Лекция №2. Исторические предпосылки становления партнёрских отношений в дореволюционный период.
План лекции:
1. Рост самосознания рабочих и создание профсоюзов.
2. Создание корпоративных объединений промышленников.
3. Заключение коллективных договоров.
1. Ростки партнёрства проявились в начале ХVІІІ в. Указ и «Регламент» Петра І (1722 г.) предписывал ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казённых заводах, а также установить максимальный размер заработной плати.
В 1803 г. при передаче в частные руки казенной шёлковой фабрики в Купавне составлено особое «Положение». В нём были требования к новому владельцу сократить число рабочих часов в день с 13 до 12, устроить богадельню для одиноких старых и больных рабочих и сирот, выплачивать зарплату рабочим за простойные дни, когда фабрика не имела сырья для работы. Зарплата подлежала пересмотру каждые 10 лет в зависимости от повышения цен на хлеб и др. жизненные припасы.
В царствование Александра І рабочие Франовской мануфактури Богородского уезда подали прошение на высочайшее имя с просьбой разрешить избрание старост, которые следили бы за порядком расчётов с рабочими и присутствовали при приёмке произведенного продукта. В 1818 г. их просьба была удовлетворена.
Создавались примитивные союзы работников: ссудные, ссудо-сберегательные, пенсионные, похоронные кассы.
К концу ХІХ в. в России действовали 16 фабрично-заводских рабочих обществ взаимопомощи, 54 всесословных похоронных кассы.
Существенное влияние на разработку правовой базы трудовых отношений оказало рабочее движение 80-х гг., в особенности Морозовская стачка 1885 г. В 1886 г. был издан закон, включающий в себя три самостоятельные части:
- порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих;
- правила внутреннего распорядка, наказания и штрафы;
- надзор со стороны фабричных инспекций.
Закон 1897 г. ограничил продолжительность рабочего дня в фабричной и горной промышленности 11,5 часа, а ремесленников и рабочих военного ведомства – 10 часами. Труд малолетних детей (до 12 лет) был запрещён, вводилось 66 дней обязательного отдыха в году (52 – воскресных и 14 – общегосударственных).
10 июня 1903 г. принят Закон «Об учреждении старост в фабричных предприятиях». Через них рабочие получили право решать ряд своих проблем. Выборы старост, проходившие на волне революционных событий 1905 г., способствовали стихийному созданию советов старост, комиссий депутатов, заводских комитетов, которые впоследствии стали базой создания профсоюзов.
4 марта 1906 г. царь издал «Временные правила о профессиональных обществах….», где отмечалось, что профсоюзы не могут ставить политические задачи. Их целью должно быть выявление и согласование экономических интересов и улучшение условий труда своих членов. Стали создавать профсоюзы и интеллигенция.
2.Созданию корпоративных объединений промышленников, работодателей способствовали властные структуры царской России. В 1828 г. по инициативе органов государственного управления создаётся Мануфактурный совет, основной деятельностью которого являлось оказание помощи правительству в сборе необходимых сведений о промышленности.
В 60 – 70 гг. создаются научные общества – Императорское техническое общество и Общество для содействия русской промышленности. В 1870 г. состоялся первый торгово-промышленный съезд, сформулировавший рекомендации о создании общественных объединений предпринимателей. В 1872 г. при Министерстве финансов и на местах создаются советы торговли и мануфактур, содействовавшие формированию и развитию бирж.
В ответ на массовые выступления рабочих 90-х годов промышленники создают «Петербургское общество» для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности. Его цель – консолидация интересов промышленников во взаимоотношениях с работниками, рабочим движением. Такие общества были созданы в Москве, Риге, Екатеринбурге, Костроме, на Дону.
В 1906 г. организованы новые объединения предпринимателей – Съезды представителей промышленников и торговли, объединившие 37 представительных организаций и 57 промышленных, транспортных и торговых компаний. Возглавлял это новое объединение Совет съездов, являющийся ведущей ассоциацией буржуазии. Законом в 1886 г. введены расчётные тетради. В них отмечалось количество отработанных дней в месяц и месячный заработок. За самовольное оставление рабочего места на работника налагался штраф в размере месячного жалования.
3. Практика подписания коллективных договоров начата в ходе революции 1905 – 1907 гг. Осенью 1905 г. коллективные договора и соглашения профсоюзов с предпринимателями подписали работники пекарен, предприятий торговли, морских портов, ряда текстильных и металлургических предприятий.
В результате длительной и настойчивой борьбы рабочих союзов, объединений средняя продолжительность рабочего дня на фабриках и заводах в 1913 г. снизилась до 9,9 часа, а зарплата увеличилась на 7,5 %.
Коллективные договора были довольно разнообразны, но всегда включали требования о сокращении рабочего дня, увеличении зарплаты, урегулировании вопросов перерыва в работе, сокращении предпраздничных работ и т.п.
Формирование социально-трудовых отношений прошло в дореволюционной России несколько этапов:
1. Период 60-80 гг. – попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере в период царствования Александра ІІ и деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства; формирование политики попечительства как жёсткой регламентации отношений работодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовых отношений.
2. Период 90 –х годов – начала ХХ века (до революции 1905 г.) характеризуется стремлением властных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическому этапу в истории России. В этот период осуществляется создание организационных структур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, в отраслях.
3. Период революции 1905 – 1907 гг. привнёс принципиальные качественные изменения в социально-трудовые отношения. Создаются профсоюзы как институт социального партнёрства. Наиболее инициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себя предприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения.
4. Период Первой мировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализацией трудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. В России проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений.
Особенности процесса формирования партнёрских отношений в России в конце ХІХ – начале ХХ века – патриархальность, живучесть традиций крепостного права во всех отраслях экономики. Преобладающая часть промышленных предприятий располагалась в сельской местности, большинство рабочих на них составляли крестьяне, не прерывавшие связь с землёй, с общиной. Многие предприниматели были представителями купеческо-дворянско-крестьянского происхождения, сохранившие сословность и другие нормы общественных отношений традиционного общества.
В России роль государства и властных структур в регулировании отношений партнёрства между предпринимателями и рабочими была особенно велика. Это прежде всего проявилось в попечительстве государственными органами сфер образования, медицинского обслуживания, ограничения женского и детского труда, регулирования процессов найма, продолжительности рабочего дня, социального страхования рабочих.
Несмотря на специфические условия социально-экономического развития, России в целом шла в русле общих цивилизованных закономерностей механизма социального партнёрства. В дореволюционном законодательстве начала ХХ в. проявились первичные составляющие данного механизма:
а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения;
б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;
в) формировались основы обязательного социального страхования, которое строилось на принципах социального партнёрства. Появились правовые формы обязательного государственного страхования работников как результат сотрудничества работников и работодателей при активной роли государства.