Применение права как особой формы реализации права
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства и его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты.
Вместе с тем, в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения, соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путём принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.
Во-вторых, взаимосвязи между государственными организациями и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своём характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о преступлении. Если стороны сами не могут придти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвёртых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершённое правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Таким образом, применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
1. Осуществляется органами или должностными лицами, наделёнными функциями государственной власти.
2. Имеет индивидуальный характер;
3. Направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности;
4. Реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
5. Завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Применение права –этовластная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путём конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.
Акты применения права – документально оформленное, государственное, властное индивидуальное, конкретное, письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращения правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права. Применение из следует рассматривать в двояком виде: как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение) и как стадию реализации права. Так как применение нормы права связано с осуществлением либо её диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют: исполнительно-распорядительную деятельность государственного органа (например, распределение материальных фондов); правоохранительную деятельность (например, приговор суда).
Применению права присущи следующие функции:
1. Социально-экономическая;
2. Политическая;
3. Социально-культурная;
4. Культурно-воспитательная;
5. Юридически-регулятивная;
6. Охранительная (закрепление господствующих общественных отношений, охрана общественных отношений).
Стадии:
· Анализ фактических обстоятельств дела,с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Анализ должен быть полным, объективным, должны быть исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка этих фактов.
· Выбор (отыскание) правовой нормы –для определения поведения участников правоотношений или для оценки поведения, когда применяется санкция. При этом проверяется:
1. Подлинность нормы права и её действенность;
2. Характер действия нормы – прямое или косвенное;
3. Пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;
4. Уяснение смысла и содержания нормы права;
5. Разъяснение нормы права компетентными государственными органами или иными субъектами;
6. Принятие акта применения нормы права.
Исполнения акта применения – заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нём как о стадии применения права.
Субъекты – государственные органы, должностные лица, уполномоченные общественными организациями.
Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура личности –знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
1. Психологический элемент (правовая психология);
2. Идеологический элемент (правовая идеология);
3. Поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Правовая культура личности означает правовую обязанность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Правовая культура общества – уровень правосознания людей и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм в юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит в том из следующих элементов:
1. Уровень правосознания и правовой активности общества;
2. Степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.;
3. Степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами:
· реальной потребностью в праве;
· состоянием законности и правопорядка в стране;
· степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.