На государственной и муниципальной службе

Конфликт интересов на государственной (муниципальной) службе — си­туация, при которой личная заинтересованность государственного (муници­пального) служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного (муници­пального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к кон­фликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Личная заинтересованность гражданского (муниципального) служащего,которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, — это возможность получения гражданским (муниципальным) слу­жащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского (муниципального) служащего, членов его семьи или лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский (муниципальный) служащийсвязан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к кон­фликту интересов, соответственно гражданский (муниципальный) служа­щий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в пись­менной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан при­нять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского (муниципального) служащего, явля­ющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности граж­данской (муниципальной) службы в порядке, установленном федеральным законом.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государ­ственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государ­ственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия).

Порядок формирования и деятельности указанных комиссий регули­руется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 (далее — Положение).

Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется право­вым актом государственного органа. Основной задачей комиссии согласно п. 3 данного Положения являются содействие государственным органам:

— в обеспечении соблюдения государственными служащими ограниче­ний и запретов, требований о предотвращении или урегулировании кон­фликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, другими федеральными законами;

— в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия, образуемая в федеральном государственном органе по управле­нию государственной службой, в соответствии с п. 4 указанного Положения рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служеб­ному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении:

¾ государственных служащих, замещающих должности федеральной государственном службы (далее — должности государственной службы) в государственном органе (за исключением государственных служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на кото­рые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ, и должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собра­ния РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Центральной избирательной комиссии РФ и аппаратаСчетной палаты РФ);

— государственных служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов (за исключением государственных служащих, замещающих долж­ности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ).

Комиссия, образуемая в государственном органе субъекта РФ по управ­лению государственной службой, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении:

— государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в этом государственном органе;

— государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей других государственных органов субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии, образуемой в федеральном государственном органе в соответствии с п. 8 Положения, входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государствен­ного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответ­ственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонаруше­ний (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определя­емые его руководителем;

б) представитель Управления Президента РФ но вопросам государ­ственной службы и кадров или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ;

в) представитель (представители) научных организаций и образова­тельных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессио­нального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

В соответствии с п. 9 указанного Положения руководитель государ­ственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета, образованного при федераль­ном органе исполнительной власти в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Рос­сийской Федерации»;

б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установ-ленном порядке в государственном органе.

Лица, указанные в подп. «б» и «в» п. 8 и в п. 9 вышеназванного Поло­жения, включаются в состав комиссии в установленном порядке по согла­сованию с Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров или с соответствующим подразделением Аппарата Пра­вительства РФ, с научными организациями и образовательными учрежде­ниями среднего, высшего и дополнительного профессионального образо­вания, с общественным советом, образованным при федеральном органе исполнительной власти, с общественной организацией ветеранов, создан­ной в государственном органе, с профсоюзной организацией, действующей в установленном порядке в государственном органе, на основании запроса руководителя государственного органа. Согласование осуществляется в 10-дневный срок со дня получения запроса.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной чет­верти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повли­ять на принимаемые комиссией решения. Комиссия состоит из председа­теля, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

Согласно п. 16 этого же Положения основаниями для проведения заседа­ния комиссии являются:

1) представление руководителем государственного органа в соответ­ствии с п. 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Прези­дента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, материалов проверки, свидетель­ствующих:

— о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подп. «а» п. 1 Положения;

— о несоблюдении государственным служащим требований к служеб­ному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта инте­ресов;

2) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответ­ственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонару­шений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государ­ственного органа:

- обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммер­ческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско- правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции но государственному управлению этой организа­цией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

— заявление государственного служащего о невозможности но объек­тивным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обяза­тельствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовер­шеннолетних детей;

— представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государ­ственном органе мер по предупреждению коррупции;

— представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служа­щим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соот­ветствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и администра­тивных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмо­тренном нормативным правовым актом государственного органа, инфор­мации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

— в трехдневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

— организует ознакомление государственного служащего, в отноше­нии которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требо­ваний к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике корруп­ционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профи­лактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

— рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подп. «б» п. 13 Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у государ­ственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немед­ленно информирует об этом представителя нанимателя в целях приня­тия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением государственным служащим его должностных обязанно­стей, отстранение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

Заседание комиссии проводится в присутствии государственного слу­жащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если государ­ственный служащий не может участвовать в заседании, но уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также пред­ставители заинтересованных организаций. На заседании комиссии заслу­шиваются пояснения государственного служащего, рассматриваются мате­риалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе раз­глашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения информации, комиссия может принять одно из следующих решений:

— установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании кон­фликта интересов;

— установить, что государственный служащий не соблюдал требова­ния к служебному поведению и (или) требования об урегулировании кон­фликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопу­стимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требо­ваний об урегулировании конфликта интересов либо применить к государ­ственному служащему конкретную меру ответственности.

— дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой орга­низации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

— отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ;

— признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного харак­тера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объ­ективной и уважительной;

— признать, что причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного харак­тера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является ува­жительной. В этом случае комиссия рекомендует государственному служа­щему принять меры по представлению указанных сведений;

— признать, что причина непредставления государственным служа­щим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъек­тивна и является способом уклонения от представления указанных сведе­ний. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответ­ственности.

— признать, что сведения, представленные государственным служа­щим в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госу­дарственные должности, и иных лиц их доходам», являются достоверными и полными;

— признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному слу­жащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов при­сутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

Член комиссии, не согласный с решением комиссии, вправе в письмен­ном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному при­общению к протоколу заседания комиссии.

Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются представителю нанимателя, государственному граждан­скому служащему, а также по решению комиссии иным заинтересованным лицам. Решение комиссии может быть обжаловано государственным граж­данским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии реше­ния комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов представитель нанимателя должен исключить возможность участия госу­дарственного служащего в принятии решений по вопросам, с которыми свя­зан конфликт интересов. Представитель нанимателя вправе отстранить государственного служащего от замещаемой должности государственной службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) и период урегулирования конфликта интересов в соответствии с ч. 2 ст. 32 Феде­рального закона № 79.

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного про­ступка в действиях (бездействии) государственного служащего информа­ция об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответ­ственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации.

При установлении комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки адми­нистративного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правопримени­тельные органы в трехдневный срок, а при необходимости — немедленно.

Решение комиссии, принятое в отношении государственного служа­щего, хранится в его личном деле.

Наши рекомендации