Познавательная и исследовательская мотивация (Е)
5.1. Познавательная мотивация — потребность в информации или понимании, в исследовании разного рода объектов и ситуаций, в познании мира и себя — кодируется как Е, обычно сопровождаемое уточнениями для различных подкатегорий.
Е — относится к познанию или интересу вообще:
...быть информированным обо всем = Е;
-.больше знать = Е, с уточнением модальности «развития», отраженной в слове «больше» = E(d) (см. п. 9).
E(S) — код состоит из «познания» и «Я2 и используется для обозначения самопознания:
...познать себя = E(S);
-.знать, на что я способен, а на что нет = E(S).
При необходимости можно кодировать определенные аспекты личности, которые субъект хотел бы познать. Для этого используются символы подкатегорий основной категории
S (в частности Scar, Sapt и т.д.)
-узнать о своих способностях = E(Sapt).
5.2. Негативная мотивация в этой категории означает, что субъект не хочет чего-то о себе знать:
...не хотел бы. встретиться со своей истинной личностью = nE(S).
5.3. Если познание ограничено определенной областью (например, профессиональной или социальной жизнью), то эта область указывается в скобках, непосредственно следующих
за символом Е. Например: ...больше узнать о новых техниках в моей профессии = E(R2);
Е{С) — стремление понимать или больше знать о других людях кодируется с помощью символов для социальных контактов (С); по возможности,включаются и коды персон:
...лучше понимать реакции моей подружки = Е(С,е);
...понимать моих детей = Е(С,р);
...глубокое знание мужчин = E(C,g).
5.4. Другие объекты, о которых многие индивиды хотели бы больше узнать:
— жизнь вообще (жизненный опыт);
— социальный и физический мир;
— экзистенциальные, религиозные и трансцендентальные реалии и проблемы.
Символ Е(Т) используется для познания экзистенциальных, религиозных и трансцендентальных реалий и проблем в целом. Символ Т (для трансцендентальных объектов) с двумя подкатегориями Тх и Тг (см. п. 6.1) добавляется к основному символу Е:
...найти смысл жизни = Е(Тх);
...найти истину = Е(Тх);
...найти удовлетворительные ответы на религиозныевопросы = Е(Тг).
5.5. Стремление больше узнать о жизни, иметь больше жизненного опыта кодируется с помощью символа I, следующего за Е (в скобках) = Е(1). Напомним, что в темпоральном коде маленькая буква I используется для обозначения «открытого настоящего», но контекст каждого кода исключает какую-либо двойственность или неопределенность.
Стремление больше узнать о жизни или получить жизненный опыт во всех его аспектах иногда выражается в темпоральных терминах. Например, индивид стремится стать старше, быть уже в следующем возрастном периоде жизни и т.п., но он не указывает, какой именно аспект жизни его при этом интересует. В таких случаях используется тот же символ (I):
„.вступить во взрослую жизнь = Е(1);
...ощутить настоящую жизнь = Е(1);
...быть на несколько лет старше = Е(1).
Относительно последнего примера (быть старше) заметим, что только общий контекст ответа может прояснить, проявляется ли в нем потребность в познании или приобретении
нового опыта либо же субъект хочет, чтобы скорее закончился трудный, неприятный, надоевший ему текущий период жизни. Например, заключенные, солдаты, студенты, готовящиеся к экзаменам, или больные люди могут выражать желание быть старше на несколько недель, месяцев или даже лет. Субъект хочет, чтобы негативные объекты (трудности, несчастья и т.п.) подошли к концу. В таких случаях мы кодируем мотивационный объект (то есть тюремное заключение, профессиональную деятельность, болезнь и т.п.), добавляя код модальности развития (d), поскольку субъект не удовлетворен настоящей ситуацией (символ du).
Пример: .„очутиться на месяц позже в этомучебном году (чтобы «проскочить» экзамены) = R3(du). Код просто отражает то, что целевой объект принадлежит к области учения (R3), субъект имеет к нему отрицательное отношение (и) и хочет эту ситуацию перешагнуть (d).
В том же самом смысле стремление быть на несколько недель старше может (в зависимости от контекста) на самом деле означать выздороветь (Spre,ph(du)).
5.6. Знания о культурных и природных объектах кодируются с помощью маленькой буквы w (world), добавляемой к прописной букве Е.
E(w) — знания об обществе, экономике, культуре, политике или о физическом мире (о красоте и загадочности природы, биологических и физических законах); знания о Других народах и культурах, их истории, странах, обычаях. Тот же код используется для знаний о произведениях искусства и научных открытиях. Незначительное количество таких целей делает ненужными более дробные категории (то же можно сказать о категории L (досуг) для некоторых типов культурных целей):
...быть сведущим в цивилизациях Востока = £(ш);
...изучать тропическую флору = Е(и>);
...совершить кругосветное путешествие = E(w). Если,
однако, это путешествие предпринимается ради отдыха, код скореебудет L(Ew) (см. п. 8.2).
Исследование или стремление к познанию вообще иногда бывает связано с профессиональной деятельностью индивида. Научные исследования как профессиональная деятельность кодируются R2(E). Этот код следует четко отличать от кода E(R2), когда речь идет о познании или опыте относительно чьей-то профессиональной области.