Экзаменационный билет № 11
Билет 1
1. Теория государства и права – это наука, которая изучает государственно-правовые явления общественной жизни. В качестве предмета Теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.
Все многообразие методов Теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему. 1) Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют: Метафизику;Диалектику.2) Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента. 3) Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения Теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д. 4) Частноправовые методы являются сугубо юридическими: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод и т.д.
2.Юридические коллизии — это противоречия или расхождения между действующими источниками права регулирующими одни и те же общественные отношения.
Основные способы устранения этих коллизий: предварительная юридическая экспертиза; принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующие акты; обжалование в административном порядке или опротестование прокуратурой; обращение в суд с просьбой устранения коллизии в судебном заседании или с помощью толкования закона; создание согласительных комиссий; систематизация законодательства и т. д. Особо следует сказать о юридических способах устранения коллизий, существующих со времен Древнего Рима: при противоречии актов разной юридической силы применяется акт более высокой юридической силы; при противоречии актов одинаковой юридической силы, принятых в разное время, применяется новый акт; при противоречии общего и специального актов применяется специальный, если у них одинаковая юридическая сила, и общий, если их юридическая сила разная.
3. Правовая система —совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Правовая семья— это более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического развития, источников права, судебной практикой, структурой права и т.д. Выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германскую (семью континентального права); англосаксонскую (семью общего права); религиозную (семью мусульманского и индусского права); традиционную (семью обычного права).
Билет 2
1.Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению); 4) право (государство не может существовать без права, так как, последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
2.Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма. Соотношение системы права и системы законодательства: 1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; 2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов; 3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом; 4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Между системой права и системой законодательства можно выделить, следующие различия: 1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт; 2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву; 3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования; 4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства; 5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.
3. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав(управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). Второй способ -обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги). Третий способ -запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на:применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); Предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений; стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
Билет 3
1.Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства являются: Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы: Унитарное государство; Федерация; Конфедерация. Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
2.Общественные отношения - связи между людьми, организациями, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Правоотношения - правовые связи, возникающие на основе норм права, их участники имеют взаимные субъективные права и юридические обязанности. Иначе правоотношения можно представить как общественные отношения, регулируемые нормами права. В правоотношениях реализуются нормы права. Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).
Содержание правоотношения устанавливается нормами права и юридическими фактами. Юридическое содержание правоотношения составляют субъективное право и юридическая обязанность субъектов, фактическое содержание правоотношения составляют сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Субъективное право - мера возможного поведения субъекта правоотношения (лица), предусмотренная правом (и обеспечиваемая юридическими обязанностями других субъектов), она может включать право на фактические действия, право на юридические действия, право требования и притязания и т.п. Субъективная юридическая обязанность - мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом (и обеспеченная возможностью государственного принуждения), она может выражаться в необходимости совершения конкретных действий, запрете совершать определённые действия, ограничении в правах.
Кпризнакам правоотношения можно отнести следующие: 1. Правоотношение - это отношениеобщественное, то есть отношение между людьми. 2. Правоотношения существуютв неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами). 3. Участники правоотношения связанывзаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов. 4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, какопределенность, индивидуализированность. 5. Правовые отношения носятволевой характер. 6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в правеволи государства, им и охраняются.
3.Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. В этой форме реализуются запрещающие нормы; Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы; Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.
Билет 4
1.Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система имеет ряд характерных черт: 1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть; 2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества; 3) она обладает относительной самостоятельностью. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
2.Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.
Правовые нормы имеют следующие признаки: Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения; Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение; Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы; Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением; Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе"). Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной. Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия). Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).
3. Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима: для правильного уяснения и применения нормативных актов; развития и совершенствования законодательства; формирования правосознания.
Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.
Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).
Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.
Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни. Кодификационные акты делятся на три вида: основы законодательства; устав, положение; кодекс
Билет 5
1.Государство и право - общественные явления, характеризующиеся многообразием, системностью, складноструктурнистю, многофункциональностью и тому подобное. Поэтому они являются предметом изучения многих юридических и общественных наук, каждая из которых имеет собственные исследовательские задачи, цели, подходы.
Систему общественных (неюридических, гуманитарных) наук составляют философия, история, социология, политология, экономические науки и тому подобное. Но ни одна из этих наук не заменяет теорию государства и права при изучении государственно-правовых явлений. Они лишь способствуют лучшему пониманию государства и права, поскольку изучают их природу в более широком контексте.
Философия объясняет наиболее общие закономерности общественного бытия, в том числе и те, которые касаются государства и права. Понятийный аппарат философии является теоретико-методологическим ориентиром для всех общественных наук, в том числе теории государства и права и других юридических наук.
История, исследуя в хронологическом порядке этапы развития общества, конкретные факты государственно-правовой жизни народов, не дает обобщающих выводов, не ищет в них, в отличие от теории государства и права, общих закономерностей.
Социология, исследуя общество в целом, отдельные его институты, процессы, группы, изучает государство и право лишь в их связях с элементами социума.
Политология предметно приближена к государству и праву, поскольку государство - важный субъект политической системы общества, она внедряет определенную политику в жизнь через правовое регулирование общественных отношений. Но политическая власть, политические отношения, процессы, партии, лидеры изучаются как самостоятельные явления.
По отношению к юридическим наукам теория государства и права выступает: вводной учебной дисциплиной, которая дает исходные положения юридической науки; обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками; фундаментальной, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др.; методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.
2.Право — сложное общественное явление, которое во все времена вызывает к себе широкий интерес, так как затрагивает тем или иным способом интересы каждого человека. Науке известны сотни теорий, которые по-разному раскрывают природу права. Можно назвать три наиболее общих подхода:
Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, действующее законодательство может противоречить идее права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. Примером ценностного подхода является идея прав человека, распространившаяся начиная с XVIII в. Согласно ей, права и свободы личности — предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые посредством права призвано государство. В рамках ценностного подхода развивается естественно-правовая теория.
Нормативный подход признает то, что право — это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. Одна из влиятельных концепций этого подхода — юридический позитивизм, получивший популярность после утверждения в Западной Европе и Северной Америке современного типа государственности, с начала XIX в. Представители этой концепции делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях.
Социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Среди сторонников этого подхода можно выделить ряд близких направлений, носящих разные названия. Их приверженцы признают исторический, развивающийся характер права, его изменчивость вслед за переменами в обществе. Они выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.
3. К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Данная семья характеризуется следующими признаками: - основным источником права выступает судебный прецедент; - ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; - главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; - нет кодифицированных отраслей права, отсутствует деление права на частное и публичное.
В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:
1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) — период упадкам идеи права;
2) 1066—1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) — централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;
3) 1485—1832 гг. — период расцвета общего права;
4) 1832 г. — наши дни – период адаптации общего права к современному законодательству.
Экзаменационный билет № 11
1.Право в системе социального регулирования. Под социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает соотношение правовых норм с точки рения их единства и различия, взаимодействия и противоречия. Наиболее значимыми среди последних является нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы.
Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, выполняемые в силу внутреннего убеждения.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.
Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.
Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения.
2.Правосознание: понятие, структура, элементы. Правовая психология и правовая идеология. Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются: 1) когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием "правовая идеология", и 2) психологические образования, охватываемые понятием "правовая психология". Соответственно, структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.
Правовая идеология - это система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это прежде всего правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение - система знаний о праве, законодательстве, юридической практике.
Правовая психология представляет совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву - действующему и желаемому. Элементом правовой психологии выступают:
правовой мотив -оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности;
правовая установка -особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса;
ценностно-правовые ориентации -совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиями и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию;
правовая сплоченность -особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;
чувство законности -особый социально^психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям в указанном ими направлении.
3. Понятие правового статуса личности, его структура. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
- права и обязанности;
- законные интересы;
- правосубъектность;
- гражданство;
- юридическая ответственность;
- правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".
Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.