Поведению кадров государственной и муниципальной службы
Профессионально культура является одним из наиболее интересных и малоизученных феноменов, которые привлекают внимание специалистов в области государственного и муниципального управления.
Профессиональная культура государственной и муниципальной службы —комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых государственными и муниципальными служащими определенного государственного (муниципального) органа и являющихся продуктом их совместной деятельности.
Изменения, произошедшие в экономической и социальной сфере России, повлекли за собой и трансформацию системы ценностей. Изменения внешней среды потребовали от каждого гражданина, каждой организации иных подходов, и государственные и муниципальные служащие одними из первых столкнулись с формирующимися требованиями, целями и задачами.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, предопределяет особый правовой статус государственных служащих в служебных (трудовых) отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, задачами и принципами ее организации и функционирования.
Требования к служебному поведению определяют систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов, в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.
Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:
— предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего);
— запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);
— рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).
Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ, связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).
Следуетотметить, что в законе нельзя предусмотреть, все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.
Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс Американского общества государственного управления (ASPA) 1984 г., в котором содержатся принципы поведения служащих.
Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.
Требования к служебному поведению гражданских служащих установлены ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Обутверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В соответствии с ними основные принципы служебного поведения государственных служащих представляют собой основы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, обязаны:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
8) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
9) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
10) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
11) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и меж- конфессиональному согласию;
12) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
13) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
15) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
16) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
17) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
18) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
Повышенные требования предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения государственных гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он признан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.
Необходимо, однако, отметить, что перечень требований к служебному поведению гражданского служащего не является исчерпывающим, часто возникают сложности при практической реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ о служебном поведении, которые во многом связаны с:
— субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;
— отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;
— невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.
Но смысл требований определяет главное — закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.