ВОПРОС: Каковы, на ваш взгляд, главные итоги пути, пройденного независимым Таджикистаном, занятым ныне строительством достойной жизни?
ОТВЕТ: Два года — срок небольшой, а для истории вовсе мгновение. Но за эти годы на долю нашего народа выпало столько горя и страданий, что другие страны не испытали за столетия. Бессмысленная братоубийственная война, развязанная группой авантюристов, унесла десятки тысяч человеческих жизней. Потери, действительно, невосполнимые. Республика оказалась отброшенной назад на многие годы. Но из трагических событий, горьких уроков истории народ сделал правильный вывод и твердо и однозначно взялся за строительство подлинно демократического светского общества. Таджикистан проводит внешнюю миролюбивую политику, и это по достоинству оценено мировым сообществом. Примечательно, что за два года независимости республика стала полноправным членом ООН, СБСЕ, вступила в Организацию экономического сотрудничества, Исламскую конференцию, Международный валютный фонд, Банк реконструкции и развития, а также в некоторые другие международные организации. Таджикистан все более наращивает свою активность во внешней политике, что способствует укреплению его международного авторитета. Исключительно важное значение для нас имеет укрепление связей со странами СНГ. Подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией, Узбекистаном, Беларусью, заключены важные соглашения об экономическом сотрудничестве с другими государствами бывшего Советского Союза. Приоритетное направление имеет имеет взаимодействие с государствами азиатского региона, в частности, с Афганистаном, Ираном, Турцией, Индией, Китаем и другими странами. С улучшением взаимоотношений с США и рядом других стран Европы и Азии мы связываем в немалой степени свое дальнейшее развитие.
Немаловажных перемен происходит внутри страны. Главной из них являются прекращение гражданской войны, и возвращение значительной части беженцев в родные места. За короткий срок нам удалось восстановить органы власти на местах, навести относительный правопорядок. Нормализована деятельность республиканских министерств, Госкомитетов и ведомств. Конечно, очень много проблем накопилось в отраслях народного хозяйства, и сегодня мы ищем наиболее эффективные способы подъема экономики. С этой целью осуществляется поэтапная работа по переходу к разнообразным формам собственности, по либерализации цен, а также повышению конкурентоспособности наших предприятий и их продукции на мировом рынке.
Набирают силу новые формы и методы экономических и финансовых отношений, преодоления барьеров на пути полного перехода к рыночным отношениям.
С трудом, постепенно, налаживаются хозяйственные связи с бывшими республиками Союза. Нехватка горюче-смазочных материалов, трудности с финансированием мешают полной стабилизации экономики страны. Вызывает некоторое удовлетворение и то, что в стране обозначилась четкая тенденция к стабилизации общественно-политической ситуации. А это немаловажно для нормализации народного хозяйства и вывода всей экономики из глубочайшего кризиса, в котором она ныне находится.
ВОПРОС: Жители республики с понятным беспокойством и тревогой воспринимают каждое обострение ситуации на границе, хотя страны СНГ сегодня предпринимают эффективные шаги по ее укреплению. Проблема не случайно волнует каждого, ибо люди знают, что без стабилизации всей общественно-политической обстановки просто трудно реализовать созидательные экономические программы, какими бы привлекательными они ни были...
ОТВЕТ: Вопрос о ситуации на границе стоит в центре внимания руководства Таджикистана. Хотел бы подчеркнуть, что укрепление таджикско-афганской границы является особой заботой большинства стран - членов СНГ, ведь она юридически считается внешней границей стран Содружества.
Кстати сказать, проблема границы была одной из главных на переговорах с президентом Исламского Государства Афганистан профессором Бурхониддином Раббани. Дело в том, что афганский президент, так же как я и все население республики, действительно озабочен обстановкой на таджикско-афганской границе. На сегодня у нас есть гарантии по предотвращению новых конфликтов, нападения на наши пограничные заставы. Это, прежде всего, договор с Российской Федерацией, подписанный 26 мая 1993 года. Во-первых, договор поможет в укреплении и защите южных рубежей СНГ, то есть таджикско-афганской границы. Во-вторых, он окажет содействие в создании Вооруженных Сил нашей республики.
Наш благодарный народ признателен братским странам: Казахстану, Узбекистану, Кыргызстану за их неоценимую помощь в решении многих проблем, в том числе на границе. Батальоны этих стран несут службу совместно с российскими пограничниками вдоль южных границ. Делается это в соответствии со статьей 51 Устава ООН и минскими договоренностями от 22 января 1993 года.
В этих же целях используются и дипломатические каналы. Наши переговоры в Кабуле показали, что руководство Исламского Государства Афганистан осознает, насколько взаимосвязаны проблемы стабилизации общественно-политической ситуации в Афганистане и Таджикистане. Б. Раббани согласился, что мы сообща должны поработать над этой проблемой. В этом же заинтересованы и все страны центральноазиатского региона. Объединенными усилиями, я надеюсь, нам удастся предотвратить развитие конфликтов на границе. Тем более, что в них сегодня никто не заинтересован.
ВОПРОС: В средствах массовой информации дальнего и порой ближнего зарубежья нередко появляются публикации, в которых утверждается, что в Таджикистане установлен прокоммунистическнй режим. Каково ваше отношение к таким сообщениям и подобным материалам?
ОТВЕТ: Действительно, отдельные средства массовой информации в странах СНГ упрекают нас внарушении демократических свобод. Однако давайте обратимся к фактам, а не к эмоциям. Запрещение деятельности ДПТ, ИПВТ, «Растохеза» и «Лаъли Бадахшон» на территории республики из-за их преступных действий, доказанных следствием и судом, вовсе не означает запрета на политическую деятельность вообще.
Вот вам пример: сейчас в республике одновременно создаются Народная партия Таджикистана и Партия экономического и политического обновления. В сентябре прошлого года была создана Партия свободного труда, которую никто не запрещал — не было оснований, как и не запрещена, кстати, Компартия Таджикистана.
И потом, разве в других странах СНГ, к примеру, в России, компартии запрещены законом? Да нет же, они есть, они существуют. Так почему же только Таджикистан принято в московской прессе именовать прокоммунистическим? Это несправедливо и не соответствует действительности. Коммунистическая партия Таджикистана сегодня не у руля государственного управления. У нас парламентская республика. КПТ перестала быть государственной структурой. Она ныне занимается только общественной деятельностью.