Поведению кадров государственной и муниципальной службы

Профессионально культура является одним из наиболее интересных и малоизученных феноменов, которые привлекают внимание специалистов в области государственного и муниципального управления.

Профессиональная культура государственной и муниципальной службы —комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых государственными и муниципальными служащими определенного государственно­го (муниципального) органа и являющихся продуктом их совместной деятельности.

Изменения, произошедшие в экономической и социальной сфере России, повлекли за собой и трансформацию системы ценностей. Изменения внеш­ней среды потребовали от каждого гражданина, каждой организации иных подходов, и государственные и муниципальные служащие одними из первых столкнулись с формирующимися требованиями, целями и задачами.

Специфика государственной службы как профессиональной деятель­ности граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных служащих в служебных (трудо­вых) отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохож­дения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, задачами и принципами ее организации и функци­онирования.

Требования к служебному поведению определяют систему нравствен­ных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов, в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закре­плении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существую­щих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нрав­ственных норм:

— предписывающие (как требуется поступать с точки зрения професси­ональной морали государственного гражданского служащего);

— запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

— рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

Большинство требований к служебному поведению гражданского слу­жащего, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ, связано с обя­занностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограниче­ниями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Следуетотметить, что в законе нельзя предусмотреть, все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского слу­жащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетель­ствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Мораль­ный кодекс Американского общества государственного управления (ASPA) 1984 г., в котором содержатся принципы поведения служащих.

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государ­ственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, кото­рый применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Требования к служебному поведению гражданских служащих уста­новлены ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Обутверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В соответствии с ними основные принципы служебного поведения государственных служащих представ­ляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государ­ством, обществом и гражданами, обязаны:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы госу­дарственных органов;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятель­ности органов государственной власти и государственных служащих;

3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответ­ствующего государственного органа;

4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или соци­альным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдель­ных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, иму­щественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросо­вестному исполнению должностных обязанностей;

6) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы про­куратуры или другие государственные органы обо всех случаях обраще­ния к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государ­ственной службы;

8) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных обще­ственных объединений;

9) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

10) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражда­нами и должностными лицами;

11) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и меж- конфессиональному согласию;

12) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

13) принимать предусмотренные законодательством Российской Феде­рации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и уре­гулированию возникших конфликтов интересов;

14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

15) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

16) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

17) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государ­ственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

18) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в сред­ствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (услов­ных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федера­ции товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государ­ственных и муниципальных заимствований, государственного и муници­пального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обыча­ями делового оборота.

Повышенные требования предъявляются к руководителям. Граждан­ский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения государствен­ных гражданских служащих к участию в деятельности политических пар­тий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» наделен значительными организаци­онно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госу­дарственным служащим, то он признан принимать меры по предотвраще­нию и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Необходимо, однако, отметить, что перечень требований к служебному поведению гражданского служащего не является исчерпывающим, часто возникают сложности при практической реализации положений Федераль­ного закона № 79-ФЗ о служебном поведении, которые во многом связаны с:

— субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этиче­ских, нравственных категорий;

— отсутствием интеграции современного российского общества посред­ством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

— невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Но смысл требований определяет главное — закон позволяет не дожи­даться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять при­чины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

Наши рекомендации