Глава 14 кадровое обеспечение муниципальной службы

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• понятие и структуру кадрового обеспечения муниципальной службы;

• содержание и особенности кадровой политики и кадровой работы в системе муниципальной службы;

• основы формирования кадрового состава муниципальной службы;

• подходы к организации профессиональной подготовки кадров для муници­пальной службы, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих;

уметь

• анализировать и выявлять проблемы формирования кадрового состава муни­ципальной службы;

• осуществлять деятельность по организации работы с кадровым резервом на муниципальной службе;

• использовать полученные знания о кадровом обеспечении муниципальной службы при решении ее практических задач;

владеть

• навыками анализа кадровой ситуации в органах местного самоуправления, разработки их кадровой политики, а также эффективного применения передового опыта кадровой работы в системе муниципальной службы.

14.1. Кадровая политика и кадровая работа в системе муниципальной службы

Управление муниципальной службой связано с кадровой политикой и кадровой работой в муниципальном образовании.

Кадровая политика в муниципальном образовании — это, с одной стороны, стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, работающих на территории муниципального образования, с другой — система утвержденных органами местного самоуправления целей, задач, приоритетов и принципов их деятельности по регулированию кадровых процессов в муници­пальном образовании.

Кадровая работа в муниципальном образовании — деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц, других привлекаемых ими субъ­ектов кадровых отношений по реализации кадровой политики в муниципальном образовании, прежде всего в системе муниципальной службы.

Сегодня на уровне соответствующего муниципального образования необ­ходим действенный механизм кадрового обеспечения муниципальной службы.

Механизм кадрового обеспечения муниципальной службы — определенный порядок, или комплекс реализуемых на практике принципов, мер (правовых, орга­низационных, социально-экономических, воспитательных и др.), форм и методов кадровой работы в муниципальном образовании.

Основные вопросы кадровой работы в муниципальном образовании регулируются наряду с Федеральным законом № 25-ФЗ, ТК РФ и зако­нами субъектов РФ также муниципальными правовыми актами. При этом муниципальные правовые акты имеют как нормативный, так и индивиду­альный характер.

Федеральный закон № 25-ФЗ содержит специальную гл. 8 «Кадровая работа в муниципальном образовании». Согласно ст. 28, которая откры­вает эту главу, кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей муни­ципальной службы;

2) подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представи­телю нанимателя (работодателю);

3) организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муни­ципальной службы, увольнением муниципального служащего с муници­пальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;

4) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;

5) ведение личных дел муниципальных служащих;

6) ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном обра­зовании;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;

8) проведение конкурса на замещение вакантных должностей муни­ципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;

9) проведение аттестации муниципальных служащих;

10) организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

11) организацию проверки достоверности представляемых граждани­ном персональных данных и иных сведений при поступлении на муници­пальную службу, а также оформление допуска установленной формы к све­дениям, составляющим государственную тайну;

12) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обяза­тельствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ и другими федераль­ными законами;

13) консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;

14) решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством РФ и законом субъекта РФ.

Содержание кадровой работы — это фактически функции кадровой службы соответствующего органа местного самоуправления, т.е. его струк­турного подразделения, которое в пределах своей компетенции выполняет задачи и осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом № 25-ФЗ. Кадровая служба органа местного самоуправления должна обе­спечивать реализацию его руководством кадровой политики, занимаясь решением вопросов организации кадровой работы и управления муни­ципальной службой, профессиональным развитием персонала, анализом и регулированием служебного продвижения муниципальных служащих. Статьей 29 Федерального закона № 25-ФЗ предусматривается порядок работы с персональными данными муниципального служащего.

Персональные данные муниципального служащего — информация, необхо­димая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муни­ципальным служащим обязанностей, но замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего.

Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, в частности Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», с особенностями, предусмо­тренными гл. 14 ТК РФ.

На муниципального служащего заводится личное дело. Порядок его ведения, установленный аналогично порядку ведения личного дела граждан­ского служащего, включает осуществление следующих основных процедур:

¾ к личному делу муниципального служащего приобщаются доку­менты, связанные с его поступлением на муниципальную службу, ее про­хождением и увольнением с муниципальной службы;

¾ личное дело муниципального служащего хранится в течение 10 лет. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, изби­рательной комиссии муниципального образования по последнему месту муниципальной службы;

¾ при ликвидации органа местного самоуправления, избиратель­ной комиссии муниципального образования, в которых муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, которым переданы функции лик­видированных органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, или их правопреемникам.

Законы субъектов РФ, как правило, более подробно регулируют данные аспекты кадровой работы. В частности, Закон города Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве* и ст. 40 устанавливает порядок ведения личного дела муниципального служащего, предусматривающий следующие правила и процедуры:

— при поступлении муниципального служащего на муниципальную службу в орган местного самоуправления, муниципальный орган другого муниципального образования или на гражданскую службу его личное дело передается по месту его службы; ведение нескольких личных дел муници­пального служащего не допускается;

— ведение, хранение и передача личного дела муниципального служа­щего осуществляются в порядке, установленном для ведения, хранения и передачи личных дел гражданских служащих;

— сбор и внесение в личное дело муниципального служащего сведе­ний о его политической и религиозной принадлежности и частной жизни запрещаются;

— по просьбе муниципального служащего ему предоставляются для ознакомления все материалы его личного дела.

Федеральный закон № 25-ФЗ в ч. 1 ст. 31 предусматривает, что в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служа­щих. Порядок ведения данного реестра утверждается муниципальным правовым актом.

Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из реестра муниципальных служащих в день увольнения.

В случае смерти (гибели) муниципального служащего либо признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из реестра муниципальных служащих в день, сле­дующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.

Согласно ст. 41 вышеупомянутого Закона города Москвы в реестр муниципальных служащих вносятся сведения о муниципальных служа­щих, замещающих должности муниципальной службы, а также сведения о лицах, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных долж­ностей муниципальной службы. Предусмотрено, что по соглашению между органом местного самоуправления, муниципальным органом и уполномо­ченным органом исполнительной власти города Москвы сведения о муни­ципальных служащих направляются в указанный уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы для изучения и анализа кадрового состава органа местного самоуправления, муниципального органа, а также для формирования реестра муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве.

Очевидно, что кадровая работа в системе муниципальной службы, и пре­жде всего реализация законов и иных нормативных правовых актов, регу­лирующих вопросы данной работы, должны учитывать наличие серьезных проблем с качественным составом кадрового корпуса муниципальных слу­жащих, отсутствием порой необходимого кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.

Наши рекомендации