Социальная работа с инвалидами
Социальная работа с инвалидами
Под редакцией
Доктора педагогических наук,
Профессора Н.Ф.Басова
Авторы:
Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения);
С.В. Бойцова – кандидат педагогических наук (глава 2,4),
О.Н. Веричева - кандидат педагогических наук, О.Б.Скрябина - кандидат педагогических наук (глава 3)
С.В. Бойцова - кандидат педагогических наук, Е.Ю.Смирнова (глава 5)
О.Н.Веричева - кандидат педагогических наук, Е.Н.Бобкова - кандидат педагогических наук (глава 6)
Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, Ю.В.Румянцев - кандидат педагогических наук (глава 7)
И.Н.Грушецкая - кандидат педагогических наук, О.А.Павлова - кандидат педагогических наук, М.С.Петрова - кандидат педагогических наук, А.И.Тимонин - доктор педагогических наук (глава 8)
В.М.Басова - доктор педагогических наук, А.Н.Смолонская - кандидат педагогических наук, О.С.Щербинина - кандидат педагогических наук
(глава 9)
Е.Е.Смирнова - кандидат педагогических наук (глава 10)
О.М.Забелина - кандидат педагогических наук (глава 11)
Н.Б. Топка - кандидат педагогических наук (глава 12)
А.В.Воронцова - кандидат педагогических наук (глава 13)
Аннотация
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами. В нем рассматриваются направления и формы социальной защиты, помощи и поддержки инвалидов, особенности социального обслуживания этой категории населения.
Включает в себя основные темы курса, в каждой из них имеются вопросы для самоконтроля и списки рекомендуемой литературы.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр), а также практических работников.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. | ||
Глава 1. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России………………………………………… | ||
1.1. | Призрение немощных и увечных в IХ – перв. пол. ХVIII вв…………… | |
1.2. | Развитие социальной помощи и призрения инвалидов в России во второй половине ХVIII – нач. ХХ вв…………………… | |
Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России ХХ – нач. ХХI вв………………... | ||
Глава 2. Социальная политика в отношении инвалидов | ||
2.1. | Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов …………………………………………………………………….. | |
2.2. | Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов……………………………………………………………………... | |
Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами | ||
3.1. | Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения ………... | |
3.2. | Технология социального консультирования инвалидов……………... | |
3.3. | Социальная реабилитация инвалидов …………………………………. | |
3.4. | Технологии социальной адаптации инвалидов ……………………..... | |
3.5. | Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами | |
Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов | ||
4.1. | Положение инвалидов на рынке труда…………………………… | |
4.2. | Социальная поддержка безработных инвалидов…………………… | |
Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов | ||
5.1. | Пенсионное обеспечение инвалидов………………………………… | |
5.2. | Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов …………………………………………………………………… | |
Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов | ||
6.1. | Социальное обслуживание в стационарных учреждениях………….. | |
6.2. | Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов | |
Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов | ||
7.1. | Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов……. | |
7.2. | Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида…. | |
Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами | ||
8.1. | Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России………………………………………………………… | |
8.2. | Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования………………………………………… | |
8.3. | Организация досуга молодых инвалидов……………………………. | |
Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов | ||
9.1. | Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки……. | |
9. 2. | Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов …….. | |
9.3. | Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………………. | |
Глава 10.Гендерный аспекты социальной работы с инвалидами | ||
10.1. | Гендерные особенности инвалидности……………………………………... | |
10.2. | Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью ……………………………………………………………... | |
Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях | ||
11. 1. | Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении……………………………………………..…. | |
11.2. | Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ………………………… | |
11.3. | Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях……………………………………………… | |
Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов | ||
12.1. | Понятие и виды общественных объединений инвалидов…………………. | |
12.2. | Содержание деятельности общественных объединений инвалидов. | |
Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами | ||
13.1. | Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами……... | |
13.2. | Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностей………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………….. |
Введение
Отношение к инвалидам всегда являлось показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. Понятие «инвалид» в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный». В период петровских реформ инвалидами называли военнослужащих, которые по причине заболевания, ранения или увечья не могли нести воинскую службу. Лишь после Второй мировой войны происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В настоящее время наиболее полное определение инвалидности содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ: инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.
В свою очередь ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать сове поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.
Известно, что все инвалиды подразделяются на несколько групп: по возрасту; по происхождению инвалидности; по характеру заболевания; по степени трудоспособности (инвалиды I, II и III группы).
В основе возникновения инвалидности лежит множество причин: наследственно-обусловленные формы; формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. В свою очередь приобретенные формы инвалидности подразделяются на инвалидность вследствие общего заболевания; инвалидность, приобретенная в процессе трудовой деятельности (увечье или профессиональное заболевание); инвалидность вследствие военной травмы; инвалидность связанная с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (радиационные воздействиями, землетрясения и иные катастрофы).
Все причины инвалидности делятся на медико-биологические, социально-психологические (семейные, педагогические, бытовые и др.); экономико-правовые.
На протяжении исторического развития, особенно в течение последних двухсот лет отношение к инвалидам менялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставшими инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы общественные организации, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним. В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в полноценную жизнь общества, признание их потенциальных возможностей.
В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ – Конвенция ООН о правах инвалидов. Она призывает страны к решению задач безбарьерной среды – системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта.
Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество. В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20 - ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет около 10% населения страны. Доминирующее положение в качестве инвалидизации занимают болезни системы кровообращения и онкологические заболевания. На их долю приходится 70% от всего количества граждан, которые получают инвалидность. На третьем месте болезни костно-мышечной системы.
За последние годы проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты и поддержки инвалидов. Большое внимание уделяется повышению уровня доходов инвалидов и улучшению качества жизни. Продолжается реализация программы «Социальная поддержка инвалидов»; предоставляются государственные субсидии общественным организациям инвалидов. За несколько последних лет в стране выросла в два раза пенсия по инвалидности, созданы и функционируют более 220 реабилитационных центров для инвалидов и более 300 центров для детей с ограниченными возможностями. Указом Президента РФ от 17 декабря 2008г. был создан и функционирует Совет по делам инвалидов при главе государства.
Однако существует еще много серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов. Среди них выделяют неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов; их занятости и трудоустройства; несовершенство организационно-финансовых механизмов представления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения и многое другое.
Однако в целом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми, обеспечение им прав на работу, на полноценное медицинское обслуживание, образование, участие в общественной жизни, воспитание уважительного отношения к инвалидам.
Естественно, что подготовка будущих социальных работников, особенно в условиях перехода на систему многоуровневого образования невозможна без полноценной серьезной перестройки содержания учебного процесса в вузах. Именно на это рассчитан новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр). Кроме всего он предусматривает профильную подготовку бакалавров. Один из них – социальная работа с различными группами населения, включая инвалидов. Поэтому очень важно, чтобы студенты были знакомы с историей становления и развития социальной защиты и поддержки инвалидов в России (глава I), современной социальной политикой в отношении их (глава II), особенностями технологий работы с инвалидами (глава 3), социально-бытовым обслуживанием этой группы населения (глава 5), спецификой работы с семьями инвалидов, их занятостью и трудоустройством (глава 4,7). В учебном пособии специально рассмотрено содержание помощи и поддержки молодых инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями (главы 8,9).
Большое внимание в книге уделено рассмотрению гендерных особенностей в работе с инвалидами (глава 10), специфики деятельности общественных объединений лиц с ограниченными возможностями (глава 12). Глава 13 раскрывает содержание этических требований к социальной работе с лицами, имеющими особые потребности.
Настоящее учебное пособие поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ, будет способствовать успешному прохождению учебных и производственных практик будущих бакалавров социальной работы. Существенную помощь пособие окажет работникам социальной и социально-педагогической сферы в практической деятельности и повышении квалификации.
Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки будущих социальных работников к деятельности с инвалидами.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные формы взаимопомощи в древних славянских общинах.
2. Раскройте особенности монастырско-церковных форм призрения нищих и убогих.
3. Объясните смысл реформ Петра Великого по закреплению государственных форм призрения немощных и увечных.
4. Назовите основные направления деятельности в сфере «общественного призрения», инвалидов при Екатерине II
5. Дайте оценку новых подходов к содержанию благотворительной деятельности по призрению инвалидов в конце ХIХ – начале ХХ вв.
6. Раскройте специфику социальной помощи инвалидам в годы Великой Отечественной войны.
7. Охарактеризуйте специфику социальной защиты инвалидов в 60-80-е годы.
8. В чем заключается суть общественной и государственной системы социальной защиты инвалидов в наши дни.
Рекомендуемая литература
1. Агапов Е.П., Волощукова К.В. История социальной работы. – М., 2009.
2. Антология социальной работы / Сост. М.В.Фирсов. – Т.1 -3. – М., 1994 -1995.
3. Бадя Л.В. Становление и развитие трудовой помощи населению в дореволюционной России. – М., 2005.
4. Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. – М., 2008.
5. Библия о милосердии / Сост. Б.Н. Нувахов и др. – М., 1992.
6. Гуслякова Л.Г., Попов В.Г. Инвалидность // Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – Т.1. – М., 1997. - С. 211-220.
7. История русской православной церкви в документах региональных архивов. В 3-х т. – М., 1993-1996.
8. Как это было. Очерки истории инвалидного движения в России и создания ВОИ. - М., 1998.
9. Ковалевский Н. Христа ради юродивые. – М., 1992.
10. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. - М., 2006.
11. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы ( с древности до начала ХХ в.) – 4-е изд., доп. и испр. – М., 2006.
12. Мельников В.П. , Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998.
13. Нищеретный П.И. Христианство и его роль в развитии благотворительности. – М., 1993.
14. Сенявская Е.С. Человек на войне: историко-психологические очерки. - М., 1997.
15. Фирсов М.В. История социальной работы. - 2-е изд. – М., 2007.
16. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 2006.
17. Хронограф российской истории социальной работы / под ред. М.В.Фирсова. – М., 1999.
18. Циткилов П.Я. История социальной работы. – Ростов н/ Д., 2006.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите особенности социальной политики в отношении инвалидов.
2. Раскройте принципы, на которых строится социальная политика в отношении инвалидов.
3. Каковы основные задачи политики в решении проблем инвалидов?
4. Проанализируйте нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов.
5. Охарактеризуйте роль общественной и государственной инициативы в решении проблем граждан с ограниченными возможностями.
Рекомендуемая литература
1. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. – М., 2009.
2. Васин С.А., Голоден О.Ю., Бесфамильная С.В. инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. – М., 1999.
3. Наберушкина Э.К. Социальная политика в отношении инвалидов //Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. – М., 2002.
4. Социальная политика./ Под ред. Н.А.Волгина. – М., 2008.
5. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся россии /под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – М., 2002.
6. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов, 2006.
7. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М.,2007.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. – М.,2009.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте методы социальной диагностики.
2. Какие виды технологии социального консультирования используются при оказании социальной помощи инвалидам?
3. Назовите этапы технологии социальной реабилитации.
4. Перечислите формы технологии социальной адаптации инвалидов.
5. Какие направления социальной терапии применяются в социальной работе с инвалидами?
Рекомендуемая литература
Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. – 2008. – №2.
Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными проблемными ситуациями. – М., 2005.
Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М., 2009.
Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 5-е изд., стер. – М., 2008.
Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М., 2008.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. –М., 2006.
Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.– 2-е изд., стер. – М., 2010.
Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д., 2006.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – 2-е изд. – М., 2008.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.
2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.
3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?
4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.
Рекомендуемая литература
«О занятости населения в Российской Федерации» Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 – 1.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 97-ФЗ.
Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.
Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.
Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.
Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.
Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.
Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.
Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.
Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.
Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.
Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.
Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.
Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте особенности пенсионного обеспечения инвалидов.
2. Охарактеризуйте основные подходы к увеличению пенсионных выплат инвалидам.
3. Проанализируйте порядок назначения ежемесячной денежной выплаты инвалиду.
Рекомендуемая литература
Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. – М., 2009.
Наберушкина Э.К. Социальная политика в отношении инвалидов //Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. – М., 2002.
« О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации и признание утративших силу отдельные законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №213.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» от 28.04.2009 г. N 72-ФЗ
«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ
«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1975 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998г. №175 – ФЗ
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года N 1244-1
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ
«О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 .12. 2001 г. N 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173.
Социальная политика./ Под ред. Н.А.Волгина. – М., 2008.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. – М.,2009.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные формы социального обслуживания инвалидов.
2. Охарактеризуйте полустационарную форму социального обслуживания инвалидов.
3. Раскройте особенности социальной работы с инвалидами по месту жительства.
Рекомендуемая литература
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Социальное обслуживание. – 2009. – №2
Никонов Л.С., Четвериков М.Н. Адресная социальная защита: Опыт муниципальных образований – М., 2003.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – 3-е изд. – М., 2009.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите определение понятия «семья инвалида».
2. Раскройте типологию барьеров семьи инвалид.
3. Перечислите виды семей имеющих в своей структуре инвалида.
4. Охарактеризуйте проблемы семьи инвалида.
5. Охарактеризуйте направления, содержания и формы комплексной поддержки данной категории семей.
Рекомендуемая литература
Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. – М., 2002.
Адресный социальный патронаж семьи и детей /Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., Осухова Н.Г. Адресный социальный патронаж семьи и детей. - М., 2000.
Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: правовое регулирование. – М., 2002.
Гончаров В.Н. Комплексная система реабилитации инвалидов в муниципальном образовании //Работник социальной службы.-2005. - №3
Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М., 2007.
Дивицина Н.Ф. Семьеведение. – М., 2008.
Захарова Ж.А. Семьеведение. – Кострома, 2009.
Зубкова Т.С.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.,2004.
Костина Т.А. Коммплексный подход к решентю проблем инвалидов //Социальная работа. – 2009.- №2
Кутузова Е. Ю. Методические рекомендации для специалистов по социальной работе. — Саратов, 2002.
Основы социальной работы /Под ред. Н.Ф. Басова.- 4 изд. - М., 2008.
Романов П.В. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости //Социологические исследования. – 2005.-№2.
Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова. – 2-е изд.– М., 2010.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - ООН, 1994.
Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей: Учебное пособие. - Ярославль, 2003.
Современной России
Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества. Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.
К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:
1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).
2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).
3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).
В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития.
За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека.
Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровенем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.
Исходя из российского законодательства, инвалидом называют «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты...» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.). Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности(хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу. Механизмом для достижения этой цели является реабилитация, понимаемая как восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими и социальными факторами.
Медицинские трудности молодых инвалидов связаны с недостаточностью информированности о диагнозе, выбором способов, методов и учреждений для лечения, педагогической и психической коррекции молодого человека, со степенью готовности родителей и ближайшего окружения к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях. Кроме медицинских показателей, важно психологическое здоровье молодого инвалида. Психологические проблемы здоровья вызваны переживаниями родных и близких за исход заболевания и судьбу молодого человека, конфликтами между родителями, с отсутствием или недостатком помощи в уходе за больным со стороны членов семьи и родственников, с болезненным восприятием сочувствия окружающих.
Немаловажным показателем, определяющим социальный статус молодого инвалида, является его материальное положение. Характеризуя место молодежи с ограниченными возможностями в обществе, необходимо отметить ее низкий имущественный статус. Материальное положение молодого инвалида зависит не только от уровня заработной платы, но и от денежных выплат, гарантированных государством (пенсии, пособия, страховые выплаты, компенсации). Ежемесячной государственной денежной выплатой для молодых инвалидов является пенсия, которая предоставляется гражданам в целях компенсации невозможности получить заработок. Кроме всего, молодые инвалиды имеют право на различные льготы – преимущества в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.
Материальные трудности молодежи с ограниченными возможностями решаются системами социальных служб (центр социально-психологической помощи молодежи, социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи, центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и др.), которые предпринимают дополнительные меры для улучшения качества жизни молодых инвалидов и их семей. Деятельность социальных служб включает