Глава 14 кадровое обеспечение муниципальной службы
В результате изучения главы обучающийся должен:
знать
• понятие и структуру кадрового обеспечения муниципальной службы;
• содержание и особенности кадровой политики и кадровой работы в системе муниципальной службы;
• основы формирования кадрового состава муниципальной службы;
• подходы к организации профессиональной подготовки кадров для муниципальной службы, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих;
уметь
• анализировать и выявлять проблемы формирования кадрового состава муниципальной службы;
• осуществлять деятельность по организации работы с кадровым резервом на муниципальной службе;
• использовать полученные знания о кадровом обеспечении муниципальной службы при решении ее практических задач;
владеть
• навыками анализа кадровой ситуации в органах местного самоуправления, разработки их кадровой политики, а также эффективного применения передового опыта кадровой работы в системе муниципальной службы.
14.1. Кадровая политика и кадровая работа в системе муниципальной службы
Управление муниципальной службой связано с кадровой политикой и кадровой работой в муниципальном образовании.
Кадровая политика в муниципальном образовании — это, с одной стороны, стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, работающих на территории муниципального образования, с другой — система утвержденных органами местного самоуправления целей, задач, приоритетов и принципов их деятельности по регулированию кадровых процессов в муниципальном образовании.
Кадровая работа в муниципальном образовании — деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц, других привлекаемых ими субъектов кадровых отношений по реализации кадровой политики в муниципальном образовании, прежде всего в системе муниципальной службы.
Сегодня на уровне соответствующего муниципального образования необходим действенный механизм кадрового обеспечения муниципальной службы.
Механизм кадрового обеспечения муниципальной службы — определенный порядок, или комплекс реализуемых на практике принципов, мер (правовых, организационных, социально-экономических, воспитательных и др.), форм и методов кадровой работы в муниципальном образовании.
Основные вопросы кадровой работы в муниципальном образовании регулируются наряду с Федеральным законом № 25-ФЗ, ТК РФ и законами субъектов РФ также муниципальными правовыми актами. При этом муниципальные правовые акты имеют как нормативный, так и индивидуальный характер.
Федеральный закон № 25-ФЗ содержит специальную гл. 8 «Кадровая работа в муниципальном образовании». Согласно ст. 28, которая открывает эту главу, кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя:
1) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;
2) подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);
3) организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;
4) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;
5) ведение личных дел муниципальных служащих;
6) ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;
8) проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;
9) проведение аттестации муниципальных служащих;
10) организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
11) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
12) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ и другими федеральными законами;
13) консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;
14) решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством РФ и законом субъекта РФ.
Содержание кадровой работы — это фактически функции кадровой службы соответствующего органа местного самоуправления, т.е. его структурного подразделения, которое в пределах своей компетенции выполняет задачи и осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом № 25-ФЗ. Кадровая служба органа местного самоуправления должна обеспечивать реализацию его руководством кадровой политики, занимаясь решением вопросов организации кадровой работы и управления муниципальной службой, профессиональным развитием персонала, анализом и регулированием служебного продвижения муниципальных служащих. Статьей 29 Федерального закона № 25-ФЗ предусматривается порядок работы с персональными данными муниципального служащего.
Персональные данные муниципального служащего — информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей, но замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего.
Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, в частности Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», с особенностями, предусмотренными гл. 14 ТК РФ.
На муниципального служащего заводится личное дело. Порядок его ведения, установленный аналогично порядку ведения личного дела гражданского служащего, включает осуществление следующих основных процедур:
¾ к личному делу муниципального служащего приобщаются документы, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы;
¾ личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы;
¾ при ликвидации органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, которым переданы функции ликвидированных органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, или их правопреемникам.
Законы субъектов РФ, как правило, более подробно регулируют данные аспекты кадровой работы. В частности, Закон города Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве* и ст. 40 устанавливает порядок ведения личного дела муниципального служащего, предусматривающий следующие правила и процедуры:
— при поступлении муниципального служащего на муниципальную службу в орган местного самоуправления, муниципальный орган другого муниципального образования или на гражданскую службу его личное дело передается по месту его службы; ведение нескольких личных дел муниципального служащего не допускается;
— ведение, хранение и передача личного дела муниципального служащего осуществляются в порядке, установленном для ведения, хранения и передачи личных дел гражданских служащих;
— сбор и внесение в личное дело муниципального служащего сведений о его политической и религиозной принадлежности и частной жизни запрещаются;
— по просьбе муниципального служащего ему предоставляются для ознакомления все материалы его личного дела.
Федеральный закон № 25-ФЗ в ч. 1 ст. 31 предусматривает, что в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих. Порядок ведения данного реестра утверждается муниципальным правовым актом.
Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из реестра муниципальных служащих в день увольнения.
В случае смерти (гибели) муниципального служащего либо признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из реестра муниципальных служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.
Согласно ст. 41 вышеупомянутого Закона города Москвы в реестр муниципальных служащих вносятся сведения о муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, а также сведения о лицах, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Предусмотрено, что по соглашению между органом местного самоуправления, муниципальным органом и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы сведения о муниципальных служащих направляются в указанный уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы для изучения и анализа кадрового состава органа местного самоуправления, муниципального органа, а также для формирования реестра муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве.
Очевидно, что кадровая работа в системе муниципальной службы, и прежде всего реализация законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы данной работы, должны учитывать наличие серьезных проблем с качественным составом кадрового корпуса муниципальных служащих, отсутствием порой необходимого кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.