Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

САРАТОВ 2008

О.В. Коповая,

А.С. Коповой

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

При поддержке РГНФ проект № 08-06-00547а

«Психолого-педагогическая поддержка молодежи,

находящейся в трудной жизненной ситуации»

САРАТОВ 2008

УДК 376.58

ББК 88.8

К 65

Рецензенты

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

Филиала Московского государственного педагогического университета

им. В.И.Ленина в г.Ульяновске

Кравченко Елена Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры медико-валеологических дисциплин

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Смирнов Виктор Михайлович

Коповая О.В., Коповой А.С.

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.

В пособии изложены основные подходы к изучению девиантного поведения, виды и формы, типология и структура, вопросы профилактики и коррекции отклонений в поведении подростков, представлены различные формы работы школьного психолога с подростками девиантного поведения.

ISBN 978-5-91272-607-1

© О.В. Коповая, А.С. Коповой, 2008


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение», типология девиантного поведения
1.2. Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения
1.3. Девиантное поведение как результат нарушения процесса социализации
Глава 2. Практическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы
2.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
2.2. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.3. Деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема девиантного поведения подростков – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения. Требует уяснения и понятие «девиантное поведение».

Данное пособие адресовано будущим педагогам и педагогам-психологам. При создании пособия авторы опираются на отечественный фонд основных учебников, учебных пособий по педагогике, психологии, социологии для студентов высших учебных заведений, раскрывающих различные аспекты отклоняющегося поведения (см. списки литературы, предлагаемой для самообразования).

Предлагаемый список литературы открывает путь для пополнения изложенной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.

В изложении содержательного материала авторы стремились представить разные подходы по затрагиваемым вопросам с минимальной оценкой, стимулируя учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения

Панки. Происхождение термина «панк» не вполне ясно: обычно считается, что он происходит от англ. «punk» — никчемный, гнилой, на американском сленге — плохой; можно добавить, что в XVI-XVII вв. так называли людей «дна» — проституток, люмпенов и пр.

Описание субкультуры: Шокирующий имидж: экзотические прически, раскрашенные в разные цвета волосы и лица, собачьи ошейники и цепочки от унитазов на шеях, булавки (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши) и другие мелкие металлические предметы, носимые как серьги, стоптанные башмаки, либо высокие армейские ботинки, разодранные в клочья джинсы.

Стандартной панковской прической считается «ирокез» — полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове, но распространены также бритье полголовы с длинными волосами на другой половине и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Основоположником панк-движения считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почете «Ramones» и «Dead Kenedies». В средине 1980-х гг. появилась группа «Exploited», которая играла жесткий панк, ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панк-стиля являются сибирские коллективы (самый известный «Гражданская оборона» или «Гр.Об.»). Если говорить о языке панков, то следует отметить характерность употребления слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать», «ништяк») и маргинальное употребление нормативных — «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично» и т. п.).

История возникновения. В конце 1976 года в поле зрения исследователей через средства массовой информации Запада попала новая молодежная субкультура — панки. Идеология панков — тотальный анархический протест против общества. Социальные корни его ясны: панки появились в эпоху экономической депрессии в Великобритании в 70-е гг. ХХ века, и, будучи в большинстве своем молодыми людьми из очереди за пособием по безработице, отразили настроение низших слоев общества.

Появившись в период усиления социальных неурядиц, панки возвратили в музыку ноту социально-политического протеста. Их протест был всеобъемлющ: долой семью, работу, систему образования, религию, монархию. Панк-стиль пересек Ла-Манш и появился в других странах Западной Европы. Там он несколько утратил свою агрессивность: французские панки одеты в те же потрепанные штаны и перепачканную краской и жиром куртку, что и британские, но их обличию недостает разрушительного и в то же время созидательного безумства. Французский панк приобщен к стилю обязательной для панка английской булавкой, воткнутой в мочку уха или просто болтающейся на веревочке вокруг шеи.

В середине 1980-х гг. панковскую субкультуру постиг кризис: «Теперь панки не в моде, мы не используем их даже как модели» (это высказывание относится к весне 1984 года). Панк-стиль и панк-рок не умерли и в 1980-90 годы: отбросив многое из экстравагантной атрибутики, они стали аскетичней и суровей. Но по-прежнему панк — это жестокость и резкость как в выразительных средствах, так и в содержании, соединенные с некоторой небрежностью, вернее, подчеркнутым нежеланием украшательства.

Субкультура в России. Субкультура отечественных панков дает любопытный материал для сравнения музыкальных молодежных субкультур Запада и России. Первое упоминание о панках в центральной прессе приходится на лето 1984 года. Распространена в панковской среде наркомания, что отличает отечественных панков от западных: кредо последних — «упиться насмерть» пивом или вином, но не употреблять наркотики. Отечественные панки, стремясь к усилению эффекта отрешенности и к наибольшему психосоматическому потрясению, употребляют одновременно различные препараты: жидкие и твердые наркотики, папироса, набитая «травкой», и все это запивается дешевым крепленым вином. Но подобный образ жизни характерен, однако, отнюдь не для всех панков.

Граффити.Происхождение названия: Граффити — (от итал. graffito — нацарапанный) — 1. древние надписи преимущественно бытового характера, а также рисунки, нацарапанные на стенах пещер, жилищ, зданий; 2. современное уличное искусство.

Описание субкультуры: Граффити имеет множество направлений и течений: от считающихся уже немодными «надувных» букв мастеров «старой школы» до предельно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «свободного стиля» («wild stile»), в котором причудливые письмена сливаются, сплетаются по прихоти автора в удивительно сложные узоры. Все это дополняется индивидуальной манерой каждого автора.

Жизнь граффитчиков далеко не такая беззаботная и пустая, как кажется многим противникам данного искусства. Нелегальное бытие райтеров приводит не только к постоянным скандалам с родителями, грубым оскорблениям прохожих, непониманию со стороны любимых и друзей, но и к конфликтам с представителями правопорядка, а это уже посерьезнее несовпадающих взглядов на искусство. В граффити очень важно самовыражение и поиск своего собственного стиля. Райтеры не любят toy(ев) — тех, кто пытается «выехать» за счет других. Biting (копирование чужого стиля) также неуместен в настенной живописи, как и погоня за модой. Людей, начинающих рисовать граффити, потому что это модно, сегодня немало. Но они, естественно, не задерживаются в андеграунд-культуре надолго, ведь появляется новая мода, за которой обязательно нужно успеть. Остаются же те, кто, если и начинали из-за каких-то актуальных тенденций, однако в процессе знакомства с искусством граффити все больше вникали в его суть.

У граффити появилась масса направлений. Одно из самых популярных — Street Art (рисование с помощью наклеек, плакатов, трафареток). Оно не такое масштабное, как бомбинг или райтинг, но в тоже время более декоративное и красочное. Следует знать, что большинство граффитчиков учится в средних и высших учебных заведениях, а многие из них еще и работают, занимая высокие должности. Этих людей вы знаете в лицо, по именам и фамилиям, даже не догадываясь, что именно они каждый вечер отправляются на улицу создавать шедевры современного, пока еще многим непонятного, искусства!

Эти ребята живут граффити и уверены в том, что останутся верными ему навсегда, ведь вряд ли кто-то или что-то сможет изменить уже сформировавшуюся психологию райтера. Яркими примерами «Граффити — на всю жизнь!» являются такие монстры Graffiti Art, как COPE2, T-KID (США) — представители OLD SCHOOL (стиль «старая школа»). Начав в далеких 70-х, они сумели не только в них не остаться, но и перейти через три десятка лет в 2000-е с баллонами в руках и нешуточным опытом за спиной.

История возникновения. Начало андеграунд-культура, известная как Graffiti Art, берет с конца 60-х, когда один из нью-йоркских тинэйджеров — Деметривс, начал нацарапывать на стенах и на станциях подземок свой псевдоним — TAKI 183. Это привлекло внимание многих подростков, и, последовав примеру TAKI, они тоже начали выводить свои имена на стенах. Со временем таких своеобразных писателей стало появляться все больше, что способствовало развитию разных стилей и направлений. Развитие стилей способствовало увеличению масштабов и появлению первых цветных рисунков, главными героями которых с 1974г. становятся персонажи мультфильмов и комиксов — кереки (от англ. character — персонаж). С этого момента начинается полный расцвет Graffiti Art: пишутся книги, появляются видео, снимается документальный фильм «Стиль». К началу 80-х андеграунд-культура охватывает не только США, но и всю Европу. (85)

Нарушения процесса социализации, приводящие к различным отклонениям в поведении и сознании индивида, могут происходить за счет различных дефектов, возникающих в любом из перечисленных звеньев в цепи этих социально-психологических детерминант. Нарушения процесса социализации выражаются, по мнению Беличевой С.А. в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.

В связи с этим необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушения социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л. С. Выготского, «врастание в человеческую культуру». Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела, десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Н.А.Стручков считает, что «десоциализация выражается в том, что появляется личность правонарушителя (преступника)», но перед этим оговаривается, что личность преступника и субъект преступления - понятия неидентичные. Субъект преступления далеко не всегда обладает социальными, вернее, асоциальными свойствами преступника

Действительно, как человек, совершивший преступление, не всегда может характеризоваться асоциальными качествами (преступление по неосторожности, в состоянии аффекта, превышение действий, необходимых в целях обороны и т.д.), так и личность асоциального типа может удерживаться от противозаконных действий, и, таким образом, не быть преступником в криминогенном смысле слова.

А.Р.Ратинов, разработавший теорию личности преступника, подчеркивает, что для личности преступника, в первую очередь, характерно определенное искажение системы ценностно-нормативных представлений, выражающееся в неправильном отношении либо неправильном трактовании существующих норм морали и права, что приводит к совершению преступления, служит защитными механизмами самооправдания. (68)

Таким образом, ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом – когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом – уровне. Прежде всего, это может выражаться в формировании негативных, антиобщественных ценностных ориентаций и асоциальных установок, в формировании своего рода криминогенной противоправной направленности личности, что, в частности, отмечают в своих работах по проблемам личности преступника советские криминологи Г.А.Аванесов, В.Н.Кудрявцев, Г.М.Миньковский, А.Р. Ратинов и другие. (10.)

Исследователи личности несовершеннолетних правонарушителей, изучающие се разные стороны: направленность, асоциальные установки, эмоционально-волевую сферу, приходят к выводу о приобретенном характере вышеназванных дефектов внутренней регулятивной системы их общественного поведения, которые возникают в результате неблагоприятного влияния среды и неумелого воспитания.

Личность преступника, правонарушителя, личность асоциального типа аккумулирует в себе определенные негативные социальные влияния, испытываемые им в процессе социализации. Эти негативные социальные влияния, играющие десоциализирующую роль, либо непосредственно исходят из среды, от ближайшего окружения индивида, либо являются следствием нарушения действия механизмов социализации, в результате чего возникают различные осложнения и затруднения в освоении социального опыта, социальных программ. В связи с этим, отрицательное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа, В таких случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации. В роли таких институтов десоциализации могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, алкоголиков, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль может играть и часть семей аморального либо асоциального типа, где пьянство, аморальный образ жизни, пьяные скандалы родителей стали нормой повседневных отношений.

Процесс десоциализации может осуществляется в результате воздействия косвенных десоциализирующих влияний среды, проявляющих себя в отчуждении индивида от своих институтов социализации, в его невосприимчивости к нормам и ценностям своего ближайшего окружения, когда система внешней регуляции не усваивается индивидом, не становится внутренним законом. (9)

Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальной семьи, асоциально ориентированной группы и т.д.), но и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и тем самым в полную меру выполнять свои функции ведущих институтов социализации.

Глава 2. Практическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы

2.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст является наиболее уязвимым в процессе формирования у человека стереотипа негативного поведения. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшая опасность утверждения в нем девиантного поведения.

Многочисленные исследования (Л.И.Божович, Т.В.Драгунова, А.И.Краковский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников. Поэтому девиантное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и от социально-педагогических причин.

Подростковый возраст занимает важное место в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил.

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.

Для подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы.

В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребенка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая свое состояние, стыдясь своего самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания, по утверждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью. (40)

Появление психических новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение «Я-концепции», определяющихся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности в подростковом возрасте – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается как ведущая деятельность в этом возрасте.

В подростковом возрасте формируется своеобразное чувство взрослости как субъективные переживания готовности его быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающиеся в стремлении к самостоятельности, желание показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинства его личности, считались с его мнением, освобождали от мелочного контроля.

Формирование личности осуществляется на основе усвоения человеком общественно выработанных форм сознания и поведения. Под нравственным сознанием понимается отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу. Это усвоение нравственных понятий, играя важную роль в становлении и развитии нравственного сознания, само по себе еще не обеспечивает формирование нравственного поведения. В основе его лежит целенаправленное построение деятельности подростков, осуществляемой на основе нравственных понятий.

Усвоение существующих в обществе идеалов, образцов как важная побудительная сила формирования нравственной сферы личности растущего человека – сложный процесс, который совершается в деятельности детей и проходит несколько ступеней. Так, конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты все большей синтетичности, обобщенности и устойчивости у подростков. «Близкие» идеалы в подростковом возрасте нередко становятся средством «присвоения» имеющихся образцов. Формируется стремление сравнивать себя с идеальными образами, сознательно следовать им. Возрастает значение «внутренних условий», которые понимаются как система складывающихся психических свойств личности, через которую осуществляется воздействие на нее внешних условий. Если в начале развития ребенка побуждается в основном требованиями окружающей общественной среды, то в дальнейшем подросток на основе усвоенных общественных требований, общественных образцов вырабатывает собственные требования к миру и к самому себе, которые становятся источником и стимулом развития, определяя его отношения, поведение. При этом процесс превращения требований, идущих от взрослых, от общества, в требования «самого к себе» идет, как установил А.А.Бодалев, от вынужденного принятия требований, остающихся для подростков внешними, к их добровольному, осознанному принятию и, наконец, к превращению идущих извне нравственных требований в личные, внутренние требования к себе.

Личность подростка формируется в процессе деятельности, прежде всего в ведущей деятельности. И формирование определенного отношения к идеалам, нравственным образцам общества, естественно, происходит именно в этих видах деятельности. Включение подростка в специально организованную разнообразную деятельность закрепляет формы общественного поведения, формирует потребности действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей. (21)

Построение отношений подростка, формирование его активной жизненной позиции приобретает особое значение для превращения общественных требований, общественного образца, идеала в образец поведения ребенка. Одним из важнейших психологических механизмов этого превращения является подражание. В подростковом возрасте изменяется само его содержание и роль в развитии личности. Подражание в этом возрасте становится управляемым, контролируется сознанием. Подростком копируется поведение тех взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростка выступает как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Эти качества несовместимы в одном лице. Такое несоответствие своим идеалам ведет к субъективным переживаниям подростка.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное «Я», понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Самоутверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи).

В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения. (40)

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мотивация учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других – охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей. Неуспеваемость учащихся – это один из показателей педагогической запущенности школьников.

На основе анализа работ Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгу, А.П.Краковского, В.А.Крутецкого, Н.С.Лукина, С.А.Беличевой о подростковом возрасте, к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и асоциального поведения несовершеннолетних можно отнести следующие кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростка:

1. Ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания:

– неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая физическое и психическое самочувствие подростка;

– повышенная активность эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, в неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений подростка.

2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что, в свою очередь, объясняется следующими причинами:

– так называемый «конфликт моралей», когда мораль подчинения, характеризующая до сих пор отношения ребенка и взрослого, заменяется «моралью равенства»;

– чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

– повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном повышении внимания к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

– активное формирование потребности общения со сверстниками обостряет стремление к самоутверждению что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных уродливых формах асоциального поведения;

– половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период (первая влюбленность, повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, в ряде случаев - юношеская гиперсексуальность), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка. (С.А.Беличева, 1984)

Кризисность, трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей и изменений, которые переживает подросток.

Преодоление кризисных явлений подросткового возраста будет благоприятно осуществляться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

2.2. Профилактика и коррекция девиантного поведения

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообраз­ные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, психологами, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

Чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие.

С.А.Беличева считает, что эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического.

1. В воспитательной работе с подростками важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста.

2. Необходимость создания специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, со

Наши рекомендации