Иностранных дел российской федерации
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
• сущность дипломатической службы, ее особенности, задачи и роль в реализации внешней политики страны;
• основные принципы организации дипломатической службы;
уметь
• различать понятия дипломатии, дипломатической деятельности, внешней политики, дипломатической службы;
• выявлять особенности дипломатической службы в системе государственной службы Российской Федерации;
владеть
• правовыми основами организации дипломатической службы;
• навыками анализа основных этапов прохождения дипломатической службы.
17.1. Дипломатическая служба как особый вид федеральной государственной гражданской службы
Дипломатическая служба — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах — представительствах МИД России на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 205-ФЗ).
Дипломатическая служба, дипломатическая деятельность и практическая реализация полномочий внешнеполитического ведомства — понятия хотя и близкие, но по содержанию и формам реализации все-таки разные.
Внешняя политика представляет собой систему идей, взглядов, положений (целей, принципов, задач) и основных направлений, форм и методов внешнеполитической деятельности государства.
Цели и задачи внешней политики России сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Ее нормативно-правовую основу составляют Конституция РФ, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, и другие аналогичные документы.
Высший ее приоритет — защита интересов личности, общества и государства — остается неизменным.
Внешнеполитическая деятельность — конкретная практическая деятельность политиков и дипломатов в сфере отношений между народами и государствами, это стратегия и тактика государства на международной арене, основные задачи которой — регулирование взаимоотношений с другими государственными образованиями, участие в решении международных проблем, обеспечение международной стабильности, укрепление суверенитета и территориальной целостности страны.
Дипломатия — совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства, системы взаимоотношений между суверенными государствами. Это и политика, и важнейший организационно-политический инструмент (совокупность средств, приемов и методов) реализации внешнеполитического курса государства, и самый, как показывает мировая практика, эффективный механизм взаимоотношений между суверенными государствами.
Дипломатия — принципиальная деятельность глав государств, представительств и специальных органов внешних сношений но осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите нрав и интересов государства за границей.
Таким образом, можно утверждать, что дипломатия — один из самых действенных механизмов сопряжения интересов отдельных стран с интересами всего мирового сообщества.
Э. Сатоу определяет дипломатию как применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами официальных государств, а еще короче — ведение дел между государствами с помощью мирных средств[58]. И, как замечает профессор МГИМО В. С. Глаголев, дипломатическая деятельность подобна искусству шахматной игры и отличается от нее многообразием участников с их культурными и психологическими особенностями, спектрами интересов и выдвигаемых целей[59].
Интересной представляется позиция, в соответствии с которой дипломатия — это преимущественно улаживание повседневных, случайных, эпизодических трудностей, тогда как внешняя политика определяет важнейшие пути, по которым должна двигаться нация. Если цель дипломатии явная, если она заключается в общем и целом в том, чтобы улаживать вопросы, изоегатьнпцп/кн кш, то цель внешней политики оолее неопределенная, иоо в конечном ечек; она идентична удовлетворению национального интереса.
Дипломатия сейчас представляет собой не только и не столько «искусство политических отношений», сколько науку, базирующуюся на принципах преемственности, реализма, критического осмысления дипломатического опыта, прагматизма. Она становится одним из самых эффективных «проводников политики» конкретного государства на международной арене, давно для многих стран превратилась в ведущий фактор преодоления разногласий и гармонизации национальных интересов в глобальном и региональном контекстах по самой широкой повестке. Как отмечает профессор МГИМО Т. В. Зонова, дипломатическая служба всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций[60].
Основными задачами дипломатической службы Российской Федерации и каждого дипломатического работника является:
— обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права;
проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных и иных отношений с другими государствами и международными организациями;
— защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;
— содействие обеспечению высокого авторитета страны и стабильности ее международного положения;
— обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны, ее политических, торгово-экономических и других интересов;
координация деятельности других органов исполнительной власти относительно проведения единого внешнеполитического курса;
— обеспечение всех органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики.
Дипломатическая служба осуществляется на постоянной, профессиональной и материально возмездной основе, организуется исключительно на дипломатических должностях в государственных структурах внешнеполитического ведомства, требует от граждан, замещающих или претендующих на должности дипломатической службы, специальной, прежде всего языковой, международно-правовой, политолого-региональной, политэко-номической и управленческой подготовки, определенного опыта международной профессиональной деятельности, соответствующей нравственной и морально-психологической устойчивости.
Высшая цель дипломатической службы — государственный интерес и судьба человека, высший профессиональный признак — умение соединить в единое целое закон, цели, мораль и культуру. Вот почему дипломатическая служба может быть только профессиональной, заниматься ею должны и реально могут только специально подготовленные, обладающие необходимым жизненным, служебным и нравственным опытом специалисты.
Дипломатическая служба — особый вид профессиональной служебной деятельности, принципиально отличающийся от других видов трудовой деятельности. А именно тем, что она осуществляется от имени государства в целях обеспечения поддержания справедливого порядка и прочного мира между народами, безопасности государства, его целостности и суверенитета, соблюдения законных прав и свобод граждан, защиты культурного наследия человечества, а также в условиях работы в загранучреждениях в правовом режиме, который определяется дипломатическими иммунитетами, привилегиями и возможностями.
Глубинный социально-политический смысл дипломатической службы отражают ее принципы — научно обоснованные и законодательно закрепленные исходные идеи и положения, в соответствии с которыми учреждается, функционирует и развивается система дипломатической службы.
Отсутствие официального нормативного закрепления принципов дипломатической службы России не означает, однако, что дипломатическая деятельность и прохождение дипломатической службы в Российской Федерации рассматриваются лишь в статусе научного правосознания. Такие основания представлены нормами общего законодательства о гражданской службе, получили свое обоснование в официальных политических документах концептуального характера, публичных выступлениях Президента РФ и Министра иностранных дел Российской Федерации, в научнодоктринальных разработках ученых, признанных специалистов в области дипломатии, юриспруденции, государственного управления, международного нрава, конституционного и административного права, дипломатической службы.
Принципы дипломатической службы: демократизм, законность, внепар-тийность, системность, профессионализм и компетентность, конструктивный прагматизм, нравственность, социальная ответственность. Представленные принципы органически взаимосвязаны между собой и, дополняя друг друга, образуют прочный фундамент высокоэффективного функционирования государственной власти и ее аппарата, в том числе в сфере дипломатии и дипломатической службы.
По всем показателям дипломатическая служба полностью вписывается в систему государственной службы страны. Более того, принцип единства позволяет представить дипломатическую службу (при всех ее особенностях) как неотъемлемый, хотя и относительно самостоятельный элемент единой системы государственной службы Российской Федерации.