Государственной кадровой политики в современной России

В ходе реформирования государственной службы после 1991 г. в России можно выделить пять этапов:

1) 1991-1996 гг.;

2) 1997-1999 гг.;

3) 2000-2002 гг.;

4) 2002-2007 гг.;

5) 2009-2013 гг.

· Первый этап (1991—1996) характеризуется отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по под­готовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ (Росглавкадры), Российская академия государственной службы при Пре­зиденте РФ (РАГС), появились первые институты и факультеты универ­ситетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Госу­дарственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации.

В июле 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же году Указом Президента РФ был утвержден Реестр федеральных государственных должностей Россий­ской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов РФ.

Упомянутый Федеральный закон устанавливал правовые основы организации государственной службы и основы правового положения российских государственных служащих. В этом Законе впервые были юридически закреплены определения понятий государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов, определены принципы государствен­ной службы. Законом был установлен правовой статус государственных служащих, ограничения, связанные с поступлением на государствен­ную службу, правовые гарантии, ответственность государственных слу­жащих, порядок прохождения гражданами государственной службы. По своему функциональному назначению данный Закон должен был стать основным и являться базовым законодательным актом, определя­ющим правовой статус государственных служащих, и распространяю­щимся на всех государственных служащих независимо от вида государ­ственной службы.

Тем не менее, несмотря на бесспорно положительное значение указан­ного Закона, комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации окон­чательно не была сформирована. Военная и правоохранительная службы продолжали регулироваться отдельным законодательством, которое сфор­мировалось значительно ранее, развиваясь автономно.

В итоге российское законодательство о государственной службе в тот период характеризовалось хаотичностью и противоречивостью друг другу нормативных правовых актов о федеральной гражданской службе, о службе в отдельных государственных органах (органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах).

Отсутствие единой системы нормативного правового регулирования на федеральном уровне привело к тому, что в субъектах РФ складывались свои собственные подходы к правовому регулированию государствен­ной службы. Такое обстоятельство во многом объяснялось нормативной неопределенностью: рамочный закон, каким являлся Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», оставлял государственную службу субъектов РФ в их ведении, тогда как п. «к» ст. 72 Конституции РФ относит административное и трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

В результате сложилась ситуация, когда в регионах правовые основы государственной службы регулировались различными нормативными пра­вовыми актами, не согласующимися с федеральным законодательством и между собой.

Очевидно, что на этом этапе не удалось создать стройную систему госу­дарственной службы в стране. Не были четко определены новые задачи и сферы ответственности государственных служащих. Нормативные право­вые акты принимались разрозненно и не могли обеспечивать целостность и единство института государственной службы Российской Федерации, чем затрудняли реализацию уже принятых актов и вызывали необходи­мость дополнительного разъяснения по их применению.

Сложившееся состояние государственной службы не могло не сказы­ваться на эффективности работы органов государственной власти.

Второй этап (1997—1999). В сентябре 1996 г. главе государства была представлена аналитическая записка «О проблеме слабой управляемости государственными процессами», где в качестве главной проблемы выде­лялась необходимость подготовки концепции нового правового порядка в государственном управлении. В этот период было подготовлено 12 вари­антов концепции административной реформы. Впервые были проанали­зированы системные недостатки существующей государственной службы и определены основные направления реформы — повысить профессиона­лизм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.

В 1997—1999 гг. происходит разработка и принятие нормативных пра­вовых актов, касающихся денежного содержания федеральных государ­ственных служащих, дополнительных мер по подготовке государствен­ных служащих, определения периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определению мер по организации проверки сведе­ний, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации впорядке назначения на государственные долж­ности федеральной государственной службы, порядка ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной госу­дарственной службы, и других вопросов.

Третий этап (2000—2002). Одним из значимых решений было утверж­дение Президентом РФ 15 августа 2001 г. Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы

В. В. Путина как кандидата в Президенты РФ. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант ее реформирования (кадровые преоб­разования с акцентом на развитие образовательных программ для государ­ственных служащих).

Четвертый этап (2002—2007). Этот период ознаменован принятием ряда важных документов. Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)», реализация которой осу­ществлялась в 2003—2005 гг. Позже срок действия Программы был прод­лен до 2007 г.

Цель данной Программы — повышение эффективности государствен­ной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государ­ственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

Для достижения этой цели в Программе были поставлены следующие задачи:

— создание условий для оптимального организационно-правового обе­спечения государственной службы;

— определение обязанностей, полномочий и мер ответственности госу­дарственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;

— внедрение новых методов планирования, финансирования, стимули­рования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;

— обеспечение открытости государственной службы в интересах раз­вития гражданского общества и укрепления государства;

— применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной дея­тельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;

— реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

— внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интере­сов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;

— создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязан­ностей;

— обеспечение развития системы управления государственной служ­бой.

В 2003 и 2004 гг. были приняты федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, которые заложили основы становления государственной граж­данской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы. Однако ряд направлений реформирования госу­дарственной службы остался нереализованным, в том числе положения вышеназванной Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой. Как отме­чалось ранее, в законодательной сфере в настоящее время необходимо при­нятие федеральных законов о правоохранительной службе, о медицинском страховании государственных служащих, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей и др. Все эти проблемы, как предполагается, должна была решить новая федеральная программа.

Пятый этап (2009 — 2013). Цель новой Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Рос­сийской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденной Указом Прези­дента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, — создание целостной системы госу­дарственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Таким образом, в ходе реформирования государственной службы Рос­сийской Федерации укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности ее для граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамках демократических законов.

Новыми принципами взаимоотношений между государством и обще­ством становятся:

— профессионализм и компетентность;

— карьерный рост и профессиональное развитие государственных слу­жащих;

— гарантии и стабильность.

Наши рекомендации