Иностранных дел российской федерации

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• сущность дипломатической службы, ее особенности, задачи и роль в реализации внешней политики страны;

• основные принципы организации дипломатической службы;

уметь

• различать понятия дипломатии, дипломатической деятельности, внешней по­литики, дипломатической службы;

• выявлять особенности дипломатической службы в системе государственной службы Российской Федерации;

владеть

• правовыми основами организации дипломатической службы;

• навыками анализа основных этапов прохождения дипломатической службы.

17.1. Дипломатическая служба как особый вид федеральной государственной гражданской службы

Дипломатическая служба — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и кон­сульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах — представительствах МИД России на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 205-ФЗ).

Дипломатическая служба, дипломатическая деятельность и практиче­ская реализация полномочий внешнеполитического ведомства — понятия хотя и близкие, но по содержанию и формам реализации все-таки разные.

Внешняя политика представляет собой систему идей, взглядов, положений (целей, принципов, задач) и основных направлений, форм и методов внешнепо­литической деятельности государства.

Цели и задачи внешней политики России сформулированы в Концеп­ции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Прези­дентом РФ 12 февраля 2013 г. Ее нормативно-правовую основу состав­ляют Конституция РФ, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реа­лизации внешнеполитического курса Российской Федерации», а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, и другие ана­логичные документы.

Высший ее приоритет — защита интересов личности, общества и госу­дарства — остается неизменным.

Внешнеполитическая деятельность — конкретная практическая деятельность политиков и дипломатов в сфере отношений между народами и государствами, это стратегия и тактика государства на международной арене, основные задачи которой — регулирование взаимоотношений с другими государственными образо­ваниями, участие в решении международных проблем, обеспечение международной стабильности, укрепление суверенитета и территориальной целостности страны.

Дипломатия — совокупность средств, приемов и методов достижения внешне­политических целей государства, системы взаимоотношений между суверенными государствами. Это и политика, и важнейший организационно-политический ин­струмент (совокупность средств, приемов и методов) реализации внешнеполитиче­ского курса государства, и самый, как показывает мировая практика, эффективный механизм взаимоотношений между суверенными государствами.

Дипломатия — принципиальная деятельность глав государств, представи­тельств и специальных органов внешних сношений но осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите нрав и интересов госу­дарства за границей.

Таким образом, можно утверждать, что дипломатия — один из самых действенных механизмов сопряжения интересов отдельных стран с инте­ресами всего мирового сообщества.

Э. Сатоу определяет дипломатию как применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами официальных государств, а еще короче — ведение дел между государствами с помощью мирных средств[58]. И, как замечает профессор МГИМО В. С. Глаголев, дипломатиче­ская деятельность подобна искусству шахматной игры и отличается от нее многообразием участников с их культурными и психологическими особен­ностями, спектрами интересов и выдвигаемых целей[59].

Интересной представляется позиция, в соответствии с которой диплома­тия — это преимущественно улаживание повседневных, случайных, эпизо­дических трудностей, тогда как внешняя политика определяет важнейшие пути, по которым должна двигаться нация. Если цель дипломатии явная, если она заключается в общем и целом в том, чтобы улаживать вопросы, изоегатьнпцп/кн кш, то цель внешней политики оолее неопределенная, иоо в конечном ечек; она идентична удовлетворению национального интереса.

Дипломатия сейчас представляет собой не только и не столько «искус­ство политических отношений», сколько науку, базирующуюся на принци­пах преемственности, реализма, критического осмысления дипломатиче­ского опыта, прагматизма. Она становится одним из самых эффективных «проводников политики» конкретного государства на международной арене, давно для многих стран превратилась в ведущий фактор преодоле­ния разногласий и гармонизации национальных интересов в глобальном и региональном контекстах по самой широкой повестке. Как отмечает про­фессор МГИМО Т. В. Зонова, дипломатическая служба всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций[60].

Основными задачами дипломатической службы Российской Федерации и каждого дипломатического работника является:

— обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами меж­дународного сообщества по общепризнанным принципам и нормам между­народного права;

проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных и иных отношений с другими государствами и международными организациями;

— защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;

— содействие обеспечению высокого авторитета страны и стабильности ее международного положения;

— обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты без­опасности, территориальной целостности и суверенитета страны, ее поли­тических, торгово-экономических и других интересов;

координация деятельности других органов исполнительной власти относительно проведения единого внешнеполитического курса;

— обеспечение всех органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики.

Дипломатическая служба осуществляется на постоянной, профессио­нальной и материально возмездной основе, организуется исключительно на дипломатических должностях в государственных структурах внешнепо­литического ведомства, требует от граждан, замещающих или претендую­щих на должности дипломатической службы, специальной, прежде всего языковой, международно-правовой, политолого-региональной, политэко-номической и управленческой подготовки, определенного опыта междуна­родной профессиональной деятельности, соответствующей нравственной и морально-психологической устойчивости.

Высшая цель дипломатической службы — государственный интерес и судьба человека, высший профессиональный признак — умение соединить в единое целое закон, цели, мораль и культуру. Вот почему дипломатиче­ская служба может быть только профессиональной, заниматься ею должны и реально могут только специально подготовленные, обладающие необходи­мым жизненным, служебным и нравственным опытом специалисты.

Дипломатическая служба — особый вид профессиональной служебной деятельности, принципиально отличающийся от других видов трудовой деятельности. А именно тем, что она осуществляется от имени государства в целях обеспечения поддержания справедливого порядка и прочного мира между народами, безопасности государства, его целостности и суверени­тета, соблюдения законных прав и свобод граждан, защиты культурного наследия человечества, а также в условиях работы в загранучреждениях в правовом режиме, который определяется дипломатическими иммуните­тами, привилегиями и возможностями.

Глубинный социально-политический смысл дипломатической службы отражают ее принципы — научно обоснованные и законодательно закре­пленные исходные идеи и положения, в соответствии с которыми учреж­дается, функционирует и развивается система дипломатической службы.

Отсутствие официального нормативного закрепления принципов дипломатической службы России не означает, однако, что дипломатиче­ская деятельность и прохождение дипломатической службы в Российской Федерации рассматриваются лишь в статусе научного правосознания. Такие основания представлены нормами общего законодательства о граж­данской службе, получили свое обоснование в официальных политических документах концептуального характера, публичных выступлениях Прези­дента РФ и Министра иностранных дел Российской Федерации, в научно­доктринальных разработках ученых, признанных специалистов в области дипломатии, юриспруденции, государственного управления, международ­ного нрава, конституционного и административного права, дипломатиче­ской службы.

Принципы дипломатической службы: демократизм, законность, внепар-тийность, системность, профессионализм и компетентность, конструктив­ный прагматизм, нравственность, социальная ответственность. Представ­ленные принципы органически взаимосвязаны между собой и, дополняя друг друга, образуют прочный фундамент высокоэффективного функци­онирования государственной власти и ее аппарата, в том числе в сфере дипломатии и дипломатической службы.

По всем показателям дипломатическая служба полностью вписывается в систему государственной службы страны. Более того, принцип единства позволяет представить дипломатическую службу (при всех ее особенно­стях) как неотъемлемый, хотя и относительно самостоятельный элемент единой системы государственной службы Российской Федерации.

Наши рекомендации