И ее организация в Российской Федерации
Муниципальная служба в Российской Федерации основана на определенных принципах. Именно через их систему наиболее полно раскрывается сущность данной службы.
Принципы муниципальной службы — основные начала, руководящие идеи и требования, лежащие в основе ее формирования и функционирования. Данные принципы являются правовыми и закрепляются в законодательстве Российской Федерации, а также, что немаловажно, выводятся из общего смысла действующих законов путем толкования отдельных правовых норм.
Статья 4 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает десять основных принципов муниципальной службы. К ним относятся:
— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— равный доступ граждан к муниципальной службе;
— профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
— стабильность муниципальной службы;
— доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
— взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
— единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
— правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
— ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
— внепартийность муниципальной службы.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина основывается на нормах ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов местного самоуправления, а муниципальная служба как институт, призванный обеспечивать исполнение их полномочий, при реализации своих функций должна в первую очередь признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе означает равное право граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, на доступ к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Исходя из этого, граждане Российской Федерации могут претендовать на занятие любой должности муниципальной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Равный доступ к муниципальной службе предотвращает бюрократизацию работы муниципальных органов с кадрами, обеспечивает качественную сменяемость муниципальных служащих, недопустимость превращения их в касту.
Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих представляет собой ключевой принцип, который в первую очередь должен быть положен в основу формирования кадрового состава муниципальной службы. Данный принцип предусматривает в качестве необходимого условия прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, необходимой квалификации. Муниципальная служба законодательно признается профессиональной деятельностью, что предполагает как раз наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого профессионального мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного профессионального образования. Кроме того, для обеспечения принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должна быть создана система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Принцип стабильности муниципальной службы является необходимым условием ее функционирования и связан непосредственно со стабильностью кадрового корпуса муниципальных служащих. Под стабильностью муниципальном службы принято понимать постоянство муниципальнослужебных отношений, а также определенный уровень социально-правовой защищенности муниципальных служащих. Необходимость устойчивого положения муниципальных служащих продиктована законными интересами местного самоуправления и особенностями функционирования муниципальных органов. Стабильность кадров муниципальной службы является одной из гарантий существования института местного самоуправления.
Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих закрепляет их обязанность предоставлять гражданам несекретную информацию как о собственной деятельности, так и о деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ. Деятельность муниципальных служащих должна быть открыта для общественного контроля. В средствах массовой информации требуется системное освещение практики деятельности муниципальных органов и муниципальных служащих, предоставление сведений об их численности, материальном обеспечении и другие сведения.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами проистекает из ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, которая определяет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, гак и через своих представителей. По сути дела должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие и являются представителями, проводниками законных интересов граждан в управлении делами муниципального образования, решении вопросов местного значения. Указанный принцип подразумевает тесное взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальных служащих с общественными объединениями, действующими на территории соответствующего муниципального образования, и проживающими в нем отдельными гражданами.
Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы означает, что все муниципальные служащие должны подчиняться определенной системе правил, установленных законом, независимо от субъекта РФ, вида муниципального образования. Данный принцип осуществляется посредством закрепления основ организационно-правового статуса муниципальной службы и социально-правового статуса муниципальных служащих.
Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предусматривает их защиту от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность со стороны государственных органов и их должностных лиц, физических и юридических лиц. Данный принцип означает, что граждане, находящиеся на муниципальной службе, имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий и неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предполагает обеспечение возможностей успешного прохождения муниципальной службы, предоставление необходимых гарантий и прав, связанных с исполнением должностных обязанностей.
Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей отражает фундаментальную установку функционирования муниципальной службы, а именно ответственность ее кадров за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Согласно ст. 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Принцип внепартийности муниципальной службы призван оградить муниципальных служащих от влияния и контроля со стороны той или иной политической партии, от принуждения к членству в ней, от дискриминации по политическим признакам при поступлении на муниципальную службу и нахождении на ней. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться причиной для отказа в приеме на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться основанием для увольнения муниципального служащего. Принцип внепартийности призван не допустить подбора кадров муниципальной службы по политическим мотивам и создания в муниципальных органах политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Организация муниципальной службы в современной России должна обеспечить реализацию данных принципов и быть ориентирована на соз-дание действенном системы норм, способов, процедур, правил, стандартов, вырабатываемой и реализуемой в целях упорядочения, регулирования и координации действий субъектов управления муниципальной службой, построения и осуществления взаимосвязей между ними и муниципальными служащими.