правовую общность.
В этом контексте заслуживают внимания предложения о целесообразности проведения кодификации международного космического права по типу кодификации международного морского права. Речь идет о разработке и принятии Конвенции ООН по космическому праву. Этот вопрос поддерживается Россией, Украиной, Казахстаном и рядом других государств, но не имеет консенсуса в Комитете ООН по космосу <1>.
--------------------------------
<1> См.: Малышева Н.Р. Космическое право: перспективы развития в международном и национально-правовом контекстах // Вестник Академии правовых наук Украины. 2003. N 2 - 3. С. 348.
§ 11. Ответственность в международном космическом праве
Согласно Договору по космосу государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными лицами. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц допускается только с разрешения и под постоянным наблюдением государства-участника. В случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответственность за выполнение данного Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства (ст. VI).
Из данной статьи следует, что в сфере ответственности по международному космическому праву действует принцип международной ответственности государства за всю национальную космическую деятельность независимо от того, какими конкретно субъектами она осуществляется. Этим данный вид ответственности отличается от других видов международной ответственности, основывающихся на общем постулате о том, что государства не несут ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если они не действуют от имени или по поручению соответствующего государства.
Более подробно соответствующие вопросы урегулированы Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.). Данной Конвенцией установлено, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. II). Такая ответственность может иметь место вне зависимости от вины запускающего государства, а вследствие самого факта нанесения ущерба космическим объектом соответствующего государства.
Под ущербом в данном случае понимаются лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, а также имущества межправительственной организации.
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает (исключение из принципа абсолютной ответственности).
Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в следующих пределах: а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной; б) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.
Если два или более государств совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб (ст. V).
Конвенцией предусмотрены случаи освобождения от абсолютной ответственности. Это может иметь место, когда запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет (ст. VI).
Положения Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства: а) гражданам соответствующего государства; б) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта (ст. VII).
Исходным документом, по которому потерпевшее государство может возбудить вопрос о возмещении ущерба запускающему государству, является претензия о компенсации ущерба. Обычно она предъявляется по дипломатическим каналам в течение года с даты причинения ущерба. Если в добровольном порядке решения вопроса достичь не удается, создается специальная Комиссия по рассмотрению претензии. Конвенцией в деталях урегулирован процессуальный порядок образования и деятельности этой Комиссии (ст. ст. XIV - XX).
Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность между сторонами. В ином случае Комиссия выносит решение рекомендательного характера. Вопрос, кроме того, может быть перенесен заявившей претензию стороной в суд или административный трибунал запускающего государства. Делается это в порядке искового производства.
Некоторые вопросы ответственности в рассматриваемой сфере находятся на стыке международного публичного и частного права. Характерным примером в этом является Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.
Под подвижным оборудованием в данном случае понимается имущество, которое в силу своей специфики регулярно перемещается через государственные границы. Это могут быть железнодорожные подвижные составы, самолеты, вертолеты и т.п. К такому оборудованию относятся также объекты космической деятельности, а именно: а) какой-либо отдельно идентифицированный объект, находящийся в космосе или предназначенный для запуска и размещения в космическом пространстве, а также возвращенный из космоса; б) какой-либо отдельный компонент, являющийся частью такого объекта или установленный на таком объекте либо находящийся внутри его; в) какой-либо отдельный объект, собранный или изготовленный в космосе; г) какая-либо ракета-носитель одноразового или многократного использования для доставки людей и оборудования в космос и их возвращения из космоса.
В отношении этого оборудования под эгидой Международного института унификации частного права (УНИДРУА) разработан проект специального Протокола к Конвенции. Сейчас он находится на стадии согласования для подписания.
Конвенция предполагает установление специального международного имущественного правового режима в отношении космических объектов, находящихся за пределами юрисдикции государств. Этот режим направлен на обеспечение исполнения обязательств, связанных с космическим имуществом. Он выражается в предоставлении международной гарантии залогодателю или лицу, представляющему собой потенциального продавца по договору об условной продаже с резервированием права собственности, или лицу, являющемуся лизингодателем по договору лизинга.
В соответствии со ст. 2 Конвенции такая гарантия включает в себя: а) классический обеспечительный интерес (закладную) - по договору об обеспечении исполнения обязательств; б) право потенциального продавца в сделке об удержании правового титула - по договору об условной купле-продаже с резервированием права собственности; в) право лизингодателя - в сделке о лизинге.
Международная гарантия подлежит обязательной регистрации в специальном международном реестре. Предполагается также создание системы контроля и надзора за реализацией международных гарантий.
Установленный Конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования режим способен снизить финансовые риски по сделкам, связанным с космическим имуществом, а также стоимость услуг космического характера для конечных пользователей.
В случае неисполнения обязательства залогодателем кредитор имеет право на привлечение к материальной ответственности должника через суд или другими способами, предусмотренными Конвенцией.
В 1994 г. была предпринята попытка образования Международного воздушного и космического арбитражного суда для разрешения соответствующих международных споров. Но из этого ничего не вышло. Система специального арбитражного судопроизводства в данной сфере не заработала.
Вопрос здесь не только в том, что количество таких споров еще относительно невелико. Дело в том, что соответствующие споры могут быть предметом рассмотрения в уже существующих международных судебных инстанциях - Международном суде ООН, Постоянной палате третейского суда и др.
§ 12. Международное сотрудничество в исследовании
и использовании космического пространства
Правовые основы такого сотрудничества были заложены Договором по космосу. В нем, во-первых, зафиксирована обязанность государств-участников руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также осуществлять свою космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех государств - участников Договора (ст. IX). Во-вторых, Договор призывает государства-участников содействовать и поощрять международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, а также всесторонне информировать Генерального секретаря ООН о характере такого сотрудничества (ст. ст. X и XI).
Эти положения Договора нашли свое развитие в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся государств (1996 г.). В ней содержатся рекомендации осуществлять международное космическое сотрудничество в таких формах, которые соответствующие страны считают наиболее эффективными и надлежащими, включая, в частности, правительственное и неправительственное, коммерческое и некоммерческое, глобальное, многостороннее или двустороннее сотрудничество между странами, находящимися на всех уровнях развития. Международное сотрудничество, с особым учетом потребностей развивающихся стран, должно быть направлено, в частности, на достижение следующих целей: а) поощрение развития космической науки и ее применения; б) содействие развитию соответствующего и надлежащего космического потенциала в заинтересованных государствах; в) обмен специальными знаниями и технологиями между государствами на взаимоприемлемой основе (ст. 4).
Необходимость международного сотрудничества государств, других юридических и физических лиц в исследовании и использовании космического пространства закреплена также во многих других многосторонних и двусторонних договорах, актах рекомендательного характера. Это сотрудничество касается всего комплекса вопросов исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: научно-технических, информационных, экономических, экологических, политических и др. Важное место среди них занимают организационно-правовые вопросы международного сотрудничества в сфере исследования и использования космоса в интересах народов всех государств и мирового сообщества в целом.
Основной организационной формой международного космического сотрудничества является соответствующая деятельность международных, в том числе региональных, органов и организаций. Ведущая роль в этом принадлежит ООН. Именно под ее эгидой были приняты главные международные акты, касающиеся исследования и использования космоса, выработаны основополагающие принципы деятельности государств и других субъектов в этой области.
Проблемы космического сотрудничества государств периодически обсуждаются на проводимых под эгидой ООН конференциях по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС). Состоявшаяся в 1999 г. Третья конференция ЮНИСПЕЙС проходила под девизом "Космос на рубеже тысячелетий: Венская декларация о космической деятельности и развитии человеческого общества". Она предложила Генеральной Ассамблее ООН провозгласить период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса, с тем чтобы ежегодно отмечать на международном уровне тот вклад, который космическая наука и техника могут вносить в улучшение благосостояния человека.
Специальным постоянно действующим органом в системе ООН, на который возложены функции организации международного космического сотрудничества, является Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет ООН по космосу). Он был создан в соответствии с Резолюцией от 12 декабря 1959 г. Генеральной Ассамблеи ООН "Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства". Его членами сейчас являются около 70 государств, в том числе и Российская Федерация.
Комитет ООН по космосу уполномочен: поддерживать связи с государствами - членами ООН, а также правительственными и неправительственными организациями по вопросам исследования и использования космического пространства; обеспечивать обмен космической информацией; содействовать международному космическому сотрудничеству; готовить и представлять Генеральной Ассамблее ООН ежегодный доклад и другие материалы с предложениями по решению актуальных проблем исследования и использования космического пространства.
С 1962 г. в Женеве в составе Комитета ООН по космосу начали свою работу Научно-технический и Юридический подкомитеты. Последний занимается разработкой юридических аспектов регулирования отношений в области исследования и использования космического пространства. Свои решения он принимает на началах консенсуса. Предложения и рекомендации подкомитета включаются в его ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН.
Техническое и информационное обслуживание Комитета ООН по космосу и его подкомитетов возложено на Управление ООН по вопросам космического пространства. Его штаб-квартира находится в Вене.
Отдельные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности таких универсальных международных организаций, как Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ЮНЕСКО, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности и некоторые другие.
Из региональных структур наиболее деятельной является Европейское космическое агентство (ЕКА). Оно было создано в Париже в мае 1975 г. европейскими государствами - членами Европейской конференции по космосу: Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Испанией, Нидерландами, Францией, Германией, Швейцарией и Швецией. Впоследствии к ним присоединились и некоторые другие европейские государства (Австрия, Ирландия, Норвегия, Финляндия).
Главными задачам ЕКА являются содействие в организации международного космического сотрудничества европейских стран, создание и практическое применение космической техники и технологий, выработка долгосрочной космической политики стран-членов, координация национальных космических программ и их интеграция в единый Европейский космический план и т.п.
В соответствии с Конвенцией об образовании ЕКА его руководящим органом является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он созывается на заседания один раз в квартал. Решения принимаются путем голосования или на основе консенсуса в зависимости от важности вопроса. Совет рассматривает все основные вопросы деятельности Агентства, в том числе утверждает его обязательные или факультативные программы деятельности.
Совет назначает Генерального директора ЕКА, руководителей структурных производственных и научных подразделений, а также директоров основных программ. Они несут ответственность за свою работу как перед Директором, так и перед Советом ЕКА.
Существенное значение имеет также международное сотрудничество в рамках конкретных двусторонних или многосторонних космических научно-технических проектов и программ. Одной из первых таких программ была программа космического сотрудничества социалистических государств в рамках "Интеркосмоса" (конец 60-х годов). В 1975 г. был осуществлен проект стыковки советского космического корабля "Союз-19" и американского "Аполлон", а в 1981 г. впервые установлено прямое сотрудничество по программе совместного изучения кометы Галлея между Европейским космическим агентством, Интеркосмосом, Японским институтом космоса и астронавтики, а также НАСА.
В настоящее время наиболее известными многосторонними космическими проектами являются долгосрочная программа "Международная космическая станция" и проект "Морской старт". Указанная программа выполняется с 1998 г. с участием государств-членов ЕКА, России, США, Канады и Японии, а проект "Морской старт" - с 1997 г. с участием России, США, Украины и Норвегии. Согласно ст. 1 Международного соглашения относительно сотрудничества по Международной космической станции (1998 г.) цель этой программы состоит в создании на основе подлинного партнерства организационной структуры для долгосрочного международного сотрудничества между партнерами в области технического проектирования, создания, эксплуатации и использования постоянно обитаемой международной космической станции в мирных целях в соответствии с международным правом. На станции уже побывали и работали космонавты из стран - участниц Соглашения.
Реализация проекта "Морской старт" осуществляется в соответствии с межправительственным Соглашением о его создании (1995 г.). Оно предусматривает совместную эксплуатацию стартовой платформы морского базирования и сборочно-командного судна для осуществления коммерческих запусков искусственных спутников. Поря<