Применение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении

В управленческой деятельности важное место занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового обеспечения стра­тегии организации. Их принято называть кадровыми технологиями.

Кадровая технология -это средство управления количественными и каче­ственными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

В системе гражданской службы развитие кадровых технологий рассма­тривается как основа совершенствования социальных механизмов управле­ния персоналом. Кадровым технологиям, сочетающим в себе управленче­ские и социальные функции, отводится роль обеспечения эффективности функционирования организации в целом и реализации ее целей и задач, что, прежде всего, означает действенное исполнение полномочий органов государственной власти и управления. Общее предназначение технологий управления персоналом — активное воздействие на кадровую среду орга­низации с целью ее оптимизации, мобилизации профессиональных ресур­сов, их развития и наиболее полного задействования, совершенствование системы внутриорганизационных отношений, способствование личност­ному развитию сотрудников организации.

В системе гражданской службы реализация технологий управления персоналом регулируется не только общегражданскими нормами, но и спе­циальным законодательством о гражданской службе и внутренними норма­тивными и административными требованиями.

Федеральный закон № 79-ФЗ, а также принятые на его основе норма­тивные правовые акты фактически определяют следующие кадровые тех­нологии, применение которых необходимо на государственной службе:

¾ открытый кадровый конкурс;

¾ аттестация;

¾ квалификационный экзамен;

¾ мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятель­ности и др.

Подбор кадров на конкурсной основе — один из основных принципов открытой кадровой политики — позволяет обеспечить штатный состав гражданской службы высокопрофессиональными кадрами.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности граж­данской службы или замещение гражданским служащим другой долж­ности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности граждан­ской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяю­щее порядок его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 фев­раля 2005 г. № 112. Конкурс не проводится:

¾при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

¾при назначении на должности гражданской службы категории «руко-водители», назначение на которые и освобождение от которых осуществля­ются Президентом РФ или Правительством РФ;

¾при заключении срочного служебного контракта;

¾при назначении гражданского служащего на иную должное и граж­данской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

¾при назначении гражданского служащего на иную должность граж­данской службы в соответствии с федеральным законом в случае сокраще­ния ранее замещаемой им должности гражданской службы; реорганизации государственного органа, изменения его структуры или ликвидации;

¾при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформирован­ном на конкурсной основе (п. 3).

Конкурс может не проводиться:

¾ при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использова­нием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню долж­ностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

¾ при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (и. 4).

Для проведения конкурса в органе государственной власти прика­зом руководителя образуется конкурсная комиссия, которая состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комис­сии. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из под­разделения по вопросам государственной службы и кадров, юридиче­ского (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители науч­ныхи образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспер­тов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспер­тов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнитель­ной власти, при котором в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также конкурсной комис­сии в органе исполнительной власти субъекта РФ, при котором в соот­ветствии с нормативным правовым актом субъекта РФ образован обще­ственный совет, наряду с лицами, названными вабзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного сонета при государствен­ном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обя-занностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодатель­ства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап.На официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения граж­данской службы, место и время приема документов, подлежащих представ­лению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведе­ния, другие информационные материалы. Объявление о приеме докумен­тов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публи­коваться в периодическом печатном издании.

Гражданин (гражданский служащий) Российской Федерации не допу­скается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификаци­онным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Россий­ской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной долж­ности гражданской службы, а также после оформления в случае необходи­мости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охра­няемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными право­выми актами Российской Федерации поступлению гражданина на граж­данскую службу, он информируется в письменной форме прсд<миителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Подразделение по вопросам государственной службы и кадров не позд­нее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообще­ние о дате, месте, времени и форме проведения второго этапа конкурса гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее — кандидаты).

Второй этап конкурса.Конкурсная комиссия оценивает профессиональ­ные качества кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основании конкурсных процедур с использованием не противоре­чащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Россий­ской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая такие формы, как индивидуальное собеседование или анкетирование, проведение групповых дискуссий, а также написание реферата или тестирование по вопросам прохождения гражданской службы, атакже связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должно­сти гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Решение о выборе конкретных конкурсных процедур принимается кон­курсной комиссией.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность госу­дарственной гражданской службы либо отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается приказ органа государственной вла­сти о назначении победителя конкурса на вакантную должность граждан­ской службы, и с ним заключается служебный контракт.

Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в семидневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официаль­ном сайте государственного органа в сети Интернет.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведе­ния конкурса и обратно, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служа­щим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ).

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество граж­данина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Существен­ными условиями служебного контракта согласно ст. 24 указанного Закона являются:

наименование замещаемой должности гражданской службы с указа­нием структурного подразделения государственного органа;

дата начала исполнения должностных обязанностей;

права и обязанности гражданского служащего, должностной регла­мент;

виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

права и обязанности представителя нанимателя;

условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за служебную деятельность в тяжелых, вред­ных и (или) опасных условиях;

режим служебного времени и времени отдыха;

условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результа­тивностью его профессиональной служебной деятельности);

виды и условия социального страхования, связанные с профессио­нальной служебной деятельностью;

нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматрива­ется ротация гражданских служащих.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

испытание при поступлении на гражданскую службу;

неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

показатели результативности профессиональной служебной деятель­ности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по согла­шению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного слу­жебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служеб­ного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Феде­рации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме и двух экзем­плярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хра­нится в его личном деле у представителя нанимателя. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заклю­чить с государственным гражданским служащим:

служебный контракт на неопределенный срок;

срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавли­вается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Испытание не устанавливается:

для беременных женщин;

для граждан, окончивших обучение в профессиональных образова­тельных организациях и образовательных организациях высшего обра­зования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохож­дения гражданской службы;

для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (совет­ники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей граждан­ской службы или упразднением государственного органа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ;

в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нани­мателя имеет право:

предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую долж­ность гражданской службы;

до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с граж­данским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание. Решение пред­ставителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суде.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает заме­щать государственную должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе растор­гнуть контракт по собственному желанию, предупредив об этом представи­теля нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Аттестация гражданских служащих осуществляется на основе ст. 48 Федерального закона №-79-ФЗ и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утверж­денного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 (далее — Положение). Она проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы Российской Федерации, повышению профессиональ­ного уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с опре­делением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государствен­ном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты груда гражданских служащих.

Аттестации согласно п. 3 Положения не подлежат гражданские слу­жащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет;

беременные женщины;

находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска);

замещающие должности гражданской службы категорий «руководи­тели» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служеб­ный контракт;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, если с указанными

гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Атте­стация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего проводится после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с п. 7 Положения для проведения аттестации граждан­ских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

- о формировании аттестационной комиссии;

- об утверждении графика проведения аттестации;

- о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии входят представитель нанимателя (или уполномоченные им гражданские служащие); представитель феде­рального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государ­ственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим орга­ном по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопро­сам, связанным с гражданской службой, без указания персональных дан­ных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнитель­ной власти, при котором в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Феде­рации» образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта РФ, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ образован общественный совет, наряду с лицами, названными вабзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государствен­ном органе для включения в состав аттестационной комиссии представля­ются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержден­ный вышестоящим руководителем. В свою очередь, кадровая служба госу­дарственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представлен­ным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестаци­онный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе пред­ставить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснитель­ную записку на отзыв непосредственного руководителя.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважитель­ных причин или отказа гражданского служащего от аттестации граждан­ский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией согласно п. 20 Положения принимается одно из следующих решений:

соответствует замещаемой должности гражданской службы;

соответствует замещаемой должности гражданской службы и реко­мендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы;

соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с п. 23 Положения в течение одного месяца после про­ведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государствен­ного органа о том, что гражданский служащий:

подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

понижается в должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Таким образом, служебная аттестация — это прохождение экзаменаци­онного этапа на профессиональную пригодность.

Квалификационный экзамен гражданского служащего. Федеральный закон № 79-ФЗ определяет порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими Российской Федерации, замещающими долж­ности гражданской службы Российской Федерации в федеральном госу­дарственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппа­ратах, а также порядок оценки знаний, навыков и умений гражданских служащих.

Статья 49 указанного Закона устанавливает, что квалификационный экзамен:

сдают гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением граждан­ских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей граждан­ской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначе­ние на которые и освобождение от которых осуществляются Правитель­ством РФ;

проводится при решении вопроса о присвоении классного чина граж­данской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвое­нии классного чина гражданской службы;

проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навы­ков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего кон­курсной или аттестационной комиссией.

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служа­щими определяется Положением о порядке сдачи квалификационного экза­мена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утверж­денным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111. В соответствие с п. 4, 5, 7 данного Положения квалификационный экзамен проводится:

при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин), первого классного чина по замещаемой должно­сти гражданской службы;

при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему оче­редного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высо­кий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему класс­ного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

В случаях, предусмотренных вышеуказанными подп. «а» и «и», квали­фикационный экзамен проводится после успешного завершения испыта­ния, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письмен­ного заявления о присвоении классного чина.

Согласно п. 8—20 вышеназванного Положения в решении представи­теля нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:

дата и время проведения квалификационного экзамена;

список гражданских служащих, которые должны сдавать квалифика­ционный экзамен;

перечень документов, необходимых для проведения квалификацион­ного экзамена.

Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его про­ведения. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экза­мена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональ­ном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с этим отзывом не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена. Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявле­ние о своем несогласии с указанным отзывом.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских слу­жащих в соответствии с требованиями должностных регламентов граж­данских служащих, со сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивиду­альное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполне­нием должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

По результатам квалификационного экзамена в отношении граждан­ского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экза­мен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

— признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комис­сии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под рас­писку. Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможно­сти присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

Результаты квалификационного экзамена направляются представи­телю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квали­фикационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификаци­онного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения дан­ного экзамена.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификацион­ного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как было отмечено выше, одной из кадровых технологий является мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятельности гражданского служащего. В период государственной службы к граждан­скому служащему применяются поощрения и награждения, являющиеся методами обеспечения качества и стимулирования труда.

Поощрения и награждения за гражданскую службу. За успешное и добросовестное исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, за продолжительную и безупречную службу, за выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения.

А. Ф. Ноздрачев понимает под поощрением меры морального и матери­ального характера, связанные с публичным признанием заслуг и оказанием общественного почета государственным служащим за успешное и добросо­вестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе[25].

К поощрениям нематериального свойства можно отнести: объявление благодарности; награждение почетной грамотой; присвоение почетного звания; награждение орденами и медалями и др.

Материальными поощрениями являются награждение ценным подар­ком и выплата единовременного денежного поощрения за исполнение слу­жебных заданий особой важности и сложности или в связи с юбилейной датой (датой органа государственного управления; датой граждан; в связи с выходом на пенсию).

За безупречную и эффективную гражданскую службу согласно ст. 55 Федерального закона № 79-ФЗ применяются следующие меры поощрения и награждения:

объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

иные виды поощрения и награждения государственного органа;

выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государ­ственную пенсию за выслугу лет;

поощрение Правительства РФ;

поощрение Президента РФ;

присвоение почетных званий Российской Федерации;

награждение знаками отличия Российской Федерации;

награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Законами и иными нормативными и правовыми актами субъекта РФ

устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта РФ.

Среди наиболее важных мотивов повышения гражданским служащим своей квалификации следует отметить наиболее часто встречающийся — стремление кновым знаниям, который может быть вызван необходимо­стью изучения нового законодательства, назначения на новую должность, изменения направления деятельности органа исполнительной власти или должностных обязанностей, подтверждения своего уровня как специали­ста и т.д.

Особое внимание в практике использования социальных механизмов управления персоналом гражданской службы необходимо уделять разви­тию технологии управления карьерой (должностным ростом) гражданских служащих. Для службы управления персоналом государственного органа именно внутриорганизационный аспект карьеры их сотрудников представ­ляет наибольший интерес, так как позволяет максимально учесть интересы конкретного гражданского служащего и наиболее эффективно использо­вать его потенциал в реализации целей и задач государственного управле­ния. Особая задача для кадровых технологий — чтобы должностной рост I ражданских служащих соответствовал бы и системным потребностям фажданской службы, и личностным ожиданиям работника государствен­ного органа, и все это базировалось бы на реализации гражданским слу­жащим своих профессиональных возможностей, опыта, личных и деловых качеств, профессиональной компетенции и т.п.

Принципы должностного роста государственных гражданских служащих

Сущностью прохождения государственной службы является продвиже­ние по службе и профессиональная карьера государственного служащего. И соответствии со ст. 60 Федерального закона № 79-ФЗ содействие долж­ностному росту гражданских служащих на конкурсной основе является приоритетным направлением формирования кадрового состава граждан­ской службы.

Под должностным ростом понимается назначение на должность гражданской службы следующего уровня иерархии.

Профессиональное развитие — углубление знаний, умений, навыков (специ­ализация), а также расширение инструментария и области служебной деятельности (транспрофессионализация).

Обеспечивает опт

Наши рекомендации