Общие методические указания
Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы
Для студентов заочного факультета специальностей ОрВД, ИВП
Красноярск
2015
Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ: Методические указания по изучению учебной дисциплины и выполнению контрольной работы/ Университет ГА, Красноярский филиал. – Красноярск, 2015.
Разработаны в соответствии программой учебной дисциплины «Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ»
Содержат программу дисциплины, краткие теоретические сведения, задания на контрольную работу и порядок ее выполнения.
Предназначены для студентов заочного факультета специальностей «Организация воздушного движения» (ОрВД) и ИВП.
Составитель Г.Ф. Ребекевша
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Гражданская авиация в настоящее время является одним из основных видов международного транспорта. Присущие авиации преимущества в скорости делает ее незаменимой в удовлетворении экономических, политических, культурных интересов государств и отдельных лиц в сфере внешних связей.
Осуществление этих интересов в значительной мере зависит от уровня обеспечения безопасности полетов. Возникновение и развитие Всемирной сети безопасности полетов по профилю противопожарной безопасности немыслимо без принятия странами совместных или индивидуальных мер по обеспечению безопасности и прежде всего - это принятие закона о пожарной безопасности в государствах.
Государственная Дума России 18 ноября 1994 года определила общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ и отрегулировала в этой области отношения между органами государственной власти.
В целях исполнения настоящего Федерального закона применяется следующее понятие: "Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров". Разработано и внедрено Положение о Ведомственной пожарной охране Службы аварийно-спасательного обеспечения полетов Государственной службы гражданской авиации (ГС ГА) России. Оно разработано в целях обеспечения пожарной безопасности объектов и организаций гражданской авиации на основании приказа министра транспорта № 361 от 11.12.1998 года "О введении в действие Положения о Ведомственной и пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ФАС России".
При выполнении контрольной работы слушатели и студенты должны руководствоваться Положением о Ведомственной пожарной охране и другими нормативными документами, регламентирующими данный вид работы.
Основными задачами Ведомственной пожарной охраны СПАСОП ГА являются:
1. Организация и контроль осуществления мероприятий по противопожарному обеспечению полетов ВС.
2. Организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и ВС при техническом обслуживании.
3. Тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
4. Участие в обучении работников авиапредприятий мерам пожарной безопасности.
5. Разработка оперативных планов действий пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров на ВС, участие в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах.
Противопожарное обеспечение полётов - это комплекс мероприятий, направленных на тушение ВС и объектов ВТ при аварийных и чрезвычайных ситуациях на территории аэродрома ГА в целях создания условий для спасения людей, находящихся на борту ВС и объектах ВТ.
Поэтому в результате изучения дисциплины «Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ» слушателю (студенту) необходимо
знать:
– основы теории противопожарного обеспечения полетов воздушного транспорта;
– законодательную и нормативную базу в области обеспечения безопасности полётов по профилю деятельности авиаспециалиста;
– основные направления деятельности служб безопасности авиапредприятия по предотвращению авиационных происшествий;
– особенности развития пожаров на ВС;
– общий порядок действий пожарно-спасательных расчетов при аварийно- спасательных работах;
– меры безопасности при тушении пожара и спасательных работах при АП;
– технические характеристики эксплуатируемых и новых типов пожарной техники и средств, рекомендованных для тушения пожара на ВС;
– нормативы и возможности при поисково-спасательных работах (ПСР);
– требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродрома;
– требования к средствам связи и оповещения на аэродроме;
– общие принципы обеспечения пожарной безопасности (ПБ) зданий и сооружений.
уметь:
– составлять анализы по безопасности в противопожарном обеспечении полетов в авиапредприятии (службе), проводить анализ и синтез статистических данных и устанавливать причинно-следственные связи факторов опасности;
– проводить расследование неблагоприятных событий ПБ и разрабатывать меры по их предупреждению (на примере материалов расследований);
– разрабатывать комплекс основных мероприятий по противопожарному обеспечению и проводить учебные тренировки пожарно-спасательных расчетов для тушения пожара на ВС;
– давать общую оценку неблагоприятных событий противопожарного обеспечения в авиапредприятии (авиакомпании);
– устанавливать основные принципы системности в организации выполнения конкретных мероприятий ПБ по предупреждению неблагоприятных событий в авиапредприятиях.
иметь представление:
– об основных направлениях обеспечения требуемого уровня безопасности противопожарного обеспечения на воздушном транспорте;
– об уровне безопасности в противопожарном обеспечении полетов в национальных и зарубежных авиакомпаниях (аэропортах);
– о работе комиссии по расследованию авиационных происшествий в целом;
– об основных требованиях международных стандартов ИКАО (приложений к конвенции о международной организации гражданской авиации) по обеспечению безопасности полетов, авиаперевозок и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА.
В процессе выполнения контрольной работы слушатели повторяют содержание курса дисциплины «Организация аварийно-спасательных и противопожарных работ», а результаты выполнения работы позволяют определить уровень знаний слушателя по каждой теме курса.
№ | Темы дисциплины |
Введение. Организация противопожарного обеспечения полетов | |
Организация тушения пожаров на ВС. Возможные причины загорания ВС | |
Прекращение горения на пожаре. Огнетушащие средства. Первичные средства тушения пожара | |
Пожарный инструмент и пожарно-техническое вооружение. | |
Пожарные автомобили | |
Пожарное водоснабжение | |
Средства связи и установки автоматической пожарной сигнализации | |
Работа на месте авиационного происшествия. Спасание людей из аварийного ВС |
Номер контрольной работы соответствует номеру слушателя в списке группы(первый курс).
Контрольная работа начинается с титульного листа (Приложение 1). Остальные листы пояснительной записки оформляются по установленной форме (Приложение 2, 3). Первым листом считается титульный лист. На втором листе приводится оглавление, все заголовки которого должны иметь ту же редакцию, что и в тексте контрольной работы.
Контрольная работа должна быть выполнена на стандартных листах бумаги размером 210×297 мм. Каждый напечатанный лист должен иметь размеры полей: левое 25 мм, правое 15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм, ориентация: книжная, шрифт: Times New Roman размером 14 пт, полуторный межстрочный интервал, расстановка переносов – автоматическая, форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине», цвет шрифта – черный, красная строка – 1,5см. Таблицы допускается оформлять шрифтом размером 10 - 12пт.
Ответы пишутся на одной стороне листа. Текст пояснительной записки излагается кратко и четко. Не следует применять сложные предложения и обороты. Изложение материала по вопросам должно даваться конкретно и по тематике. Сокращения слов не допускаются.
Заголовкинабираются полужирным шрифтом (шрифт 14пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал, не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
При оформлении текста страницы должны быть пронумерованы.
Порядковые номера страниц проставляются арабскими цифрами в нижнем правом углу документа без знака точки начиная со второй страницы. Первая страница документа не нумеруется.
Рисунки и таблицы нужно располагать после соответствующей ссылки на них в тексте контрольной работы, которые должны иметь порядковый номер. Этот материал поясняет основное содержание контрольной работы.
Для самостоятельного выполнения контрольной работы рекомендуется внимательно ознакомиться с данными методическими указаниями и составить план выполнения каждого пункта оглавления.
Если в процессе защиты контрольной работы выяснится не самостоятельное ее выполнение, вариант контрольной работы может быть изменен преподавателем. В случае затруднения при выполнении контрольной работы рекомендуется обращаться за консультацией к преподавателю.
В конце работы следует указать:
–список используемых источников, которые были использованы при написании работы;
–поставить дату и свою подпись.
Если контрольная работа не зачтена рецензентом, то после необходимой переработки она передаётся на повторное рецензирование.
После зачтения контрольной работы слушатель допускается к зачёту по данной специальности.
Контрольная работа оценивается по форме "зачтено" или "не зачтено".
Самостоятельная работа с рекомендованной литературой, активное изучение при самостоятельной подготовке проблем противопожарной безопасности в авиапредприятиях ГА, изучение кино- и видеофильмов (Приложение 4), строгое следование законодательным актам и нормативным документам Государственной противопожарной службы (Приложение 5) - все это является основой для выполнения данной контрольной работы.