Пауль Лазарсфельд (1901 -1976) — сначала европейский, потом
[с 1933 году, когда он получил первый грант от фонда Рокфеллера) амери
Канский социолог, фактически создавший современную методологию количественных социологических исследований.
Далее — BASR, Bureau oJ Applied Social Research.
? Сэмуел Стауффер (1900-1960) — американский социолог, профес-:ор Чикагского университета (1934-1941), руководитель Исследователь-:кого отдела при Министерстве обороны США (1941-1946), профессор я директор лаборатории социологических исследований в Гарварде ; 1946-1960).
Флойд Хантер (1912-1992) — американский социальный работник (первые 15 лет активной жизни), а позднее известный социолог, автор нескольких переиздающихся до сих пор книг, в том числе и всемирно знаменитой «Community Power Structure» (1953).
«Объединенные организации обслуживания», созданная в США в
Году общественная организация (существующая на частные пожертвования), занимающаяся организацией досуга военнослужащих (в годы Второй мировой войны — весьма актуальная деятельность).
' Общественная организация, занимающаяся привлечением пожертвований для выплат пособий малоимущим.
Генри Уоллес (1888 1965) — вице-президент США в 1911-1945 годах при Рузвельте, выступавший за конвергенцию политических систем США и СССР и смещенный преемником Рузвельта Труменом за несогласие с политикой холодной войны; созданная им Прогрессивная партия также выступала с левых и просоветских позиций. В 1948 году Уоллес потерпел сокруш ительное поражение на президентских выборах (2,37% голосов) и отошел от политической деятельности.
Точный перевод этого названия на русский язык невозможен — «community» по-английски означает одновременно и «сообщество», и «городскую общественность», и просто «поселение, город», «Структура власти в обществе» теряет городскую составляющую названия, а «Структура власти в американском городе» — общественную.
Фактически первым социологическим: исследованием Власти в США была знаменитая книга Роберта и Хелен Линд «Средний город» (1929), в которой качественными методами (изучение документов, публикаций в СМИ, интервью с жителями) был выявлен факт «этот город принадлежит семье X» (пятеро братьев, владевших основными бизнесами в городе Манси, штат Индиана, послужившем образцом среднего американского города) [Ледяев, 2012, с. 2014]. Однако в целом работа Линдов была посвящена жизни американцев в маленьком городе (например, там содержалась статистика по частоте посещения кинотеатров), а не только городской Власти. Кроме того, Хантер впервые применил для выявления структуры Власти формальный метод, создавший ощущение научного доказательства существования правящего класса. Поэтому именно Хантер по праву считается первооткрывателем «правящей элиты».
Несмотря на «женщин» в названии, работали в этой Лиге главным образом мужчины, занимавшиеся популяризацией актуальных политических проблем с целью привлечь женщин к голосованию... а заодно и повысить собственный рейтинг.
: Разумеется, этот вопрос Хантер задавал, еще не показывая собственный список топ 40 [Domhoff, 2005],
J Вассалам одного сюзерена не положено знать других сюзеренов, даже если эти сюзерены относятся к одной группировке. Хантер выявил ту самую структуру Власти, о которой мы пишем с первых же страниц нашей книги; как и во многих других случаях, когда разные умные люди изучают один и тот же предмет, выводы у них получаются одинаковые.
После выхода своей знаменитой книги Хантер прожил долгую, обеспеченную и довольно счастливую жизнь — до 1960 года работал профессором в Северо-Каролинском университете, затем возглавлял две коммерческие социологические компании, писал книги и умер в почтенном для XX века возрасте 80 лет.
Атланта в 1950 году насчитывала 330 тыс. жителей, намного больше, чем в среднем американском городке вроде Манси (20 тыс.).
Нс во всякой культуре такая «игра с положи гель к ой суммой» (ты выигрываешь, но и твой сосед тоже выигрывает) оценивается положительно, поэтому многим трудно поверить, что подобные олигархии реально могут вести мирное сосуществование. Тем не менее существуют культуры, в которых «вместе выиграть» ценится даже выше, чем «выиграть одному».
Не афишируется совершенно осознанно: «Хантер указывает на характерные для лидеров опасения, что люди могут узнать, кто на самом деле правит в городе» [Ледяев, 2012, с, 229],
Точный перевод на русский снова не получается — leadership означает одновременно и «лидерство», и «руководство», и «правящие круги». Максимально близко по смыслу — «Верховное правительство» (в отличие от обычного, которое в Вашингтоне), по ассоциации с «мировым правительством»,
г Джон Фостер Даллес (1888-1959) — госсекретарь США (г. е. второй человек в государстве) при президенте Дуайте Эйзенхауэре в 1953-1959 годах, брат директора ЦРУ Аллена Фостера Даллеса, известного росош скому читателю по пресловутому «плану Даллеса».
Бескомпромиссно-критическое отношение Миллса к любой современной ему Власти иллюстрирует следующий эпизод. После выхода разоблачающей американский истеблишмент «Властвующей элиты» Миллса пригласили в СССР, и па банкете в Институте философии Академии наук он поднял тост за «полную реабилитацию товарища Троцкого как знак обретения политической свободы в СССР» [Никулин, 2003]. Довольно бестактно по отношению к советским товарищам, но вполне в духе Миллса, писавшего в те годы оставшуюся неоконченной книгу «Контактируя с врагом: Tovarich».
Альном социальном окружении. Попытки «узнать» что-то другое являются утопией — мечтами о лучшей жизни, не подкрепленными реальными социальными силами. Набрав сторонников, утопии могут становиться идеологиями, но взамен появляются другие утопии. На фоне общепринятой точки зрения, что научные знания есть объективная истина, это была поистине революционная идея.
Возникает вопрос; а зачем тогда вообще заниматься наукой? Миллс, как и любой нормальный ученый, увлеченный своей работой, отвечал на этот вопрос так: не любой наукой нужно заниматься, а социологией, позволяющей отличить «социальные» знания от «объективных». Разумеется, на деле Миллс просто использовал одни «социальные знания» вместо других. Упреждая вопрос Читателя к Теоретику, заметим, что мы и не скрываем собственную «социальную ангажированность»: нам интересна Власть, и мы пишем обо всем на свете с точки зрения Власти. Вопрос объективной истины для нас менее интересен, чем вопрос, кто здесь главный.