Генезис государства от древности к современности

Первые в истории человечества политико-территориальные образования (царства),

возглавляемые единоличными правителями, обладавшими достаточно широкими властны-

ми полномочиями, возникли в передней Азии и северо-восточном Египте (VI –V тыс. до н. э.).

Государственность Древнего Востока, как правило, олицетворяется с деспотией.

Следует отметить, что наше восприятие данной формы правления зачастую грешит тен-

денциозностью, берущей начало с античных времен. «Высокомерное представление гре-

ков, – писал Г. Еллинек, – о рабском состоянии восточных народов, отражающееся и в но-

вейших воззрениях, является значительно преувеличенным, – оно основано на том, что

для греков свобода была тождественна с участием в управлении власти»1. На самом же

деле у вавилонян, ассирийцев, шумеров, египтян и т.д. право индивида не было направ-

лено по отношению к властителю, оно отсылало к другим членам общества, так как со-

словия и касты давали основания на занятие определенных публичных должностей.

На Востоке многие «покоренные государства... привлекались только к платежу да-

ни и несению военной службы»2, вследствие чего в крупных монархиях появлялось внут-

реннее расчленение населения, благодаря которому однородность всего союза представ-

лялась гораздо менее значительной, чем в современном централизованном унитарном

государстве.

Чаще всего единоличная власть была теократична, т.к. «властитель являлся пред-

ставителем божественной силы»3 и олицетворением богоподобной воли.

Вместе с тем Древний Восток знал и республиканские города Финикии.

Эллинское государство выступает прямым антиподом древневосточному. Оно ха-

рактеризуется полным отрицанием монархического принципа, где царская власть – всего

лишь синоним тирании4.

«Особенностью греческого государства, – пишет Г. Еллинек, – служит... то, что во

всех его формах оно является в качестве своего первого и существенного признака, внут-

ренне единым»5, но в то же время основанным на плюралистической модели организа-

ции публичной власти.

1 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 187.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. С. 195.

5 Там же. С. 194.

Глава 6. Историческая эволюция государства

149

Участие в управлении государством есть существо гражданина, отличающее эл-

лина от варвара. Именно этим и обуславливается отсутствие общего божественного зако-

на, так как религия представляет собой «утилитарную подругу»1 полиса. Поэтому там,

где отсутствует сакральный идеал государя, питаемый народной верой, исчезает и мо-

нархическое правление. Таким образом, следует постулировать первичность правосозна-

ния в данном вопросе, ибо у греков оно носило преимущественно республиканский ха-

рактер и рассматривало свободу как естественно правовую категорию, не подлежащую

ограничению. Это выразилось в особой характеристике власти, где «различие между от-

ношением античного и современного индивида к государству заключается с юридиче-

ской стороны только в том, что свобода последнего в пределах закона прямо признается

государством, между тем как у греков она представлялась настолько сама собой очевид-

ной, что никогда не нашла своего выражения в законодательстве»2. Примером этому яв-

ляется Афинская демократическая республика (V–IV вв. до н.э.). Система государствен-

ных __________органов этого полиса состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных

должностных лиц (путем голосования или жеребьевки), суда присяжных, ареопага (выс-

шего судебного и политического органа).

Римское государство явило эталонный образец абсолютизма, который достиг сво-

его наивысшего расцвета в Византийскую эпоху. «В мировой римской империи впервые

на Западе государственная власть воплотилась в одном лице с такою силою и полнотою,

что в позднейшие времена концентрация княжеской власти всегда совершалась под

влиянием представлений о власти римского императора»3.

Власть императоров возникла не на пустом месте. Корни ее лежали в существенном

различии греческой и римской культур, отличающихся отношениями держателя отече-

ской власти к своему семейству. Римская семья была организована как монолитная патри-

архальная единица, где «pater familias» имел над ее членами пожизненную политическую

власть, а посему и само государство выросло, по народным преданиям, из союза объеди-

ненных в gentes семейств, следовательно «семья... является продолжающейся в государстве

первоначальной политической организацией»4. Императорская монархия даровала своим

подданным широкие гражданские права и политическое бесправие одновременно, при

этом построив отточенную систему бюрократического механизма сверху донизу.

Рассматривая средневековое государство, Г. Еллинек отмечал, что оно характеризу-

ется отсутствием единой государственности и приматом духовной власти над светской5.

Так, по мнению французского историка Шарля Пти-Дютайи, Капетингская держава в IX

веке находилась в состоянии полной анархии. Все стремилось к бесконечному разнообра-

зию: язык, нравы, частное право. Шесть веков грандиозных передвижений народов прямо

или косвенно разрушили единство Галлии римских времен. Кроме того, великим препят-

ствием, затрудняющим поддержание могущества монархии, было как раз то обстоятельст-

во, что везде во Франции существовали бесчисленные количества маленьких ленов, алло-

дов, княжеств, герцогств и графств, обычно более могущественных, чем королевский род.

К таковым относились сеньоры Каталонии и Руссильона, Лангедока, Тулузской области,

Гаскони, Пуату, вассалы центрального массива, группировавшиеся по большей части во-

круг графов Барселоны, Тулузы и герцогов Гасконскони или Аквитании, которые, имея

столицу в Пуатье, титуловались «герцогами всей Аквитанской монархии» и сеньорами об-

ластей Берри, Бурбане и Аверни, вплоть до прибрежья Вандеи и Сентонжа.

1 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 194.

2 Там же.

3 Там же. С. 205.

4 Там же.

5 Там же. С. 210–211.

Общая теория государства

150

Таким образом, от Пиренеев до самой Фландрии образовалось кольцо крупных

независимых владений вокруг Парижа и Орлеана, пределами которых была ограничена

королевская власть. Французскому монарху приходилось считаться и с менее могущест-

венными соседями, не раз угрожавшими его безопасности. Это были графы Амьена, Вер-

мандуа, Суассона, Корбейля, Милена, Санса и т.д. Их земли еще более сокращали терри-

торию, составлявшую королевский домен, и часто вклинивались в нее1.

Суверенитет Капетингкской династии распространялся лишь на земли, в которых

государи самостоятельно пользовались правами баронов – независимых сеньоров – и

прежде всего правом суда, дававшим возможность постоянного вмешательства в общест-

венные дела и представлявшим реальную власть. Причем необходимо оговориться, что

отдельные части домена представляли собой нечто разобщенное, разбросанное, несвя-

занное друг с другом. Часто это личные владения, приносящие доходы с земли: деревни с

их полями, лугами, виноградниками, лесами, рыбными угодьями или сельские церкви с

принадлежащими им имениями и повинностями, а также города, несколько домов в по-

селке или же укрепленная башня в каком-нибудь населенном пункте2.

Такое положение дел, в целом, было обусловлено феодальной раздробленностью

тогдашней Европы, где все государства представляли собой совокупности лишь теорети-

ческие. Никто и не думал, что многочисленные княжества, графства, герцогства, аллоды

и лены объединятся в крупные централизованные империи. В эту эпоху средневековая

монархия развивается из именной королевской власти вождей. Варварские государства

постепенно структурируются на руинах Западной Римской империи. Так, «германская

монархия развивается затем в таком направлении, что обнимает два существенных ос-

новных элемента – личную власть и верховное право собственности на всю террито-

рию»3. Но эти права с самого начала являются ограниченными. Ведь рядом с королевски-

ми судами продолжает существовать народный суд, а верховной собственности короля

противостоит возникающая из разных оснований частная собственность, изъятая от вме-

шательства монаршей власти. «Германская королевская власть, – пишет Г. Еллинек, – уже

с самого появления своего на свете представляется поэтому властью ограниченной»4.

Следовательно, уже с самого момента возникновения королевской власти было положено

основание дуализму между правом государя и правом народа. Данное положение сохра-

нялось все средние века, выразившееся в отношениях сюзеренитета-вассалитета, прави-

лом которого служил девиз: вассал моего вассала не мой вассал. Такому политическому

раскладу соответствует дуалистическая система сеньориальной монархии, исповедующая

принцип избирательности престола, который со времен французского короля Карла

Толстого (II половина IX века) в половине случаев брал верх над традиционной наследст-

венностью. Это было связано с обожествлением монархической власти, когда государь

отождествлялся со священником, избираемым паствой. Аналогичным образом станови-

лись епископами и папами. Поэтому единственным средством сохранить корону в род-

ной семье для царствующего венценосца было еще при жизни обеспечить избрание и ко-

ронование __________своего наследника. Таким образом, родилась система соправительства, обес-

печившая непрерывность королевских династий.

Для правильного понимания монархической власти того времени следует иметь в

виду, что высокое мнение, которое она, несмотря на свою слабость, сама имела о себе,

очень редко вызывало чувство иронии у современников5. Так как в большинстве случаев

1 См.: Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – СПб.: Издатель-

ская группа «Евразия», 2001. – С. 18–22.

2 Там же.

3 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 209.

4 Там же.

5 См.: Пти-Дютаи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – С. 36.

Глава 6. Историческая эволюция государства

151

бароны признавали de jure примат венценосной власти, находящейся, по своей природе,

гораздо выше их собственных прерогатив. Это очень отчетливо доказывается случаем,

описанным Ш. Пти-Дютаи: «Король захотел отнять некоторые лены у графа Шартрского

Эда II. Тот, в свою очередь, не переставая защищаться с оружием в руках, написал госуда-

рю протестующее письмо. Король не выслушал его, продолжил действия по отчуждению

ленов графа. А между тем Эд служил ему в его дворце, на войне и во время путешествий.

Правда, он проявил некоторую горячность и совершил несколько неприятных поступ-

ков, из-за чего король вздумал лишить его владений. Но ведь это вполне естественно. И

Эд, играя словом «честь» (honneur), которое в то время обозначало также группу значи-

тельных ленов, объявляет, что он не может быть обесчещенным. Он очень желает прими-

риться с королем, хочет пользоваться его благосклонностью и утверждает, что монарх в

данном случае последовал дурному совету»1.

Средневековому государству известны и республиканские формы правления, на-

пример, аристократические республики феодального типа, управляемые городскими со-

ветами, вечами и т.д. и избиравшими мэров, посадников и т.д. из числа именитых (благо-

родных) граждан. Достаточно привести примеры средневековых городов Италии (Генуя,

Флоренция, Венеция), Германии (Гамбург, Любек) и России (Новгород и Псков).

Структура государственной власти городов-республик была несложной. Так, в Ве-

нецианской республике высшими органами власти и управления были большой совет,

сеньория, сенат, совет сорока и совет десяти, которые формировались из 200–300 самых

знатных горожан.

С течением времени возникает современное государство, в котором власть свет-

ская одерживает верх над властью духовной. Государи борются с сепаратизмом местных

феодалов, опираясь на сословное представительство, вследствие чего рождается сословно-

представительная монархия, воплотившаяся в Кортессах (Испания), Земских соборах

(Россия), Генеральных штатах (Франция) и т.д. Зачастую королевские возможности воз-

растают до степени абсолютистских, хотя иногда наблюдается и их ослабление с одно-

временным усилением сословного элемента в политической жизни государств. По мне-

нию Г. Еллинека, «сословия входят в состав государства и становятся активным органом

единого политического организма, как в Англии, либо секуляризируют королевскую

власть и устанавливают аристократическое управление с лишенным реальной власти

монархом во главе, как в Германской империи, Польше и временно в Швеции; монархии

удается подчинить себе сословия, низвести их на степень призрачной силы или совер-

шенно уничтожить их, как во Франции, Италии, Дании и после тридцатилетней войны в

большинстве немецких территорий, либо, наконец, санкционируется преобладание ко-

роны над сословиями, как в Венгрии с 1687 года»2. Современное государство вырабатыва-

ет понятие положительного права и необходимость признания свободы в определенной

сфере общественных отношений, поэтому монархия эволюционирует от абсолютизма к

конституционализму, который впервые возникает в Англии в конце XVII века. Общие

принципы построения конституционной монархии наиболее четко описал Ш.Л. Мон-

тескье. В основу своей концепции он положил теорию разделения властей, где законода-

тельная власть должна принадлежать народу, а «исполнительная власть... быть в руках

монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого,

лучше выполняется одним, чем многими»3.

Типичный пример такой организации публичной власти представляют современ-

ные Нидерланды, в которых главой государства является король (королева), получающий

1 Пти-Дютаи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – С. 36–37.

2 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 212–213.

3 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Соч. Т. 3. – М., 1979. – С. 186.

Общая теория государства

152

свою власть по наследству. Если престол оказывается вакантным, монарх может быть на-

значен актом парламента. Подобное решение принимается на объединенной сессии обе-

их палат законодательного органа.

Король Нидерландов наделяется достаточно широкими правами: совместно с на-

родными представителями он осуществляет законодательную власть, вместе с правитель-

ством – исполнительную, через суды – судебную. К прерогативам короля относятся сле-

дующие функции: назначает премьер-министра, по рекомендации которого утвержда-

ются кандидаты на должность других министров; направляет комиссаров в провинции

для осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления.

Кроме того, каждый год в третий вторник сентября на объединенной сессии пар-

ламента король выступает с докладом об основных направлениях государственной поли-

тики. Его Величество утверждает законопроекты, руководит внешними сношениями

Голландии и обладает правом помилования. Однако полномочия монарха во многом но-

сят формальный характер, так как значительное число функций главы государства осу-

ществляется правительством. Вместе с тем особа государя неприкосновенна. При короле

действует совещательный орган – Государственный совет. Это старейший и один из наи-

более __________важных политических институтов. Его члены (в основном бывшие государственные

деятели, судьи и бизнесмены) назначаются монархом пожизненно по рекомендации ми-

нистров внутренних дел и юстиции. Президентом Государственного совета является ко-

роль, но на деле руководит им вице-президент. К числу наиболее важных функций этого

органа относятся предварительное рассмотрение законопроектов и разбирательство ад-

министративных споров. Государственный совет дает консультации по проектам законов,

королевских декретов и предложениям относительно международных договоров.

Законодательную власть совместно с монархом осуществляет парламент (Гене-

ральные штаты), состоящий из двух палат (Первой и Второй). В составе Первой (верхней)

палаты – 75 депутатов, избираемых провинциальными штатами (советами) на основе

пропорционального представительства на четыре года. Вторая палата (нижняя) форми-

руется путем всеобщих прямых выборов по той же системе и на тот же срок. В ее составе

150 депутатов. Парламент собирается на очередные сессии не реже одного раза в год.

В случае необходимости король может созвать чрезвычайную сессию. Заседания па-

лат производятся публично, однако по требованию их членов может быть объявлено закры-

тое парламентское слушание. Все решения законодательного органа принимаются абсолют-

ным большинством голосов депутатов, участвующих в голосовании. Полномочия палат не-

одинаковы: Вторая палата играет более важную политическую роль в государственном

механизме, т.к. премьер-министр (глава правительства) должен получить поддержку боль-

шинства ее членов для формирования кабинета и проведения в жизнь своей политики.

Более того, только Вторая палата обладает правами законодательной инициативы

и внесения изменений в рассматриваемые законопроекты. Любой законопроект, внесен-

ный правительством или депутатом парламента, должен быть принят обеими палатами,

после чего он отправляется на утверждение королю. Законопроект, получивший санк-

цию монарха, вступает в силу через двадцать дней после его опубликования. Премьер-

министр и другие члены правительства являются представителями партий, получивших

большинство мест в парламенте. Они имеют право присутствовать на заседании палат и

принимать участие в парламентских слушаниях. Правительство ответственно перед Ге-

неральными штатами. Депутатский контроль за его деятельностью протекает в форме

интерпелляции – установленных вопросов к министрам через работу следственных ко-

миссий парламента1.

1 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник – М.: Изд-во НОРМА,

2000. – С. 461–462.

Глава 6. Историческая эволюция государства

153

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что переход от одних типов государствен-

ности к другим или изменение видов монархической власти осуществляется не молние-

носно, т.к. революции зачастую сменяются эпохами реставраций. Например, Великобри-

тания в 1649 году была объявлена свободным государством, в котором на вечные времена

отменялось королевское звание1, но уже через одиннадцать лет на престоле была восста-

новлена династия Стюартов2. Следовательно, процессы генезиса форм правления зани-

мают длительный период времени, их интенсивность и последовательность зависят от

качественного состояния национального правосознания.

Поэтому модель государственности любого народа, отвечающая его историческим

чаяниям, может сохраняться в неизменном виде, несмотря на трансформацию экономи-

ческих отношений или эволюцию понятия личной свободы граждан. Так, понтифику

римской католической церкви (Папе Римскому) до сих пор принадлежат политические

права абсолютного монарха. В соответствии со ст. 1 Основного закона Государства-Города

Ватикан 1929 г.: «Верховный глава Церкви, суверен Государства-Города Ватикан, обладает

полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти»3.

Княжество Монако, напротив, представляет собой дуалистическую монархию, в

которой исполнительная власть, на основании ст. 3 Конституции Княжества Монако 1962

года, подчинена высокой власти государя, обладающего юридической неприкосновенно-

стью4, а в соответствии со ст. 4 – «законодательная власть осуществляется князем и нацио-

нальным советом»5. Монарх обладает реальными полномочиями в сфере исполнитель-

ной власти, так как он возглавляет правительство и руководит им через назначаемого Го-

сударственного министра.

Более того, только Князь наделен правом законодательной инициативы (ст. 66

Конституции Княжества Монако)6. Представительный орган государства (Национальный

совет) не обладает такими полномочиями и может проявлять законотворческую инициа-

тиву лишь через Совет Короны, который передает законопроекты Князю (ст. 67)7. Монарх

самостоятельно издает ордонансы, регулирующие сферу исполнительно-

распорядительных отношений.

Государю предоставляется право после заключения Совета Короны распустить

Национальный совет и объявить о проведении новых выборов в трехмесячный срок. Со-

вет Короны состоит из семи членов, назначаемых монархом на три года. Председатель и

три заседателя этого органа выбираются Князем единолично, а три других – по предло-

жению Национального совета, но не из его состава (ст.ст. 68, 74)8. Более того, любой пере-

смотр Конституции возможен только с согласия государя (ст. 94)9.

Современное государство также знает республиканскую форму правления, зачас-

тую приходящую на смену традиционной монархии и проявляющуюся в четырех видах:

парламентской, президентской, президентско-парламентской и советской республики.

1 См.: Акт об отмене королевского звания от 17.03.1649 года // Хрестоматия по всеобщей истории

государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 2000. – С. 19–20; Акт об объявлении Англии свободным госу-

дарством от 19.05.1649 года // Там же. С. 19; Форма правления... Англии, Шотландии и Ирландии и

владениями, им принадлежащими (Орудия управления) от 13.12.1653 года // Там же. С. 20–23.

2 См.: Бердская декларация от 4.04.1660 года // Там же. С. 24–26; Постановление палаты общин об

образе правления Английского Королевства от 1.05.1660 года // Там же. С. 26.

3 Основной закон Государства – Города Ватикан от 7.07.1929. // Конституция государств Европы:

В 3-х т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 462.

4 См.: Конституция Княжества Монако 1962 года. – С. 590.

5 Там же.

6 См.: там же. С. 598.

7 Там же.

8 См.: там же. С. 599.

9 См.: там же. С. 602.

Общая теория государства

154

В ХХ веке парламентские республики устанавливаются в Польше, Австрии, Гер-

мании, Италии, Индии, Турции и т.д. В системе органов государственной власти этих

стран первое место занимает парламент, назначающий и смещающий главу правительст-

ва. Роль президента в этих государствах незначительна – как правило, он выполняет це-

ремониально-представительские функции.

Первая президентская республика возникла в США на основе Конституции 1787 го-

да, в соответствии с которой глава государства возглавил федеральное правительство.

Вместе с тем президент США не получил права роспуска Конгресса.

В 1956 году во Франции была установлена президентско-парламентская форма

республики, сочетающая в себе черты президентского и парламентского правления.

В 1917 году в России возникла советская республика, отвергающая принцип разде-

ления властей и провозглашающая полновластие представительных органов – Советов.

Просуществовала она до 1993 года. Ныне современными государствами с советской сис-

темой организации политической власти являются КНР, Куба, Вьетнам и КНДР.

Специфическая форма советской республики провозглашена в Ливии. 3 марта

1977 года сессия ливийского законодательного органа – Высшего народного конгресса –

приняла декрет об установлении «режима народной власти» и «прямой народной демо-

кратии», в соответствии с которым государство стало называться Социалистическая На-

родная Ливийская Арабская Джомахерия, его пожизненным руководителем был признан

Муаммар Каддафи, а суды были обязаны выносить решения на основе уровня народного

представления о справедливости и религиозности.

Наши рекомендации