Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан»
Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан»
Занятие 1. Тема: «Знакомство»
Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.
Подготовительный этап
Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.
1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.
2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.
3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.
4.Не лгать. Лучше промолчать.
5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
После этого выполняется общий знак – восклицание. Например,: «Мы готовы!»
На каждое занятие учащиеся приносят индивидуальную тетрадь, в которой проводятся индивидуальные упражнения и на каждом занятии в начале и в конце тренинга методика «Градусник»
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Инструкция: перед вами изображен медицинский градусник, на которой имеется несколько шкал, соответствующих эмоциональному состоянию. Деления на шкалах это уровень вашего состояния. Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Методика «Шкатулка для крика»
Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно.
Основная часть
Упражнение 1 «Знакомство».
Цель: сближение участников группы.
Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а потом представляет себя и т.д.
Упражнение 2. «Табличка с именами».
Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.
Каждый ребенок пишет на табличке свое имя и рисует свой символ, эмблему.
«Что значит ваше имя?». Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, кто для меня его выбрал?
Знаю ли я, что обозначает мое имя?
Кто из моих знакомых носит то же имя?
Есть ли мои тезки из известных людей?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».
Педагог предлагает взять одну из трёх карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой – «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача_ изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.
Заключение
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Участники по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой – и давайте обнимемся все вместе». Дети говорят друг другу: «До свидания!»
Занятие 2. Давайте жить дружно!
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Методика «Шкатулка для крика»
Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «шкатулочке для криков» и как можно громче прокричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятий. После занятия ребята могут забрать свой крик обратно.
Ритуал приветствия.
Цель: снять эмоциональное напряжение, настроить на совместную работу.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем здороваться, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете ее передавать друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Милана, я рад тебя видеть!».
Слова педагога на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Основная часть
Упражнение 4 «Морщинки».
Цель: снятие напряжения.
Инструкция. Несколько раз вдохните-выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Инструкция. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу
Ритуал приветствия.
Все участники группы здороваются друг с другом.
Основная часть
Ребята, давайте вспомним, что же является причиной драки?
Вы правы, ребята. Драки являются следствием агрессии человека.
Давайте заглянем в словарь.
Видеопрезентация: Агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.
Упражнение 2 «Красный шарик»
А теперь надуйте красные шарики и завяжите их.
Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух –чувства раздражения и гнева.
Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?
Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?
А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
Ребята, а теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался. Что случилось с шариком?
Может ли такой способ выражения и гнева быть безопасным? Почему?
Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.)
Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.
Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
Упражнение 3 «Зеленый шарик»
Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.
А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.
Вы заметили, что шарик уменьшился?
Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?
Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?
Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого – нибудь?
Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.
Упражнение 3 «Вымещаем агрессию»
Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева
Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите красную надпись, а красный цвет – цвет опасности, и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию. А на 2-й половине доски вы видите зелёную, разрешающую надпись. Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные упражнения, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось. А теперь берите со стола таблички, читайте их и прикрепляйте на доску с нужной стороны. ( Дети читают таблички с запрещающими и разрешающими действиями и прикрепляют их на доску). (Приложение 2)
Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять перечисленные упражнения.
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Вот мы сегодня и научились справляться со своей агрессией, раздражением и гневом и, наверное, при малейшей раздражительности будем вспоминать эти упражнения и обращаться к ним в трудные минуты жизни.
А теперь, когда мы с вами научились справляться с агрессией и гневом, я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра : Давайте все встанем в круг . Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, и называет качества характера, которые присущи этому ученику. В ответ он говорит: «Ты молодец, потому что ты…», оба остаются в центре, держась за руки.
Затем подходит следующий участник и благодарит того, который последним встал в круг. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, берёт за руку либо первого, либо последнего участника, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Основная часть
Упражнение 2 «Гнев, ссора».
Цель: научить различать эмоцию гнева через визуальное восприятие.
Инструкция. Посмотрите на лицо, изображенное на карточке. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица. Как выглядит его рот? Брови? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?
Ответы детей.
Да, это злость. Кто знает, что такое злость?
Что такое ссора? Как возникает ссора, с чего она начинается? Был ли в
вашей жизни хотя бы один случай, когда ссориться вы начинали сами? Что
вы при этом сделали? Что вам нравится в ссоре? Вы же ссоритесь несколько раз в день, значит, в ссоре есть для вас что-то приятное. Что вам не нравится в ссорах? Если
бы ссора имела цвет, то какого цвета она была? Какая ссора на вкус?
Упражнение 4 «Выставка».
Цель: научить ребенка выражать гнев адекватным способом.
Инструкция. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.
Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?
Упражнение 6 «Место покоя».
Участникам предлагается удобно сесть и закрыть глаза.
Инструкция. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, или воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно. Представьте его себе во всех деталях. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Прислушайтесь. Возможно до вас доносятся какие-то звуки. Возможно, вы чувствуете
дуновение ветра. Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте. Это ваше место покоя. Теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
После выполнения упражнения детям предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представили. Затем предлагается нарисовать свое «место покоя», желающие могут его показать.
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень
приятно с вами работать. Сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать
ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Занятие 5. Тема: Работа с гневом и обидами.
Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал приветствия.
Разминка: упражнения на доверие , взаимодействие и движение.
«Прогулка по сказочному лесу ( способствует разрядке агрессивных чувств, лаем , рычанием). Участники перевоплощаются в агрессивных животных :собак .тигров, медведей.
Основная часть
Упражнение 1.«Колокол»
Цель: переживание телесных ощущений: в отношениях доверия ,недоверия.
Все участники становятся вкруг плотно к друг другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, который стоит в центре ,-«колокол», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники, стараясь не причинить ему боль. Затем участники на месте «колокола» оказываются другие участники. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате упражнения.
Упражнение 2. «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень
приятно с вами работать. Сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать
ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Ритуал приветствия.
Разминка: упражнения на доверие , взаимодействие и движение.
Упражнение «Гомеостат». Участники выстраиваются в шеренгу.По сигналу ведущего можно прыгнуть , повернувшись в любую сторону. Задача- добиться того . чтобы вся группа смотрела в одну сторону.
Основная часть:
Упражнение 1 «Вулкан»
Цель: осознание своей агрессивности, обучение методам релаксации.
«Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет, на слух,на ощупь, на вкус , на запах).
1.Что такое ссора?
2. Как возникает ссора ,с чего она начинается?
3. Был ли вашей жизни хотя бы один момент, когда ссору вы начали сами? И что вы при этом сделали?
4. А что вам нравится в ссоре ?
5. Что не нравится в ссорах? (Когда поругаешься, чувствуешь себя одиноким, настроение плохое).
6.Если бы ссора имела цвет ,то какого цвета она была?
7. А какая ссора на вкус?
8. А если ссору потрогать руками, то какая она ?
9.А какая ссора на слух?
10.Затем предлагается Детям нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора.
Упражнение 2 Облачко гнева
Цель: обучение методам релаксации.
Попросить сесть или лечь поудобнее. Представить ситуацию, которая злит или человека, который вызывает данное чувство, и отметить, в каких частях тела при этом возникает наибольшее напряжение.
После того как все участки тела будут определены, приступить к упражнению по мышечному расслаблению. Расслабить мышцы в следующей последовательности:
-руки(кисть, предплечье, плечо); шея; живот; ноги; голова, в основном лицевая часть(рот, нос . лоб )
Участники удобно сидят или лежат
-делают глубокий вдох;
- на задержке дыхания сильно напрягают мышцы того участка тела ,с которым вы работаете, и представляете того человека, на которого разозлились;
-на вдыдохе в виде облачка выдыхаете свой гнев(отпускаете его).
Затем какое-то время отдыхаете. Упражнение с каждым участком тела следует повторить1-2 раза
«Плавный вдох Задержка дыхания( напряжение мышц прорабатываемого участка плюс представление проблемной ситуации
Медленный выдох (представление собственной злости в виде облачка)
Отдых»
2. Затем переходят к следующему участку тела. Пока все не будут проработаны.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Упражнение 1. «Давай поругаемся!»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.
Упражнение 2. "Листок гнева"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Можно предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
"Листок гнева" можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Подари улыбку».
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит
улыбку своим соседям слева и справа, смотрят друг другу в глаза.
Основная часть
Упражнение 1.«Маленькое приведение».
Цель: научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.
Инструкция. Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного побаловаться и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать движения (педагог прижимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы – добрые привидения и хотим только немного пошутить.
Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень
приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать
ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Правила предупреждения конфликтов.
•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;
•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;
•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;
•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,
не скупитесь на похвалу и добрые слова;
•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень
приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать
ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Ритуал приветствия.
Основная часть
Педагог: Эмпатия – это умение понимать состояние другого человека. Без неё невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.
С помощью чего люди могут понимать друг друга? С помощью эмпатии, уметь поставить себя на место другого человека, оценить состояние другого человека и понять его.
Я вам зачитаю стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла».
«Сверчок горевал, свою участь кленя;
-Не сплю я, бессонница мучит меня!
Козёл не ответил, он только жевал,
казалось, он молча переживал.
Скорбела кукушка:
-В конце концов, осталась я в мире одна, без птенцов!
Козёл не ответил, он только жевал, казалось,
он молча переживал.
Плакала мышка:
-Беда! Беда! Мышиную норку разрыла сова!
Козёл не ответил, он только жевал, казалось,
он молча переживал.
И поняли мышка, кукушка, сверчок,
Что все их несчастья – так, пустячок.
Что в целой вселенной нет злейшего зла,
Нет горя сильнее, чем горе козла».
К своему несчастию козёл не умел сочувствовать другим людям. А это страшно, когда нет сочувствия и милосердия в душе.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Заключение
Педагог: Мне хотелось закончить наше занятие словами Ю. Друнина
«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня,
Мне помнить о тех, кто когда- то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким.
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду.
Как я забываю о зле».
Будьте добры, терпимы, милосердны к людям. Не держите зла на окружающих, умейте прощать и вы увидите, что окружающие посмотрят на вас совершенно другими глазами и увидят вас только хорошее и доброе.
Ритуал приветствия.
Разминка : «Геометрические фигуры»
Участники свободно перемещаются по помещению с закрытыми глазами и жжужанием. По хлопку ведущего необходимо выстроиться в круг. Глаза открывать ни в коем случае нельзя. Игра считается «выигранной», если все участники оказались в кругу. На это отводится несколько попыток (не более 7). По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивающее важность групповой работы: если круг не получается это значит никто из участников не выполнил задание.
Основная часть
Упражнение 1 «Небеса и ад»
Цель: поведения в ситуациях, провоцирующих появление агрессии в среде сверстников.
Материалы: карандаши и бумага.
Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что- бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой превращается в открытую борьбу. Вы можете вспомнить случай , когда ваш спор с кем-нибудь едва не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был начать драку. А может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя. Может быть вы оба были готовы драться. Но что-то позволило вам избежать рукоприкладства?
Напиши, что произошло тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название».
Анализ упражнения с проигрыванием.
Что ты можешь сделать , чтобы спор не превратился в драку?
Что ты делаешь ,когда кто-нибудь хочет у тебя что-то отобрать?
Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?
Бывают ли случай, когда ты вынужден драться?
Упражнение 3. «Насос и мяч»
В парах один из участников- насос . другой – мяч. Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена . ноги полусогнуты). По мере надувания партнер издает звук «СС», мяч распрямляется , а потом опять «сдувается» со звуком «СС». Затем участники меняются ролями.
«Рефлексия». Ритуал прощания.
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Мне было приятно с вами работать. Я буду очень рада, если занятия помогли вам преодолеть негативные эмоции, агрессию, неуверенность, тревожность.
Занятие 12. Найди выход
Цель: формирование навыков конструктивного поведения, снятие внутренних зажимов; поиск внутренних ресурсов
Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Основная часть
Ритуал приветствия.
Упражнение 2 «Я самый».
Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.
Инструкция: Каждый по очереди заканчивает предложение: «Я самый…».
Упражнение 3 «Найди выход».
Цель: формирование навыков конструктивного поведения.
Инструкция. Детям предлагается разобрать несколько ситуаций.
Ситуация
Коля без спроса берет мои карандаши.
Варианты поведения
толкнуть и отнять карандаши; ударить и отнять; отнять карандаши и взять его карандаши в отместку; сказать учительнице; попросить вернуть карандаши, и если он не вернет, то сказать учительнице и т.д.
Последствия;
Коля толкнет меня в ответ. Я его ударю, он ударит меня. Мы подеремся.
Упражнение 4 «Комплименты».
Цель: повышение уровня сплоченности, снятие внутренних зажимов.
Инструкция. Дети по кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, говорят рядом
стоящему: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я добрый, а еще я умный».
Методика «Градусник»
Цель: предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас»
Отметим в начале и в конце занятия каким либо знаком на шкале градусника «температуру» присущего вам состояния в данный момент. (гнев или злость)
Ритуал прощания.
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить «спасибо» за совместную работу.
Мне было приятно с вами работать. Я буду очень рада, если занятия помогли вам преодолеть негативные эмоции, агрессию, неуверенность, тревожность.
Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан»