Земельная реформа имеет революционную сущность.
Выступление на общереспубликанском совещании по ускорению экономической реформы в агропромышленном комплексе.
(7 октября 1995 г.)
Уважаемые друзья!
Продолжение падения экономики в республике, и особенно неудовлетворительное положение в агропромышленном комплексе, заставили нас провести сегодняшнюю встречу.
Мы много говорим о выходе республики из глубокого экономического кризиса, однако, когда мы реально анализируем положение наших предприятий, мы видим, что наши слова мало согласуются с нашими делами.
Мы говорим, что агропромышленный комплекс является основной отраслью экономики республики, и здесь необходимо как можно скорее и смелее осуществить экономические преобразования.
Однако когда мы глубже знакомимся с положением дел, мы видим, что именно в этой отрасли реформы и преобразования идут вяло и с трудом.
На пути их реализации имеется тысяча и одно препятствие, самое плохое то, что большинство этих препятствий создается теми структурами и лицами чьей обязанностью как раз являются проведение реформ, ускорение преобразований, разъяснения их сути народу.
Иными словами, они либо сами до сих пор не поняли сути преобразований, либо в своих ограниченных ведомственных интересах намеренно создают препятствия на пути развития реформ.
В ходе своих поездок в различных регионах республики, встреч и бесед с населением я убеждаюсь, что требования жизни подготовили большинство людей к преобразованиям в сфере производственных отношений.
Они жаждут труда, проявляют инициативность и активность, однако многие их инициативы и добрые намерения, натолкнувшись на стену непонимания и пассивности бюрократического аппарата, остаются нереализованными.
Отсюда можно прийти к выводу, что главным препятствием на пути реализации экономических преобразований в этой отрасли является старая психология, связанная с надеждами на других, предпочтением своих интересов интересам общества, нерешительностью, бездеятельностью руководителей среднего и нижнего звена.
В связи с этим важное и первостепенная задача на пути реализации экономических преобразований заключается в том, чтобы вопросы, связанные с дальнейшим существованием агропромышленного комплекса решались не частично, а фундаментально и в комплексе, с учетом психологической подготовки общества, эффективности каждой структурной отрасли, системы управления. Осознания и понимания сущности преобразований и д.т.
На деле выход республики из глубокого экономического кризиса непосредственно зависит от положения дел в агропромышленном комплексе. Продукция сельского хозяйства составляет почти треть валового национального продукта. Именно в агропромышленном комплексе особенно в отрасли растениеводства мы можем добиться продвижения уже в будущем году.
Наша республика обладает огромным потенциалом увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Согласно анализу специалистов. Мы можем, сохраняя производство хлопка на уровне 800-900 тысяч тонн одновременно довести производство зерна до 750-800 тысяч тонн, что составляет 80% потребности республики.
Республика также имеет хорошие возможности по увеличению производства таких видов экспорта, как табак (до 14-15 тысяч тонн), лук (до 230 тысяч тонн), коконы (до 6 тысяч тонн). Республика располагает большими возможностями по увеличению производства и других видов сельскохозяйственной продукции. Надо лишь рационально и полностью использовать эти возможности.
С учетов возможности ускоренного развития агропромышленного комплекса и необходимости поэтапного создания условий для эффективной работы экономики, улучшения социального положения сельского населения правительство только за последние несколько месяцев разработало ряд мер, направленных на поддержку и преобразование аграрного сектора.
Так, отменена выдача лицензий на многие виды продукции, введены свободные продажные цены. Принято постановление о том, что закупки зерна могут по желанию производителя осуществляться на зарубежную валюту.
В соответствии с ним, если хозяйство использует зарубежную валюту для закупки техники, минеральных удобрений, запасных частей и пополнения собственных оборотных средств, оно освобождается от обязательной продажи государству части продукции.
С целью повышения заинтересованности хозяйств в производстве хлопка и некоторых других видов продукции принято еще одно важное постановление. Это постановление разрешает хозяйствам оставлять в своем распоряжении 30% хлопка-волокна за счет госзаказа и весь хлопок-волокно сверх госзаказа в 1999 году.
Кроме того, начиная с 1996 года, продажа и закупка хлопка будут осуществляться по свободным ценам.
Разумеется, все это серьезные шаги по пути реформирования отношений между государствами и производителем. Мы предполагаем, ято эти важные постановления направят работу дехкан в качественно новое русло.
Для реализации необходим разумный и эффективный механизм. Не должно получиться так, чтобы мы передали возможность расхищения дехканского труда из рук центральной бюрократии в руки бюрократии местной.
Хлопок, который остается в распоряжении хозяйств, должен использоваться только для укрепления их потенциала и повышения благосостояния дехкан. Не для создания роскоши для руководителей и покупки новых «джипов» для местных бизнесменов. Таможенные и налоговые организации, правоохранительные органы должны взять этот вопрос под жесткий контроль.
Сегодняшние условия в сельском хозяйстве требуют, чтобы мы действовали решительно и смело в этом направлении с целью нормализации положения.
Сегодня над простым дехканином стоит множество хозяев. Начиная с районного звена и до министерства все приказывают дехканам, проводят собрания, требуют работу, однако никто не задумывается, кто и в каких условиях будет выполнять все эти приказы.
Вы знаете, что разработана программа экономических преобразований в отрасли агропромышленного комплекса. Она уже одобрена на межведомственном совете при Президенте по экономической реформе, предпринимательству и зарубежным инвестициям. Эта программа должна стать путеводителем в развитии агропромышленного комплекса страны.
Суть этой программы вкратце можно сформулировать так: дехканину должна быть предоставлена возможность и самому быть богатым и насыщать достархан своего народа.
Как известно, в июне нынешнего года с целью удовлетворения потребностей колхозов, совхозов и других организаций агропромышленного комплекса Национальным банком республики был выделен дополнительный кредит на сумму 500 миллионов рублов. Кроме того, постановлением правительства срок уплаты задолженности предприятий отрасли агропромышленного комплекса на сумму 160 миллиардов российских рублей продлен до 1 октября нынешнего года.
Как показывает опыт передовых стран мира, основной целью аграрной политики являются обеспечение полной свободы хозяйствования и стимулирования товаропроизводителей к увеличению производства и повышению качества продукции. Мы также избрали такой путь.
Для этого мы должны развивать в сельском хозяйстве различные формы собственности и хозяйствования. С этой целью Правительство, одобрив Программу приватизации объектов агропромышленного комплекса на 1995-1996 годы, приняло постановление о преобразовании колхозов, совхозов, других предприятий и хозяйств аграрного сектора.
Посудите сами: доля приусадебных участков на орошаемых землях республике составляет 9,4 процента. Однако на этих площадях производится 58 процентов картофеля, б3 процента овощей. Кроме того, частные хозяйства производят также 71 процент молока, 55 процентов яиц и 65 процентов мяса.
В нынешнем году урожайность винограда в общественном секторе оставила 29 центнеров с гектара, а в личных хозяйствах - 150 центнеров.
Можно привести еще много примеров, свидетельствующих об эффективности работы частного сектора. С учетом этого обстоятельства правительство республики приняло решение о распределении до конца нынешнего года сорока тысяч гектаров поливной и богарной земли среди сельских жителей в качестве приусадебных участков.
Приводя выше упомянутые примеры, я вовсе не хочу призвать вас к скорейшей ликвидации колхозов и совхозов. Не построив новый дом, нельзя разрушать старый.
Прибыльные и рентабельные хозяйства, колхозы и совхозы, которые сегодня сами могут обеспечить свое существование, имеют право на жизнь. Но этого нельзя сказать о тех хозяйствах, которые увязли в долгах, приносят убытки и не имеют шанса выйти из этого положения. Неужели само их существование за счет государственных кредитов, то есть за счет общества не означает, что мы только получаем убытки и еще раз убытки?
Правительству и ответственным структурам агропромышленного комплекса следует серьезно задуматься над этой проблемой и как можно скорее и смелее приступить к преобразованиям в этом направлении.
Уважаемые присутствующие!
Правительство республики избрало путь радикальных преобразований в сфере земельных отношений. Будущее республики, будущее народа Таджикистана во многом зависят от того, какими станут земельные отношения в нашей стране.
По своей сути земельная реформа имеет революционное значение. Она устранит зависимость каждого гражданина от государства. Дехкане почувствуют себя свободными лишь в том случае, когда они станут настоящими хозяина земли и смогут своим упорным трудом обеспечить свой достаток.
При правильном и разумном проведении земельной реформы мы сможем:
во-первых, решить проблему безработицы и привлечения к общественно-полезному труду не занятых работой представителей населения;
во-вторых, обеспечить социальные гарантии для сельского вселения;
в-третьих, в определенной мере решить проблему обеспечения населения продовольствием;
в-четвертых, обеспечить развитие частного жилищного строительства на селе;
и, наконец, в-пятых, путем привлечения к производительному труду и улучшения условий жизни обеспечить укрепление политической и социальной стабильности в республике, предотвращение преступности и других негативных проявлений в обществе.
При проведении земельной реформы определяющим критерием является следующий: земля должна предоставляться тому, кто, работая на ней, сможет получить прибыль и не нанесет ущерба земле.
Согласно конституции республики Таджикистан земля является государственной собственностью. Однако эта норма никоим образом не препятствует широкому использованию различных форм хозяйствования, доказавших свою эффективность. Представление о том, что земля является собственностью государства и находится лишь в его распоряжении, глубоко ошибочно. Необходимо предоставлять землю дехканам на правах краткосрочной и долгосрочной аренды, в том числе с правом наследования.
Во время переходного периода необходимо широко использовать принцип предоставления всех неиспользуемых земель в аренду населению. Пусть люди сеют там, что хотят.
В течение 3-5 лет государство не будет взимать никаких видов налогов с пользователей этих земель. Лишь по завершении этого срока с ними может быть заключен договор об аренде. В механизме распределения земель должны быть приняты во внимание все добрые обычаи и традиции народа. Все это должно происходить в атмосфере гласности, с учетом принятия предварительных мнений. Следует предотвратить возможность принятия решений за закрытыми дверями, на основе мнения того или иного чиновника. В этой работе нельзя допустить никаких трений и противоречий.
Что касается государства, то оно, со своей стороны, должно обеспечить правильное и рациональное использование земли.
Следует также глубоко продумать механизм возврата взятой земли. Фермер должен знать, что если его земля используется не по назначению или если они наносит ей ущерб, если он в установленный срок не внесет налог, если он совершит другие нарушения закона, то он будет лишен этой земли.
Разумеется, распределение земли - это болезненный процесс, и он может привести к острым противоречиям. В связи с этим необходимо в первую очередь разъяснить населению сущность этого механизма.
Естественно, что пользователи земли несут определенные обязательства перед государственным бюджетом. Однако крайне важно, чтобы механизм внесения платежей в бюджет был максимально упрощен, в первую очередь для крупных коллективных или акционерных хозяйств и малых фермерских хозяйств. Эти платежи должны определяться на основе земельного кадастра, с учетом климатических, географических условий и урожайности.
В связи с этим встает вопрос о налаживании строгого учета. Он в сегодняшних условиях крайне необходим для проведения реформ и преобразований.
Учет должен быть налажен таким образом, чтобы он реально, отражал положение дел в аграрном секторе. Сегодня, к сожалению, мы не имеем информации о реальном производстве продукции сельского хозяйства по всем формам хозяйствования.
Наряду с этим необходимо наладит механизм учета самой земли. Это позволит нам предотвратить неэффективное использование, земли и ответственных за это привлечь в строгой ответственности.
Разве можно согласиться с таким положением, когда в нынешнем году более 25 тысяч гектаров орошаемой пашни остались незасеянными? Во-первых, это является вопиющим нарушением законодательства о земле. Руководители хозяйств и регионов должны понести наказание за такую бесхозяйственность.
С другой стороны, предположим, что колхозы и совхозы не могут использовать землю по объективным причинам из-за нехватки техники, семенного материала, горючего и т.д. Я уверен, что если бы эта земля и надлежащие сроки и при определенных условиях была передана населению, ни одна пядь ее не осталась бы незасеянной, а тысячи семей по меньшей мере смогли бы удовлетворить свои потребности в продукции сельского хозяйства.
Что препятствует этому? Пассивность, бездеятельность, неспособность мыслить по-государственному, нерешительность, боязнь ответственности - и ни что иное.
Одним из важных резервов роста производства сельскохозяйственной продукции является широкое освоение горных и предгорных регионов, внедрение такой формы хозяйства, как "посиракори". Еще раз повторяю: нельзя препятствовать этой работе. Наоборот, подобные инициативы необходимо всячески поддерживать. Те, кто проявляют подобные добрые инициативы, должны освобождаться от уплаты налогов. Им необходимо предоставлять долгосрочные льготные кредиты и гарантии бессрочного владения такими землями.
Экономические преобразования в аграрно-промышленном комплексе прежде всего предполагают формирование рыночной инфраструктуры. Для этого необходимо расширить сеть кредитующих банков и кооперативов, обслуживающих аграрный сектор, товарных бирж, малых предприятий и кооперативов, оказывающих услуги дехканским хозяйствам.
Необходимо создать центры обучения и повышения квалификации фермеров, менеджеров, предпринимателей, маркетологов аграрного сектора, широкую сеть консультативной помощи и информации для фермеров.
Производственное объединение "Таджиксельзхимия", концерн "Мадал", госкомпания "Нафтрсон" должны обслуживать не только колхозы и совхозы, но и негосударственные хозяйства. Одновременно необходимо наладить активный режим защиты товаропроизводителей, особенно в области реализации их продукции. Сегодня это находится в руках посредников и спекулянтов. В этой области необходимо навести строгий порядок путем введения в действие налогового механизма.
Все мы знаем, что наше дехкане своим упорным трудом производят сельхозпродукцию и для своих нужд, и для насыщения продовольственного рынка страны. Те, кто сегодня путем принуждения, предлагая незначительные цены, присваивают себе продукты дехкан, являются преступниками, и они подлежат строгому наказанию.
В будущем нам необходимо воспитать таких действующих в рамках закона предпринимателей и коммерсантов, которые бы заключали с хозяйствами и фермерами соглашения о реализации сельхозпродукции, несли бы ответственность перед законом по подписанным соглашениям и платили бы налоги в соответствии с действующим законодательством. Большую работу в этом направлении можно осуществить на базе "Тоджикматлуьбот". Однако, к огромному сожалению, сам "Тоджикматлубот" до сих пор не осознал сути данной проблемы в условиях рыночной экономики.
Вопросы, связанные с налаживанием внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса находятся в центре особого внимания правительства. Сегодня необходимо предпринять все необходимые меры для того, чтобы агропромышленный комплекс, превратился в устойчивый источник получения зарубежной валюты. Для этого необходимо как можно полнее использовать его экспортный потенциал и создать соответствующие экспортно-импортные структуры.
В нынешнем году, из-за повышения стоимости грузовых перевозок, по сравнению с прошлыми годами значительно подрожала стоимость транспортировки овощей и фруктов, производимых в наших хозяйствах, в промышленные центры России и в другие республики бывшего союза. В связи с этим необходимо принять решительные меры по увеличению объема переработки фруктов и овощей на месте их произрастания и доведению качества конечной продукции до уровня яровых стандартов.
Сегодня настало время, когда мы должны перейти от импорта продукции сельского хозяйства к импорту техники и технологий. Следует как можно скорее наладить экспорт из республики готовой продукции, сокращая объем экспорта сырья.
В этом направлении огромное значение имеют участие республики в формировании общего аграрного рынка содружества независимых государств и реализации соответствующих программ.
Необходимо ускорить процесс создания в республике совместных предприятий по производству, переработке, хранению и реализации продукции агропромышленного комплекса.
Ряд соглашений, подписанных в последнее время между нашей республикой и Российской Федерацией, являются обнадеживающим началом в деле развития интеграционных процессов.
Система управления агропромышленным комплексом республики требует серьезных преобразований. В условиях формирования новых рыночных отношений необходимо создать и новую систему управления. Пора прекратить вмешательство органов государственной власти в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйств товаропроизводителей. Министерство сельского хозяйства и академия сельхознаук, на которые мы возлагаем большие надежды, должны стать своего рода штабом по изучению передового опыта, новых технологий, подготовке проектов нормативно-правовых актов, связанных с продвижением реформ агропромышленном комплексе, иначе я не могу себе представить положение дел.
Мировой опыт показывает что пока не будет налажена система надежного обслуживания аграрного комплекса, невозможно нормализовать работу этого сектора. Сельские труженики очень недовольны деятельностью концерна "Мадад" (председатель – Кобилов), "Таджиксельхохимии" (председатель – Вохидов), "Таджиксельстроя" (председатель – Анваров).
Эти ведомства в нынешнем году не смогли оказать необходимую помощь дехканам и животноводам. "Таджиматлубот" также не смогло обеспечить наших селян самыми необходимыми предметами первой необходимости. Нам необходимо создать обстановку конкуренции путем выделения производителям части акций предприятий-монополистов, а также путем создания независимых предприятий. Необходимо провести такую работу, чтобы стали выгодными инвестиции в агропромышленный комплекс. Это будет способствовать, скорейшему созданию малых предприятий по переработки сельхозпродукции на месте ее производства, созданию малых гидроэлектростанций, надлежащему обеспечению услуг связи и здравоохранения.
Я считаю, что часть работы по обслуживанию аграрного сектора должна остаться в ведении государства. Под контролем государства должны остаться водные ресурсы, система водообеспечения, ветеринарная служба, селекционные станции, карантинные службы, вопросы борьбы с сельхозвредителями и т.д.
Наряду с этим в ближайшие годы всё более острой станет вопрос полного пользования водой. И в целом все системы, обслуживания, как это должно быть в условиях рыночной экономики, должны стать платными.
Все те положения, которые я только что упомянул, в основном отражены в предложенной правительству "Программе экономических, преобразований в агропромышленном секторе".
Однако, в этом изложена лишь суть реформ. Впереди большая работа по разработке механизмов ее реализации. Нам необходимо принять серию законодательно-нормативных актов, которые бы обеспечили процесс реализации преобразований.
Вместе с тем я считаю, что, не дожидаясь принятия всех этих законов, многие из принципов реформ можно претворить в жизнь уже сейчас, на основе ныне действующего законодательства.
В связи с этим я могу привести ряд поучительных примеров.
К настоящему времени в ленинском районе создано более 350 фермерских хозяйство производственные показатели которых, в несколько раз превышают показатели общественного сектора.
Заслуживает одобрения также инициатива руководства совхоза "Ленинград" этого же района, которое уже приступило к преобразованию этого хозяйства в акционерное общество. Однако подобные добрые инициативы не везде и не во всех районах находят поддержку. Например, если в Ленинском и Файзабадском районах на 1 августа нынешнего года создано 412 фермерских хозяйств, то в Хатлонской области действуют лишь 136 таких хозяйств, в Ленинабдской области - всего 138.
Руководителям министерства сельского хозяйства, других структур агропромышленного комплекса страны, местных хукуматов необходимо отнестись с чувством высокой ответственности и активностью к проведению работы по проведению преобразований на селе и обеспечению роста производства сельскохозяйственной продукции в самое ближайшее время.
Мы имеем право предъявлять такие требования, поскольку, как я уже сказал в начале своего выступления аграрный сектор способен давать, начиная уже с будущего года, отдачу.
Бездеятельность и пассивность в этом деле могут привести к печальным последствиям.
Дорогие друзья!
Возможно, у вас возник вопрос: почему мы проводим данное совещание не в начале или в конце года, а именно сегодня в разгар сбора урожая. Как я уже сказал в начале, положение дел в сельском хозяйстве вызывает озабоченность. По подсчетам, если положение не изменится, планы, определенные на 1995 год, не будут выполнены ни по одному показателю. Повторю: ни по одному показателю!
Хуже того, по производству картофеля, фруктов, молока, яиц мы не сможем даже достичь показателей 1994 года. Картофелеводческие - Файзабадский, Комсомолабадский, Таджикабадский, Гармский, Джиргитальский и Кофарнихонский районы под различными предлогами в несколько раз снизили производство этой важной для населения республики культуры. Последствия этих непродуманных шагов ощущаются уже сегодня: цена картофеля на рынках республики крайне возросла.
Темпы сбора урожая хлопка совершенно неудовлетворительны. Бросается в глаза то, что хлопкоуборочная кампания в Куйбышеском, Джиликульском, Гозималикском, Московском, Фархорском, Матчинском, Зафаробадском районах вообще пущена на самотек.
Если мы не ускорим темпы сбора урожая в республике, мы получим такой урожай, которым бы стыдилась наша плодородная земля. Мне нет нужды говорить вам о том, какие социально-экономические последствия могут последовать за этим. В связи с этим, в эти благоприятные весенние дни необходимо как можно эффективнее использовать имеющиеся возможности для сбора урожая без потерь. Работникам здравоохранения, торговли, культуры в эти дни необходимо проявить особую заботу о наших дехканах. Благородный труд сборщиков хлопка должен быть поощрен и морально, и материально.
Всем известно, что обеспечение республики зерном относится к числу жизненно важных проблем. Возможности правительства по закупке зерна за рубежом и обеспечению хлебом населения не безграничны! В республике, как я уже отметил, имеются возможности по увеличению производства зерна. В нынешнем году зерновые засеяны на 15 тысяч гектаров поливной пашни. Если урожайность составит как минимум тридцать центнеров с гектара на поливной пашне, мы могли бы получить более трехсот тысяч тонн зерна. К сожалению, реальное положение говорит о другом: общий объем производства в общественном секторе составляет всего лишь 220-230 тысяч тонн. В будущем году нам необходимо произвести не менее шестисот тысяч тонн зерна. Для этого во всех районах республики необходимо расширить площади под озимый сев зерновых, и провести посевные работы на высоком качественном уровне.
Необходимо уделить особое внимание качеству посевного материала. Исфаринский, Гиссарский, Кофарнихонский районы имеют возможности, обеспечивая свои потребности в семенах, одновременно оказать помочь другим регионам страны.
Такими же возможностями располагает и Хатлонская область, однако, к сожалению, она использует недостаточно рационально и эффективно. Руководители министерства сельского хозяйства, "Таджксельхозхимии", "Мадада", "Нафтрасона" и других соответствующих структур агропромышленного комплекса, местных хукуматов несут личную ответственность за проведение сбора урожая нынешнего года и подготовку к сбору урожая года будущего
Несколько слов о животноводстве. На прошедших ранее нескольких совещаниях я уже неоднократно затрагивал эту тему. Несмотря на ряд предпринятых мер, все еще продолжается тревожный процесс снижения поголовья скота.
По сравнению с прошлый годом поголовье скота в Ленинабадской области уменьшилось на 13816 голов (14 процентов). В Хатлонской области - 10610 голов (8 процентов), Горном Бадахшане - на 3808 голов (13 процентов). Не лучше положение и в Ленинском, Кофарнихонском, Турсунзадевском, Файзабадском районах.
Вместе с тем следует отметить, что в частном секторе наблюдается ускоренного увеличения поголовья скота. Таким образом, сама жизнь подсказывает, что нам пора провести серьезные преобразования и в этой сфере.
Мы не раз и не два проводили беседы с руководителями отстающих районов, однако, как видно, положение так и не изменяется. Главной причиной нашего отставания является не только то, тот или иной руководитель не справляется со своими обязанностями. Главной причиной является то, что нынешняя система хозяйствования на селе не отвечает тем условиям, которые возникли при свободной рыночной экономике. Более того нынешняя система хозяйствования противоречит политике свободной рыночной экономики, поэтому необходимо предпринимать срочные меры по преодолению этого противоречия.
Все республики бывшего союза отказались от централизованной системы хозяйствования.
У нас много проблем при внедрении новых методов хозяйствования и реализации поэтапной экономической реформы. Но мне хотелось бы остановиться на одной из самых острых проблем.
В этом заключается и психологическая проблема. Все мы работали семьдесят лет в жестких рамках командно-административной системы, и сегодня многие даже не могут представить себе, как это, например, дехканин может нормально работать без указаний, приказов и контроля верху. Для преодоления этих опасений необходимо в первую очередь изменить психологию руководителей хозяйств, районов и министерств. Они должны осознать, что в новых условиях единственным рычагом воздействия на людей труда являются соблюдение законов, прав и свобод человека и своевременная уплата налогов.
Посудите сами: в Таджикистане на каждого жителя приходится одиннадцать соток обрабатываемой земли. По сравнению с количеством земли, которая приходится на душу населения, например, в и Китайской народной республике, это в несколько раз больше. После проведения в Китайской Народной Республике радикальных экономических реформ и отказа от административно-командной системы эта страна не только полностью обеспечивает свое более чем миллиардное население, но и экспортирует продукцию за пределы страны. Этот ценный опыт может стать для всех нас хорошим уроком. В связи с этим мне хотелось бы обратиться к представителям интеллигенции республики, к нашим ученым и талантливым публицистам, чтобы они разъяснили народу необходимость перехода к качественно новой системе хозяйствования на селе и не остались безучастными к нуждам и чаяниям простых людей.
Еще раз повторяю: стыдно стране, которая имеет возможности производства продовольственной продукции на протяжении всех четырех времен года, ввозить ее из-за рубежа.
В связи с этим я надеюсь, дорогие друзья, что сегодняшняя встреча станет для вас тревожным сигналом и вы предпримете безотлагательные меры по исправлению положения, проведению радикальных реформ в отрасли агропромышленного комплекса.