ВОПРОС: Какие, на Ваш взгляд, важные экономические и политические региональные проблемы требуют сегодня особого решения в свете перспектив развития Центрально-Азиатского региона?

ОТВЕТ: В экономическом плане главной целью перспективного развития стран Центрально-Азиатского региона является создание единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан, которые в совокупности располагают огромным природно-экономическим потенциалом. В связи с этим важнейшими экономическими проблемами, требующими сегодня особого и неотложного решения, на наш взгляд, являются активизация торгово-экономических отношений; углубление производственно-отраслевой интеграции; сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере; совместное использование водно-энергетических, минерально-сырьевых и рекреационных ресурсов, развитие научно-технических и со­циальных связей; охрана окружающей среды.

Исключительного внимания требует проблема афганского урегулирования. Пока не разрешен конфликт в Афганистане, не будет прочной системы региональной безопасности в Центральной Азии. Историю влияния этого конфликта на соседние государства можно представить в виде периодического перекатывания волн кризиса не только на Таджикистан, но и на другие страны Центральной Азии. Очень может быть, что многие внутренние и межгосударственные проблемы решались бы быстрее и эффективнее, если бы не влияние афганского кризиса. Последний, не секрет, ослабляюще влияет на системы государственной власти и в Центральной Азии. Это наглядно показал прошлогодний кризис на юге Кыргызстана, потребовавший чрезвычайных мер и усилий.

Волны кризиса, исходящие от афганского конфликта, часто меняют свой облик. Может показаться, что у них совершенно другие источники, тем не менее, одним из главных источников центральноазиатских проблем является нерешенный конфликт в Афганистане.

Поэтому важнейшей задачей региональной безопасности Центральной Азии является афганское урегулирование. Обычно такие хронически продолжающиеся конфликты, как очаги, питают пороки современной цивилизации, будь это мировой наркобизнес или международный терроризм. Таджикистан и в этих направлениях делает все, чтобы обезопасить население от этих язв общества. Но один он не в состоянии справиться с явлениями международного порядка, концентрированно действующими как на него, так и через него. Каждое центральноазиатское государство, желающее иметь мирную здоровую обстановку у себя дома, должно максимально интегрировать свои усилия с другими в интересах укрепления региональной безопасности и разрешения афганского конфликта.

ВОПРОС: Нынешний год знаменателен для Таджикистана выборами в законодательный орган страны - Маджлиси Оли. Как бы Вы охарактеризовали нынешнюю внутриполитическую обстановку в стране? Чем новый парламент отличается от старого?

ОТВЕТ:Как вы точно отметили, этот год знаменателен для Таджикистана состоявшимися выборами в Мажлиси Оли Республики Таджикистан. Во-первых, это важное политическое мероприятие завершает реализацию Общего соглашения о мире и национальном согласии. Во-вторых, срок полномочий старого парламента истек и по Конституции наш народ избрал новый парламент. В связи с выборами все основные политические партии страны были заняты предвыборной агитацией и работой с избирателями. Процесс демократизации страны идет вперед. Таджикистан сегодня живет обычными проблемами политического и экономического строительства.

Впервые в Таджикистане будет функционировать профессиональный парламент. Он состоит из двух палат - Маджлиси намояндагон и Маджлиси милли. Маджлиси намояндагон избран 27 февраля по смешанной системе, то есть как по мажоритарной, так и по пропорциональной. Он состоит из 63 депутатов, из которых 41 избирается по одномандатным избирательным округам, 22 депутата избраны по единому республиканскому избирательному округу по партийным спискам. В выборах участвовали шесть политических партий и каждая из них имела список своих кандидатов. Нижняя палата будет работать на постоянной профессиональной основе, чего не было в старом парламенте страны. Маджлиси милли состоит из 33 депутатов, 8 из которых назначаются Президентом страны. Депутаты в Маджлиси милли выдвигаются от каждой области по 5 представителей плюс 5 представителей от районов республиканского подчинения и республиканского подчинения и города Душанбе. Депутатов в верхнюю палату выбирали областные, городские и районные депутаты, которые избраны 27 февраля. За ходом выборов наблюдали сотни зарубежных и местных независимых наблюдателей, в том числе представители от ООН и ОБСЕ.

Таким образом, видно, что таджикское общество существенно продвинулось вперед на пути построения демократического правового, светского государства. Признаки, которыми определяется демократическое государство, у нас реально существуют. Политический плюрализм, демократические выборы, политическая свобода, многопартийная система реально действуют в Таджикистане. Мы стараемся создать равные возможности для всех политических партий и движений, и это пока нам удается. Хотя есть упущения и недоработки. Главное достигнуто. В обществе царят мир и спокойствие, а с таким трудолюбивым народом, как наш, мы уверены в том, что в ближайшее время сможем преодолеть экономические и социальные проблемы, которые стоят перед всеми таджикистанцам.

ВОПРОС: Природа щедро одарила Таджикистан полезными ископаемыми, водными и гидроэнергетическими ресурсами, запасами серебра, соли. Что предпринимается руководством страны для их эффективного использования?

ОТВЕТ:Вы правы, природа щедро одарила нашу страну природными ресурсами. На территории Таджикистана открыто и разведано более 400 месторождений минерального сырья, ряд из них в своем роде крупнейшие и уникальные, страна богата водными и энергетическими ресурсами. Таджикистан по праву относится к центрам мирового разнообразия по природным ресурсам и экологическому значению.

Роль природного фактора особенно велика ныне, в период трансформации экономики, когда формируются новые формы и механизмы хозяйствования. В этот период природные ресурсы должны сыграть заметную роль в структурной перестройке, формировании новых отраслей и быть источником обеспечения экономического роста.

Остановлюсь на отмеченных вами ресурсах. Водообеспеченность Таджикистана - самая высокая среди центральноазиатских стран. Среднегодовой сток, формирующийся на территории страны, по средним многолетним данным, 52,2 куб/км. Несмотря на это, водный фактор в жизни природы и общества ставит множество проблем экономического, социального и экологического характера

Со своей стороны Республика Таджикистан принимает соответствующие меры по охране и рациональному использованию водных ресурсов, но мне бы хотелось подчеркнуть, что данные проблемы должны решаться во взаимодействии со всеми странами региона, поскольку их связывают бассейны рек Сырдарьи и Амударьи.

В Таджикистане сконцентрированы колоссальные гидроэнергетические ресурсы на I кв/км территории приходится около двух миллионов кВт. ч. потенциально возможной выработки электроэнергии. Используя лишь крупные и средние реки Таджикистана, можно добиться получения 283 млрд. кВт. ч. электроэнергии ежегодно, что составляет 54,3% потенциально возможной выработки электроэнергии всей Центральной Азии.

Ныне в стране работают Кайраккумская, Нурекская, Памирская и ряд малых ГЭС. Учитывая наличие больших и дешевых запасов гидроэнергетических ресурсов, продолжается строительство Сангтудинской ГЭС с проектной мощностью 890 МВт, с годовой выработкой 4 млрд. кВт. ч. и Рогунской ГЭС с проектной мощностью 3600 МВт. с годовой выработкой электроэнергии 13,6 млрд. кВт. ч

На территории Таджикистана имеется крупное и уникальное месторождение серебра - Большой Конимансур. В настоящее время разработано ТЭО и создана рабочая группа по определению путей вовлечения этого месторождения в хозяйственный оборот.

В стране действуют два солезавода: на юге - Восейский и на севере - Аштский. На базе минерального сырья - соли, построен Яванский электрохимический завод (ЯЭХЗ). Кстати, завод имеет большую мощность и является единственным а своем роде в центральноазиатском регионе, он выпускает каустическую соду и ряд хлорпроизводных продуктов.

Вопрос: Прошлый год был ознаменован в Таджикистане как год строительства дорог, прежде всего, железной дороги Курган-Тюбе - Куляб, которая связала два важных в экономическом плане города. Какие отрасли экономики на ближайшую перспективу станут приоритетными для Таджикистана?

ОТВЕТ:Здесь уместно сначала отметить общее направление отраслевой структурной политики. Новая структурная политика в Таджикистане должна строиться на предотвращении разрушительных процессов и выступать мощным средством стабилизации, а затем и роста экономики. В этой связи структурные преобразования должны быть ориентированы на восстановление базовых традиционных отраслей, имеющих развернутые производственно-технологические цепочки, развитие отраслей высокой технологии, поддержку экспортоориентированных и создание импортозамещающих производств, продуманную реконструкцию и ликвидацию устаревших и неэффективных предприятий.

В программе экономических преобразований Правительство Таджикистана в качестве приоритетных отраслей экономики выделяет: агропромышленный комплекс, энергетику, горнодобывающую и химическую промышленность, транспорт и связь, туризм.

Конечно, степень реализации структурных преобразований зависит не только от правильности выбора наиболее приоритетных отраслей, но и от определения конкретных производств - "точек роста" в составе отмеченных комплексных отраслей, что требует тщательного отбора и экономической обоснованности. Например, в отрасли транспорта было выбрано строительство железной дороги Курган-Тюбе - Куляб.

ВОПРОС: К сожалению, объем иностранных инвестиций в таджикскую экономику, в силу объективных причин, значительно уступает другим странам Центральной Азии. Какие благоприятные условия для притока иностранных инвестиций создаются в стране? Существуют ли государственные и законодательные гарантии иностранным инвестициям? Есть ли конкретные примеры иностранных вложений в экономику Таджикистана?

ОТВЕТ:Конечно, функционирование экономики Таджикистана, как и других стран центральноазиатского региона, во многом зависит от иностранных инвестиций и кредитов. Однако, определяя свою финансово-экономическую политику Правительство Таджикистана очень осторожно подходит к проблеме внешних заимствований, так как страна обременена внешним долгом. В последние годы наше Правительство в своей работе, с одной стороны, придерживало увеличение коммерческих долгов, с другой - активно работало с иностранными инвесторами при совместном предпринимательстве.

В результате принятых мер и в определенной степени политической и экономической стабилизации приток иностранных инвестиций в экономику страны имеет тенденцию роста.

Я считаю, в Республике Таджикистан сформирована и постоянно совершенствуется законодательная основа защиты иностранных инвестиций. Так, Закон Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан" определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на всей территории страны. Причем этот закон направлен на обеспечение равной защиты прав инвесторов и их имущества независимо от форм собственности. Или же Указ Президента Республики Таджикистан "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности экономических реформ" от 1 декабря 1999-го года, где в особый раздел выделено улучшение инвестиционного климата. Этим указом предусматривается комплекс мер, направленных на дальнейшее обеспечение максимальной свободы финансово-хозяйственной деятельности, по обеспечению стабильности принимаемых решений, тайны банковских вкладов, в том числе иностранных инвесторов. Особо отмечается вопрос об усилении борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Это весьма важно, поскольку только политическая и экономическая стабильность может быть главным условием роста инвестиций. Если нет гарантий безопасности инвестору, то никакие другие стимулы - налоговые и таможенные льготы, дешевые ресурсы - не помогут притоку капитала в национальную экономику.

И последнее. На территории Таджикистана зарегистрировано 224 совместных предприятия. Сфера деятельности и география их обширна. Так, в Таджикистане плодотворно действуют таджикско-британское СП "Зерафшан", таджикско-корейское "Кабоол-Текстайлз", таджикско-американское "Худжанд", таджикско-китайское "Ришта" и многие другие.

Наши рекомендации