Обращение к соотечественникам, находящимся
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАДЖИКИСТАНА
(16 января 1994 года)
Уважаемые и дорогие соотечественники!
Республика Таджикистан - наша любимая Родина - находится на пороге важнейших политических перемен. История еще раз предоставила таджикам возможность внести совместный вклад в определение судьбы нашей древней нации. Мы должны обсудить Конституцию Республики Таджикистан, принять ее на всенародном референдуме, и на основе Конституции провести выборы высших органов власти Республики.
Проведение этих судьбоносных политических мероприятий, от которых непосредственно зависит будущее независимости нашего государства, наша сегодняшняя и завтрашняя жизнь, жизнь наших детей, запланировано на конец нынешнего года.
Дорогие соотечественники, наша общая Родина – Таджикистан, хотя и пережила многочисленные моральные и материальные лишения, смогла сохранить политическое единство, территориальную целостность и свою независимость. Сегодня Таджикистан движется по пути обновления и надеется на вклад каждого своего сына, который может принять участие в этом обновлении. В пережившем лишения войны Таджикистане сегодня утвердилась обстановка примирения и взаимопрощения. На протяжении нескольких месяцев продолжаются конструктивные переговоры с различными политическими силами, и мы твердо уверены в том, что достигнем взаимопонимания со всеми сынами нашей матери-Родины. Брат не должен таить вражду к брату. Мы верим, что вы вновь вернетесь на Родину своих предков, протянете друг другу руку братства и зажжете очаг в домах своих отцов.
Мы верим, что вы, наши соотечественники, проживающие за пределами Таджикистана, примете активное участие в политической и экономической жизни республики. Руководство Таджикистана готово всесторонне содействовать вашему возвращению. Мы заявляем о своей готовности, по-братски, рассмотреть все ваши экономические, социальные и политические потребности, для удовлетворения общих интересов.
Мы скажем "добро пожаловать" каждому дорогому соотечественнику, который помнит свою Родину, и создадим все условия для него, его братьев и сестер, для их возвращения. Мы верим в то, что в Вас осталось высокое патриотическое чувство, и что вы с достоинством воспримете те обстоятельства, которые мешали вашему возвращению.
Дорогие соотечественники, у нас, таджиков, одна Родина, и наш долг – любить и благоустраивать её.
ПОЛЕ БРАНИ - НЕ МЕСТО ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Ответы на вопросы корреспондента газеты «Красная Звезда»
(январь 1994 г.)
- Уважаемый Эмомали Шарипович, обстановка в Таджикистане все еще остается сложной. Вместе с тем бросаются в глаза признаки перехода от военной к мирной жизни. Какие шаги предпринимает для развития этого процесса руководство республики?
- С первых же дней, с первых моментов после избрания нового руководства республики мы прилагаем все усилия для обеспечения мира и спокойствия. С тех пор прошло уже более года, однако до полной нормализации в политической жизни и в экономике еще далеко. Самые главные наши усилия были направлены на объединение и сплочение народа, на восстановление разрушенного народного хозяйства. С целью достижения мира и примирения между различными политическими силами и общественными организациями мы трижды объявляли о проведении всеобщей амнистии. Те, кто путем обмана был втянут в вооруженную борьбу против законного правительства, получили возможность вернуться к мирной жизни. Однако те, кто не захотел сложить оружие, переправились через пограничную реку Пяндж в Афганистан. Сегодня они и там осложняют положение, вызывая озабоченность руководства Афганистана.
- Одно время было много разговоров о якобы сепаратистских настроениях руководителей некоторых регионов вашей Республики, существует ли сегодня проблема среди областей Таджикистана?
- Некоторым хочется, чтобы эта проблема была. Однако я заявляю вам с полной ответственностью, что сепаратистские устремления в нашей республике имели вовсе не тот масштаб, который изображают некоторые авторы. Сегодня между центральным правительством и Ленинабадской областью восстановлено полное взаимопонимание и согласие. Должен признать, что имеются определенные трудности во взаимоотношениях с горным Бадахшаном. Причина заключается в том, что часть боевиков непримиримой оппозиции нашла убежище за Памирским перевалом. Они боятся понести ответственность за преступления, совершенные на юге республики и в ее столице. Поэтому в их интересах - настроить мирное население автономной области против Центра. Кроме того, боевики перекрыли движение по дороге Душанбе - Хорог, что в настоящее время осложнило доставку в эту область товаров народного потребления, горючего, продовольствия, они умело использовали сложившееся положение.
Сегодня дорога открыта, согласно постановлению, принятому Советом Министров, области предоставлен долгосрочный льготный кредит на сумму 22 миллиарда рублей, будет также оказана помощь в улучшении медицинского обслуживания, в отраслях торговли и транспорта, жилищного строительства. Понятно, что это нелегкое дело, поскольку экономика республики переживает глубокий кризис.
- Но Душанбе до сих пор тоже не выпускает из рук оружия. В связи с этим высказываются предложения о том, что полная нормализация ситуации в Таджикистане возможна только политическими, а не военными средствами. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Уже в самом вашем вопросе содержится критика руководства республики. Но я не могу согласиться с этим. Мы были вынуждены применить силу в отношении вооруженной оппозиции. Согласитесь, что поле битвы - это не место для проведения переговоров. Прежде всего, необходимо прекратить кровопролитие. Этого мы достигли в конце 1992 года. За прошедшие годы нам удалось достичь взаимопонимания и наладить сотрудничество с напуганными войной дехканами, с колеблющимися представителями интеллигенции. Если бы нам не удалось сделать это, то сегодня мы не имели бы стратегии экономических реформ, проекта Новой Конституции и ряда фундаментальных законов, принятых парламентом. Все это – результат работы ученых, юристов, писателей и высококвалифицированных специалистов. Они поверили нам и оказали нам поддержку. Сегодня наступило время проведения активных политических переговоров с теми руководителями оппозиции, кто не принимал участия в военных действиях.
- Как вы оцениваете роль России и других государств СНГ в деле сохранения независимости Таджикистана? Какое влияние оказывает пребывание коллективных миротворческих сил на положение внутри страны?
- Мне хотелось бы низко склонить голову перед родителями и близкими тех героев, которые летом 1993 года погибли в бою на 12-й пограничной заставе. Никаких слов не хватит, чтобы выразить грусть, соболезнование и уважение памяти этим героям. Мы от всей души выражаем благодарность народам и правительствам всех стран СНГ.
К сожалению, до сих пор пограничники гибнут в боевых столкновениях с нарушителями границы. Именно для прекращения этого в Таджикистан были приглашены коллективные миротворческие силы СНГ. На мой взгляд, само их присутствие здесь оказывает позитивное воздействие на моральный климат в республике и настроение населения.
Задача коллективных миротворческих сил, в первую очередь, заключается в нормализации обстановки на границе. Наряду с этим они выполняют задачи, общие для всех народов СНГ, а особенно для народов стран Центральной Азии.
- Имеет ли сегодня Таджикистан возможности для создания своих собственных вооруженных сил? Каким, на Ваш взгляд, может быть в будущем военное сотрудничество с Россией и другими государствами СНГ?
- Таджикский народ не готов воевать с кем-либо. На территории нашей республики не имеется каких-либо крупных воинских подразделений, за исключением 201-й дивизии, которая сегодня находится в подчинении России. Поэтому, в случае необходимости оказания противодействия вооруженным группировкам, пересекающим границу, мы оказываемся в сложном положении.
Свою народную армию мы создаем поистине в боевых условиях. Верховный Совет республики уже принял законы «Об обороне» и «О вооруженных силах Республики Таджикистан». Однако для реализации этой задачи наших средств недостаточно. Дефицит государственного бюджета в настоящее время составляет 130 миллиардов рублей. В связи с этим, расходы по содержанию коллективных миротворческих сил в Таджикистане в настоящее время распределяются следующим образом. Россия взяла на себя половину этих расходов, Казахстан и Узбекистан - по пятнадцать процентов, Киргизстан и Таджикистан - по десять процентов расходов.
- Какой Вы видите в будущем национальную армию? Нуждается ли Таджикистан в привлечении офицерских кадров из других государств?
- Посмотрим, каково нынешнее положение. По данным Министерства обороны, которому всего лишь год со времени создания, мы располагаем бригадой особого назначения №11 имени Файзали Саидова, отрядом особого назначения, вертолетной эскадрильей и военным госпиталем. Число офицеров-таджиков очень невелико. Исторически сложилось так, что наши соотечественники не придавали особого значения воинской службе. Однако сегодня возникла необходимость в подготовке национальных военных кадров.
В городе Душанбе создан военный колледж имени Сангака Сафарова, создается учебная бригада. В городе Худжанде создан военный лицей по типу суворовских училищ. Нам бы очень хотелось, чтобы наша армия как минимум наполовину состояла из представителей коренной национальности. Пока это - дело отдаленного будущего. В подготовке высококвалифицированных офицерских кадров, особенно среднего и высшего звена, мы рассчитываем на помощь России, Украины, Казахстана и других дружественных нам государств.
Что касается условий службы офицеров из других государств в нашей армии, мне хотелось бы сказать следующее: в этом вопросе мы будем действовать в соответствии с принятыми международными критериями. Однако это, повторяю, находится пока лишь в стадии разработки. Сейчас же мне хочется еще раз выразить благодарность доблестным воинам Российской Федерации и других государств СНГ, которые совместно с воинами нашей республики охраняют южные рубежи содружества.