Системные основы государственной службы российской федерации

В результате изучения материала данной главы обучающийся должен:

знать

• сущность системы государственной службы;

• правовое оформление, особые признаки и специальный правовой статус видов государственной службы в России;

уметь

• выявлять критерии классификации видов государственной службы;

• анализировать каждый вид государственной службы: организацию, прохож­дение и прекращение;

владеть

• технологией правового регулирования государственной гражданской службы;

• способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной инфор­мации.

4.1. Система государственной службы Российской Федерации

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной дея­тельности.

Под видами государственной службы понимается ее специализация, которая зависит от уровня и функций соответствующих государственных органов.

Федеральным законом № 58-ФЗ закреплено положение о том, что система государственной службы Российской Федерации включает:

1) гражданскую службу;

2) военную службу;

3) правоохранительную службу.

Установлено также разделение гражданской службы Российской Федера­ции с учетом принципа федеративного устройства государства на:

— федеральную гражданскую службу;

— гражданскую службу субъекта РФ (ст. 2).

Таким образом, налицо три вида федеральной государственной службы (военная, правоохранительная и федеральная гражданская) и один вид госу­дарственной службы субъектов РФ (гражданская служба субъекта РФ).

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Фе­дерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, заме­щающих государственные должности РФ (ст. 4 Федерального закона № 58-ФЗ).

Статья 5 Федерального закона № 58-ФЗ определяет понятия: «государ­ственная гражданская служба», «федеральная государственная граждан­ская служба» и «государственная гражданская служба субъекта Россий­ской Федерации».

Государственная гражданская служба (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению ис­полнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба (далее — федеральная гражданская служба) — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государ­ственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта РФ (далее — гражданская служба субъекта РФ) — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъек­та РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Федеральный закон № 58-ФЗ в ст. 6 и 7 содержит определение также военной и правоохранительной службы (см. подробнее об этом параграфы 4.2 и 4.3).

Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы находятся в веде­нии Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация, как отмечалось ранее, — в ведении субъ­екта РФ.

Таким образом, каждый вид государственной службы имеет свое пра­вовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом № 58-ФЗ, в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.

В качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Отсюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

Виды государственной службы можно классифицироватьтакже на основании критерия, связанного с организационно-правовыми фор­мами федеральных органов исполнительной власти. Например, федераль­ная государственная служба может классифицироваться наследующие подвиды: служба в федеральном министерстве и его территориальных органах, федеральной службе, федеральном агентстве и иных федераль­ных органах исполнительной власти. Следует отметить, что здесь могут встречаться в зависимости от юридического статуса того или иного федерального органа исполнительной власти как гражданская служба (например, в системе Минобрнауки и Минздрава России), так и воен­ная служба (в системе Минобороны России, ФСБ России, внутренних войсках МВД России), и правоохранительная (в системе МВД России, ФСИН и ФСКН России).

Таким образом, Федеральный закон № 58-ФЗ закрепил новую систему государственной службы России, состоящую из двух уровней — федерального и уровня субъекта РФ.

4.2. Военная служба Российской Федерации

Военная служба Российской Федерации — вид федеральной государствен­ной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6 Федерального закона № 58-ФЗ).

Функции по обеспечению обороны и безопасности являются одними из важнейших государственных функций.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, специальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства от реальных угроз.

Организация военной службы — комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обяза­тельную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохож­дение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Прохождение военной службы осуществляется в соответствии с Консти­туцией РФ, Законом о воинской обязанности и военной службе, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с между­народными договорами Российской Федерации в указанной области. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с воен­ной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соот­ветствии с вышеуказанным Законом, другими федеральными законами и вышеупомянутым Положением определяется служебно-правовое поло­жение военнослужащих.

Закон о воинской обязанности и военной службе устанавливает два порядка прохождения военной службы — по призыву (в обязательном порядке) и по контракту (в добровольном порядке) (п. 2 ст. 2). Прохожде­ние военной службы осуществляется:

— солдатами, матросами, сержантами, старшинами — по призыву или по контракту;

— прапорщиками и мичманами — по контракту;

— офицерами — по призыву или по контракту.

При этом на граждан Российской Федерации распространяются две формы прохождения военной службы (сначала — по призыву, затем — по контракту), а иностранные граждане могут проходить военную службу только по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению сол­датами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Согласно указанному Закону призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоя­щие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессиональ­ного образования, до заключения контракта имеют статус военнослужа­щих, проходящих военную службу по призыву.

Согласно п.1 ст. 38 срок военной службы для военнослужащих, прохо­дящих военную службу по призыву или по контракту, устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и при­званных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнос­лужащих, указанных в подп. «в» данного пункта, — 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и при­званных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подп. «в» данного пункта, — 18 месяцев:

в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направ­лениям подготовки (специальностям) негосударственные образователь­ные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призван­ных на военную службу до 1 января 2008 г., — 24 месяца;

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., — 12 месяцев;

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

В срок военной службы не засчитывается время:

— пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

— отбывания ареста осужденным военнослужащим;

— отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

— самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

В Вооруженных Силах РФ основную часть личного состава составляют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (далее — воен­нослужащие-контрактники). Это офицеры, прапорщики, мичманы и другие специалисты, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Поступать в военные учреждения профессионального образования имеют право граждане, не проходившие военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет; прошедшие или проходящие военную службу по призыву, — в воз­расте до 24 лет. Они должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не проходившие военную службу и не достигшие 18 лет, при­обретают статус военнослужащих-срочников.

Для военнослужащих-контрактников срок службы указывается в кон­тракте о прохождении военной службы. В контракте закрепляются также добровольность поступления на военную службу и условия контракта. Нормативными правовыми актами определены требования, предъявляе­мые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Первый контракт о прохождении военной службы согласно п. 3 ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе заключается:

— с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на три года, а с иностранным граждани­ном, поступающим на такую должность, — на пять лет;

— с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую долж­ность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на пять лет;

— с военнослужащим, обучающимся в военном учреждении профессио­нального образования, — на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;

— с гражданином, прошедшим обучение по программе военной под­готовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного образо­вательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — на три года или пять лет.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе); кроме того, на время обучения в военном учреждении профессионального образования и пять лет после его окончания (п. 5 указанной выше статьи).

Для замещения воинских должностей офицерами и прапорщиками (мичманами), а также гражданами, прошедшими и не прошедшими службу по призыву, установлены следующие требования'.

а) по уровню образования:

— на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание офицера, кандидат должен иметь высшее или среднее профес­сиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

— на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание прапорщика (мичмана), иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специ­альности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

— на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание офицера, иметь опыт не менее'.

одного года прохождения военной службы но родственной военно-учет­ной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

— на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание прапорщика (мичмана), иметь опыт не менее одного года про­хождения военной службы по родственной военно-учетной специально­сти — для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной спе­циальности — для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

в) по уровню физической подготовки:

— выполнять не ниже оценки «удовлетворительно» соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физи­ческих качеств (быстроты, выносливости и силы).

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Феде­рации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психо­логическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мич­манов) запаса.

Таким образом, характер требований, установленных к гражданам для замещения воинских должностей, отличается от требований, установлен­ных для замещения должностей гражданской службы. Военнослужащие, кроме определенного уровня образования и профессиональной подготовки (стажа службы по специальности, опыта работы по родственной военно­учетной специальности), должны иметь необходимый уровень физической подготовки, а также соответствовать определенным требованиям, обуслов­ленным спецификой и условиями военной службы.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части. До принятия Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении чрезвычайного положе­ния и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Согласно ст. 42 Закона о воинской обязанности и военной службе воен­нослужащий проходит военную службу на воинской должности. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

В соответствии со ст. 46 указанного Закона в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются сле­дующие составы военнослужащих и воинские звания (см. табл. 4.1).

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

— высших офицеров — Президентом РФ;

— до полковника или капитана 1-го ранга включительно — должност­ными лицами в соответствии с ранее упомянутым Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Статья 49 Закона о воинской обязанности и военной службе устанавли­вает предельный возраст пребывания на военной службе:

— маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лег;

— генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адми­рала — 55 лет;

— полковника, капитана 1-го ранга — 50 лет;

— военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лег.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнос­лужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предель­ного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе — в отставку.

Статус военнослужащих установлен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Закон о статусе военнослу­жащих) и Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Закон о воинской обязанности и военной службе).

Таблица 4.1

Составы военнослужащих и воинские звания

Составы военнослужащих Воинские звания
Войсковые Корабельные
Солдаты, матросы, сержанты, старшины Ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина Старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный
Прапорщики, мичманы Прапорщик, старший прапорщик Мичман, старший мичман
Офицеры
Младшие офицеры Младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан Младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант
Старшие офицеры Майор, подполковник, полковник Капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1 -го ранга
Высшие офицеры Генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота
Маршал Российской Федерации

Правовое положение (статус) военнослужащих — совокупность прав, сво­бод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.

Правовое положение военнослужащих в определенной мере отличается от правового положения государственных гражданских служащих. Это отличие обусловлено, прежде всего, функционально-целевым предназна­чением и условиями военной службы. Долг военнослужащего — быть воо­руженным защитником Отечества, обеспечивать оборону и безопасность государства. Профессиональная служебная деятельность военнослужащих постоянно связана не только с критическими (физическими и психологи­ческими нагрузками, но и с реальным риском для жизни и здоровья, осо­бенно при ведении боевых действий.

Права и обязанности военнослужащих, возникающие в связи с прохож­дением военной службы, в основном такие же, как и у государственных гражданских служащих. Однако права и обязанности военнослужащих пока не приведены в определенную систему, изложены как в федеральных законах, так и в общевоинских уставах и различных подзаконных актах. К тому же содержание некоторых прав и обязанностей военнослужащих не в полной мере совпадает с содержанием аналогичных прав и обязанно­стей государственных гражданских служащих.

Например, в ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено право государственного гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и услови­ями последовательного должностного роста. В Вооруженных Силах РФ таким правом обладают только военнослужащие-контрактники, г.е. про­фессионалы. Право военнослужащих на отдых, предусмотренное ст. 11 Закона о статусе военнослужащих, реализуется с учетом многих обсто­ятельств.

Право военнослужащих на должностной рост на конкурсной основе реализуется лишь при замещении воинских должностей, перечень которых ограничен.

Нормативными правовыми актами по вопросам военной службы не предусмотрено право военнослужащих выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, тогда как такое право теперь предоставлено государственным гражданским служащим Федеральным законом № 79-ФЗ.

Характер общих обязанностей военнослужащих вытекает из существа военной службы:

— быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Россий­скую Федерацию;

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федера­ции, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять при­казы командиров;

— дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товарище­ством;

— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статьей 37 Закона о воинской обязанности и военной службе точно определяются случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. Это узаконение имеет важное значение при решении всех вопросов прохождения военной службы и ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что же касается обязанностей военнослужащих, связанных с прохожде­нием службы, то они в основном аналогичны обязанностям государствен­ных гражданских служащих, изложенным в ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ограничения и запреты, указанные в ст. 16 и 17 этого Закона, также ана­логичны тем, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами по вопросам военной службы.

Военнослужащему запрещается обсуждать и критиковать при­казы командиров (начальников); участвовать в забастовках; отказываться от выполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанно­стей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при воору­женных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статус военнослужащих, проходящих службу на территориях других государств, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вопросы денежного довольствия военнослужащих регулируются Феде­ральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Кроме того, ряд мер, направленных на совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих и усиление их социальной защищенности, определен:

— указами Президента РФ (например, Указом от 21 января 2012 г. № 100 «О проведении в Вооруженных Силах Российской Федерации экс­перимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, про­ходящих военную службу по призыву»);

— постановлениями Правительства РФ (например, постановлением от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержа­ния военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»;

— приказами министра обороны РФ и руководителей других федераль­ных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (например, Порядок обеспечения денежным довольствием воен­нослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденный приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом № 306-ФЗ с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия воен­нослужащих. Данный Федеральный закон устанавливает денежное доволь­ствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительностью военной службы, выполняемых задач, а также усло­вий и порядка прохождения ими военной службы. Предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с воинским зва­нием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должно­стью, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) по решению Правительства РФ. В частности, военнослужащему, проходящему военную службу по при­зыву, устанавливаются следующие ежемесячные надбавки:

— за классную квалификацию (квалификационную категорию, квали­фикационный класс);

— за особые условия военной службы;

— за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;

— за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, уста­навливаются в том числе:

— ежемесячная надбавка за выслугу лет;

— ежемесячная надбавка за классную квалификацию;

— ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

— ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;

— ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связан­ных с риском для жизни и здоровья в мирное время;

— ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;

— премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

— ежегодная материальная помощь;

— повышающие коэффициенты или надбавки к денежному доволь­ствию отдельным категориям военнослужащих.

Со дня вступления в силу указанного Федерального закона законода­тельные и иные нормативные правовые акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат при­меняются в части, ему не противоречащей. Законодательные и иные нор­мативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на тер­ритории России в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Наряду с рассмотренным порядком денежного довольствия для военнос­лужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы, феде­ральными законами установлены социальные гарантии и компенсации.

Согласно ст. м «закона о статусе военнослужащих продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

— организация питания по месту военной службы, месту прохождения военных сборов — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, и отдельных катего­рий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, пере­чень которых утверждается Правительством РФ;

— выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правитель­ством РФ;

— выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, про­ходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути сле­дования, в местах использования установленных законодательством Рос­сийской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспе­чиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанав­ливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Прави­тельством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предме­тов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавли­ваемым Правительством РФ.

Законом о статусе военнослужащих определен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Согласно ст. 15 этого Закона военнослужащим — гражданам, проходя­щим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уче­том права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые поме­щения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежа­щих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.(за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образова­тельных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их имен на первые пять лег военной службы предостав­ляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обе­спечиваются:

— военнослужащие, назначенные на воинские должности после полу­чения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

— офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу но контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по кон­тракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установ­ленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помеще­ниями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая вре­мени обучения в военных профессиональных образовательных организа­циях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного воз­раста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями приобщей продолжитель­ности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помеще­ния, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно опреде­ляются Правительством РФ. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают слу­жебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законода­тельством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны России (иным федеральным органом испол­нительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена воен­ная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном д<

Наши рекомендации