Южноаравийские государства в древности
Политическая история. На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее — Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее — Хадрамаут со столицей Шабва.
Возникновение древнейеменских государств относится к IX—-VIII вв. до н. э. В VI—V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III—I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.
Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.
В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).
Экономика. Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки — пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.
Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.
Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив — с побережьем Восточной Африки.
В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них — изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных" ветров — муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор — изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий — постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.
Общественный и политический строй Южной Аравии. В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.
Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.
Главное средство производства — земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.
Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.
Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.
Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.
Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние — на более мелкие, а они, в свою очередь,— на отдельные роды. Племена управлялись вождями — кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.
Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе — на 7 лет, в Ка-табаке — на 2 года и т. д.) эпонимов — важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.
Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III—II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.
Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»— царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.
Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.
Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в СОСТЭЕ определенной территориальной единицы.
Культура Древней Аравии
Важным достижением древнеаравийской цивилизации было создание алфавитной системы письма, отличающейся четкостью шрифта и геометрическим характером знаков, число которых равнялось 29. Писали справа налево или способом «бустрофедон» (букв, «поворот быка», т. е. чередуя направления); письмо была двух видов: «монументальное» и «курсивное». Согласно наиболее распространенным гипотезам, южноаравийские алфавиты происходят либо от финикийского, либо от протосинайского (названного так пс надписям, найденным на Синае) алфавитов. Жители Северо-Западной Аравии — набатеи — в середине I тысячелетия до н. э. тоже создали алфавитное письмо, имевшее своим прототипом арамейский, восходящий к финикийскому, алфавит. Значительным достижением является создание монументальной архитектуры. Исследованные археологами развалины древних городов: Мариба, Тимны, Шабвы, Карнаву — показывают, что города строились в форме прямоугольника, их обносили
стенами, сложенными из тщательно притесанных каменных глыб и достигавшими 10—12 м в высоту, защищали мощными квадратными башнями. Обнаружены руины многочисленных храмов, из них наиболее интересен овальный (350 м в окружности) храм бога луны Алмакаха близ развалин Мариба. Поражал воображение город Петра, расположившийся в скалистой впадине и своими постройками внедрявшийся в скалы.
Получила развитие скульптура, материалом для которой служили алебастр, бронза, глина. Каменные скульптурные изображения человека, особенно его лица, обычно схематизированы и подчиняются строго закрепленному канону. Бронзовые и золотые фигурки животных (быков, верблюдов, лошадей) и людей (например, воинов) отличаются динамикой и выразительностью.
Интересно и искусство росписи, существовавшее с древнейших времен (наскальные изображения). Особенно широко роспись применялась при изготовлении керамики. Преобладающим был геометрический орнамент (зигзаги, полосы, волнистые линии). Делали полихромные фрески.
Религия населения Аравийского полуострова носила политеистический характер. Во II тысячелетии до н. э. в Южной Аравии главным богом был Астар, в дальнейшем почитавшийся как верховное божество у сабеев. Со временем у племен Южной Аравии большую роль стал играть бог луны, называвшийся у сабеев Алмакахом. Богу луны был посвящен бык, фигурки которого с углублениями для стока жертвенной крови часто встречаются в его святилищах. Почитались также небо, солнце, ряд планет.
Верховным божеством набатеев был Душара («владыка горной цепи, страны») — бог, творец мира, громовержец, бог войны, покровитель царской власти, воскресающий и умирающий бог природы и плодородия. Наряду с Душарой набатеи почитали божество, именуемое Илаху, или Аллаху (т. е. просто «бог»), которое, вероятно, тоже имело функции верховного божества.
Наряду с мужскими почитались и женские божества: супруги богов и их женские ипостаси, например: богиня ал-Лат, женская ипостась Аллаху, которая считалась «матерью богов», Мануту — богиня судьбы и охранительница погребений. СОЙКЭ обнаружила в Хадрамауте храмы двух женских божеств. Обычно женские божества занимали подчиненное положение в аравийском пантеоне и именовались «дочерьми бога».
В Южной Аравии в городах сооружались многочисленные храмы, посвященные одному или нескольким богам. Для Северной Аравии более типичны не храмы, а так называемые высоты: святилища на холмах, скалах, возвышенностях под открытым небом, где находились культовые помещения, ниши для изображений богов, алтари и «бетэли» {«дома богов»), представлявшие собой камни пирамидальной и конической формы, считавшиеся воплощением и жилищем бога. Иногда на них имелось изображение божества, но вообще для древних религий Аравии не характерно наличие культовых изображений.
Служение богам осуществлялось жреческими родами. В Южной Аравии главные жреческие функции выполнялись эпонимами и мукаррибами. Из эпонимных родов выходили и жрицы, связанные с культами орошения и плодородия, служившие «дочерям бога».
Древнеарабская политеистическая религия просуществовала вплоть до ислама. Кроме того, контакты Аравии с ближневосточными соседями и греко-римским, а затем и византийским миром привели к проникновению сюда в первых веках нашей эры иудаизма, а со II—V вв.— к распространению христианства, в том числе и в форме различных ересей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II
По своему географическому положению Передняя Азия была связующим звеном огромного Евразийского континента, куда сходились пути со всех концов тогдашнего цивилизованного мира. Через Малую Азию обеспечивалась связь с Балканским полуостровом; через Кавказ — со степями Юго-Восточной Европы; на Восточном Средиземноморье пересекались дороги из Египта и северо-востока Африки, из глубин Аравийского полуострова и Месопотамии; подходили морские суда со всего Средиземноморья. Через горные перевалы Загроса, страну эламитов и Персидский залив открывались просторы Иранского нагорья вплоть до далекой Индии,
Исключительно выгодное географическое расположение Передней Азии дополнялось богатыми природными ресурсами, в том числе полезными ископаемыми. Обилие солнца и воды, необычайное плодородие почвы в аллювиальной долине Месопотамии приносили самые большие в древности урожаи; богатая фауна и флора, в частности многие виды злаковых растений и диких пород скота, пригодных для приручения, запасы металлов — меди, серебра в юго-восточной части Малой Азии и Северной Сирии, удобные пути торговли и передвижения в виде великих рек Тигра и особенно Евфрата создали именно в Передней Азии благоприятные условия для жизни человека и бурного развития производства, общественных отношений и культуры. Неудивительно, что именно Передняя Азия стала одним из основных центров формирования человеческой цивилизации. Наиболее благоприятные условия для развития человеческого общества в VII—V тысячелетиях до н. э. сложились в Месопотамии, сначала в ее северной части, где возникли развитые неолитические культуры Хассуна и Ха-лаф, затем центр тяжести сместился в Южную Месопотамию, где сформировалась одна из древнейших цивилизаций — Шумерская.
Развитие городов-государств Шумера, а затем и других классовых обществ и государственных образований Месопотамии определялось успехами поливного земледелия и постепенного создания мощной ирригационной системы, которая обеспечивала благоприятный водный режим, высокие урожаи, а стало быть, большой объем прибавочного продукта— основы существования господствующего класса, сильной армии и довольно развитого бюрократического аппарата.
В течение III тысячелетия до н. э. Месопотамия наряду с Египтом была самой высокоразвитой областью тогдашнего мира. В Месопотамии существовали многочисленные города с разнообразными ремеслами, сложными общественными отношениями, сформировалась оригинальная и высокая культура. Напряженные внутренние социальные конфликты, необходимость в создании общегосударственной системы ирригации, борьба с нападавшими соседними племенами привели к появлению централизованного деспотического государства сначала во главе с династией Саргона Аккадского, а затем с III династией Ура. Высокий уровень социально-экономического и политического развития в Месопотамии III тысячелетия до н. э. оказал большое стимулирующее воздействие на ход исторического развития других районов Передней Азии и прежде всего племенного мира Малой Азии и населения Восточного Средиземноморья.
Рабовладельческие общества Малой Азии и Восточного Средиземноморья сложились позднее, чем в Месопотамии и Египте, и в значительной степени под их влиянием. Замедленные темпы развития во многом были связаны с ограниченным прибавочным продуктом земледелия, использовавшего для орошения небольшие речки или вообще рассчитанного на дождевые осадки. В Малой Азии небольшие города-государстза появляются лишь в начале II тысячелетия до н. э. В результате их объединения в XVIII в. до н. э. складывается Древнехеттское царство. В XIV— XIII вв. до н. э. Хеттское государство достигает вершины могущества, наносит поражение Египту и простирает сеои владения до Палестины на юге. Однако представляя собой военно-политическое объединение областей, лишенных внутреннего экономического единства, Хеттское государство в конце XIII в. до н. э. распадается под ударами «народов моря» и Ассирии.
В Восточном Средиземноморье небольшие города-государства возникают в III— начале II тысячелетия до н. э. в земледельческих оазисах и пунктах оживленной торговли на морском берегу (Эбла, Библ, Угарит, Алалах). При этом в северных областях большое значение имели торговля и культурные связи с Малой Азией: Месопотамией, на юге и побережье — с Египтом. Со стороны степей неоднократно происходили вторжения скотоводческих племен, которые, как к в Месопотамии, быстро смешивались с оседлым населением и усваивали его культуру. Таков был в XVIII —XVII вв. до н. э. гиксосский союз, вскоре распространивший свою власть на Египет. Однако объединения, подобные ему, были непрочными. Основное развитие шло в небольших государствах, типичным примером которых является Угарит. За господство над этими небольшими владениями развертывается ожесточенная борьба между Египтом и хеттами; позднее в эту борьбу активно включается и Ассирия.
Особенности внутреннего развития основных государств Передней Азии и международной обстановки в конце II и начале I тысячелетий до н. э. привели к ослаблению и распаду крупных государственных образований типа Вавилонского царства, Хеттской державы, Ассирийского государства. Для конца II и особенно первой трети I тысячелетия до н. э. для всей Передней Азии характерно развитие городов, международной торговли, повышение роли купечества. Торговые города Финикии охватывают своими торговыми операциями весь бассейн Средиземного моря и даже выходят за его пределы. В этих городах развиваются специализированные ремесленные производства, работающие на экспорт. Торговля идет рука об руку с пиратством, похищаются и продаются в рабство свободные люди, рабы трудятся в ремесленных мастерских. Крупные торговцы и рабовладельцы ограничивают влияние царской власти, и в городах Финикии сильны олигархические тенденции. Из финикийских колоний в Северной Африке выделился Карфаген, который в VIII—V вв. до н. э. превратился в самостоятельное рабовладельческое государство. В значительной мере с развитием международной торговли связан и расцвет юродов-государств на юге Аравийского полуострова, где с конца II тысячелетия до н. э. формировалось классовое общество в среде оседлых племен, занимавшихся поливным земледелием. Повсюду мелкие государства получают дополнительные стимулы для развития с вхождением в широкую систему торговых, политических и культурных связей, объединявших страны Древнего Востока.
Ярким проявлением этих тенденций было создание крупных держав — мировых монархий, охватывавших большую часть тогдашнего цивилизованного мира. Первой из таких держав была Ассирия. В VIII—VII вв. до н. э. она захватывает всю Переднюю Азию и Египет и превращается в могущественную военную империю. Однако одностороннее развитие хозяйства за счет беспощадного грабежа соседей, а также неоправданные жестокости и разрушения, чинимые ассирийцами, во многом предопределили поражение Ассирии в конце VII в до н. э. в борьбе с молодым Мидийским царством, выступившим в союзе с Вавилоном. После кратковременного расцвета Мидии и Нововавилонского царства они, в свою очередь, пали под ударами Персии. В рамках огромной Персидской империи, простиравшейся от берегов Эгейского моря на западе до реки Инд на востоке, было впервые достигнуто насильственное политическое объединение большей части древневосточного мира.
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ
Древняя Месопотамия
Датировка исторических событий до конца III тысячелетия до н. э. предположительная, со времени правления вавилонского царя Хаммурапи некоторые события могут быть датированы по годам. Все даты до нашей эры.
VII — V тысячелетия — неолитические культуры Северной Месопотамии: Джармо, Хассуна, Халаф.
Последняя треть V — первая половина IV тысячелетия — Убейдская культура, начало разложения родовых отношений.
Вторая половина IV тысячелетия — Культура Урука. Формирование основ шумерской цивилизации. Социальная дифференциация и возникновение первых государств. Появление пиктографического письма.
Конец IV — начало III тысячелетия — Культура Джемцет-Наср.
Первая половина XXVIII —XXIV вв.—Раннединастический период. Образование шумерских городов-государств. Создание клинописи.
XXIV—XXII вв.— Месопотамия под властью Аккада. Правление династии Саргонидов.
Конец XXII — XXI вв.— Объединение Шумера и Аккада под властью III династии Ура.
1894—1595 гг.— Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства. 1792—1750 гг.— Правление царя Хамму-рапи. Составление законов.
1595—1155 гг.— Правление касситской династии в Вавилонии.
XVI—XIV вв.— Расцвет государства Митанни.
XX—XVI вв.— Староассирийский период в истории Ассирии.
XV—XI вв.— Среднеассирийский период.
XV—XIV вв.— Составление сборника ассирийских законов.
X—VII вв.— Новоассирийский период. Создание великой державы.
745—727 гг.— Правление Тиглатпаласа-ра III. Реорганизация ассирийской армии.
681 — 669 гг.— Правление Асархаддона. Покорение Египта. Расцвет Ассирийской державы.
669—627 гг.— Правление Ашшурбанапала. Составление ниневийской библиотеки.
612 г.— Падение столицы Ассирии Ниневии.
626—539 гг.— Возвышение Вавилона. Нововавилонская держава.
605—562 гг.— Правление Навуходоносора II.
539 г.— Захват Вавилона персидским царем Киром. Падение Нововавилонской державы.
Малая Азия
Вторая половина VII — первая половина VI тысячелетия — Неолитическая культура Чатал-Хуюка.
XX—XVIII вв.— Торговые колонии в восточной
части Малой Азии. XVIII — XVI вв.— Древнехеттское царство.
Конец XVI в.— Правление Телепина, указ о престолонаследии.
XV в.— Ослабление Хеттского царства. XIV — XIII вв.— Новохеттское царство. Создание великой державы.
1280 г.— Мирный договор между Египтом и хеттами. Начало XII в.— Вторжение «народов моря» и распад Хеттской державы.
X—VIII вв.— Расцвет Фригийского царства. VII—VI вв.— Расцвет Лидийского царства.
547 г.— Борьба Креза с персидским царем Киром и захват Лидии персами.
Закавказье
XIII в.— Первые сведения о племенах урартов в ассирийских источниках. IX в.— Возникновение государства Урарту с центром в городе Тушпе. 786—764 гг.— Правление Аргишти I — расцвет политического могущества Урарту.
Около 590 г.— Падение государства Урарту.
IV в.— Образование древнеармянского царства при династии Ервандидов.
IV-—III вв.— Образование древнегрузинского царства Иберия со столицей в городе Мцхета.
IV — III вв.— Образование первых государств Кавказской Албании.