Влияние общества на личность

Поскольку личность — продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно — развивая ее, и отрицательно — подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров — в мире общественных отно-

шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.

Но главное отличие — выполнение социальных ролей. Де­ти — единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувствапередаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопи­тающих — родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в






другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI века — проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смерт­ной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других — принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них — наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-





гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры

созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-





циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия:социализация, детство, подростковый период.

Вопросы и задания

1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждо­го отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяют­ся функции воспитания, кто чем занимается?

2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.

3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис­
пользуя материал данного параграфа.

4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?

*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. По­пробуйте самостоятельно или при помощи взрослых про­должить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Пона­блюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.

*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:

а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по­
является нового в 7 или 10 лет?

б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов­
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про­
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро­
ли взрослых?

в) В какой половине жизни — первой или второй — человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?

Проблема.Некоторые родители считают, что они долж­ны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, что­бы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?

Практикум 1.В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не раз­решали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь ис­правления тогда проходит легче, когда над тобой не довле­ет груз отравленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социали­зации.

Практикум 2.Специалисты утверждают: человек, кото­рый впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 го­дам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.

Почему? Объясните проблему с позиции теории со­циализации.



Заключение

Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше по­ступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать препо­даватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый ми­нимум знаний по обществознанию в рамках школьной програм­мы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8—9 и 10—11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8—9 классах, не рассматриваются в 10—11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.

Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Ми­нистерством образования и выражается в двух обязательных ми­нимумах знаний по обществознанию — отдельно для 8—9 и 10— 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем.Так, например, тема «Сферы общест­ва» присутствует в минимуме за 8—9-е и 10—11 классы. Такое по­вторение не предполагает, что в учебнике за 10—11 классы долж­на в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебни­ка. Повторение темы означает также, что она может быть включе­на в экзаменационные вопросы в 10—11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8— 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.

Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10—11 классов, но при подго­товке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8—9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-

мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющие­ся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».

Наши рекомендации