Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 17 марта 2010 г.), которая была принята в целях установления в системе прокуратуры РФ единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан. Вся работа по рассмотрению и разрешению обращений и приема граждан подчинена решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. В связи с этим каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которых относится решение вопроса. При этом заявитель имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры РФ. При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, ненадлежащего и несвоевременного исполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
Следует иметь в виду, что законодателем запрещено преследование гражданина в связи с его обращением в органы и учреждения прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
а) Порядок обращения. Согласно ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращения и запросы должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ. Обращения могут быть индивидуальными, т. е. поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.
Итак, граждане, должностные лица и иные лица могут обращаться в прокуратуру с письменными или устными предложениями, заявлениями, жалобами или ходатайствами, в том числе коллективными, которые в своей совокупности называются обращениями. В пункте 1.11 указанной Инструкции содержатся определения перечисленных средств обращения в органы прокуратуры. Так, под предложением понимается рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально‑экономической и иных сферах. Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – это та же просьба заявителя, но ее содержание сводится к восстановлению или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Граждане, должностные лица могут обращаться в прокуратуру с ходатайством , т. е. с изложенным в письменной форме обращением заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод. Коллективное обращение – это не только обращение двух или более лиц, но и обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
В прокуратуру могут обращаться и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Документ, который направляется в органы прокуратуры указанными представителями законодательной власти, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос, называется обращением.
Кроме того, в органы прокуратуры могут поступать запросы , т. е. оформленные надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документы, направленные уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ по вопросам, входящим в их компетенцию, а также парламентские запросы. Парламентский запрос представляет собой запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора РФ.
Органы прокуратуры уполномочены рассматривать обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, а также обращения граждан, направленные средствами массовой информации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Поступающие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрации. Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в органы, уполномоченные производить их прием, регистрацию и разрешение.
В подразделениях Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах в пределах предоставленной компетенции разрешаются обращения и жалобы граждан, должностных и юридических лиц на решения прокуроров субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти в округе. По поручению Генерального прокурора РФ или его заместителей также разрешаются обращения и жалобы на решения, принятые по уголовным делам (материалам) прокурорами субъектов РФ и их заместителями, если такие дела и материалы не находятся на контроле в отраслевых подразделениях Генеральной прокуратуры РФ.
Письменные обращения граждан, должностных лиц должны отвечать определенным требованиям . Прежде всего, в письменном обращении должно содержаться либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилия, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личная подпись указанного гражданина и дата. Соблюдение данных требований является необходимым, поскольку на обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его (например, если не указаны фамилия и почтовый адрес), ответ не дается. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
При этом не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, о чем в указанный срок автору обращения направляется мотивированное сообщение. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Об этом также в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой. Без разрешения могут быть оставлены и обращения, лишенные по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.
б) Прием и рассмотрение обращений. По каждому обращению, поступившему в органы прокуратуры РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к рассмотрению;
о прекращении проверки;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о приобщении к ранее поступившей жалобе.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата. Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. По результатам проведенной проверки копии данных обращений и ходатайств при необходимости направляются в органы следствия или дознания, а в случае выявления нарушения – одновременно с актами прокурорского реагирования, о чем сообщается заявителю.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в такой же срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. При этом запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
В Генеральной прокуратуре РФ после предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:
обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ, Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ;
парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур субъектов РФ;
обращения других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ и высшими должностными лицами РФ.
Заместители Генерального прокурора РФ уполномочены рассматривать:
обращения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, заместителей председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Следственного комитета, заместителей Секретаря Совета Безопасности РФ, заместителей Председателя Счетной палаты РФ и аудиторов, членов Общественной палаты РФ, Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – заместителя министра юстиции РФ, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляют министерства, высших должностных лиц субъектов РФ;
обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, содержащие просьбу проинформировать членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ о результатах рассмотрения;
обращения, в которых обжалуются решения начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ либо содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Генерального прокурора РФ.
В органах прокуратуры РФ ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на особый контроль.
Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения:
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, содержащие просьбу проинформировать членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ о результатах рассмотрения;
высших должностных лиц субъектов РФ;
депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов РФ, а также органов военного управления;
руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
в которых обжалуются решения их заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров субъектов РФ, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина;
других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры субъекта РФ, а также должностными лицами законодательных (представительных) органов государственной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.
Прокурорам субъектов РФ передаются также поручения, связанные с рассмотрением запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иные поручения, поступившие из Генеральной прокуратуры РФ.
в) Разрешение обращений и запросов. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур. В случае если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ направил запрос не Генеральному прокурору РФ, а его заместителям или иному должностному лицу органов прокуратуры, он рассматривается и разрешается как обращение.
Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе обращения по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, а также материалов прокурорских проверок. При необходимости истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как правило, с выездом на место. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – и заявители. При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
Парламентские запросы окончательно разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, поскольку направление их для разрешения в прокуратуры субъектов РФ не допускается.
При разрешении наиболее сложных обращений, а также обращений, рассмотрение которых взято на особый контроль, составляется мотивированное заключение, которое утверждается в Генеральной прокуратуре РФ и Главной военной прокуратуре начальником структурного подразделения, в прокуратуре субъекта РФ и нижестоящей прокуратуре – прокурором.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений: «удовлетворено», когда приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; «удовлетворено повторное обращение», «отклонено», ввиду признания требований заявителя, изложенных в обращении, необоснованными; «разъяснено», «принято иное решение» (обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка) или «направлено» (направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности).
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре РФ – Генеральный прокурор РФ, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, в прокуратурах субъектов РФ и нижестоящих прокуратурах – соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.
г) Сроки разрешения обращений. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение тридцати дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Парламентский запрос разрешается в срок до пятнадцати дней со дня регистрации или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ срок. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ разрешается не позднее тридцати дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок.
Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки – не позднее тридцати дней со дня регистрации обращения. В случае если обращение требует проверки, о ее проведении в семидневный срок со дня регистрации обращения сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора РФ, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта РФ, прокурора нижестоящей прокуратуры. Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается в прокуратурах субъектов РФ и нижестоящих прокуратурах.
В срок не позднее пятнадцати дней разрешается и запрос Уполномоченного по правам человека в РФ. Не позднее чем через тридцать дней со дня регистрации разрешается запрос Общественной палаты РФ, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой РФ, – не позднее чем через четырнадцать дней.
Обращения, поступившие от Президента РФ, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно.
Начало течения срока рассмотрения и разрешения обращений и запросов связано с моментом их регистрации в соответствующем органе прокуратуры РФ, а в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах – с моментом их регистрации в этих подразделениях. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении. Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц может быть продлен прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на тридцать дней. В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре первичное продление срока проверки запросов и обращений, взятых на особый контроль, осуществляется заместителями Генерального прокурора РФ, о чем сообщается в организационное управление Главного организационно‑инспекторского управления. Дальнейшее продление срока осуществляется Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ срок разрешения таких обращений продлевают заместители прокурора, а дальнейшее продление осуществляет прокурор субъекта РФ с одновременным уведомлением авторов обращения и должностного лица прокуратуры, взявшего рассмотрение обращения на особый контроль.
д) Результаты разрешения обращений. Взятые на особый контроль обращения считаются разрешенными и снимаются с контроля только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости – о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором. При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы. Подробная аргументация в ответах на обращения, связанных с расследованием уголовных дел, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия.
При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ заявителям начальник отдела, а повторных обращений – начальник управления, главного управления, заместитель Главного военного прокурора, заместитель Генерального прокурора РФ. В прокуратурах субъектов РФ решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления и отдела, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований – заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. В нижестоящих прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие.
Ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника главного управления, управления, прокурора соответствующей прокуратуры может дать начальник отдела, рассматривавшего обращение. Ответы на обращения, поступившие от Президента РФ, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также на обращения, разрешение которых взято на особый контроль, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ либо содержатся данные о нарушениях законности, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ, и на другие обращения особого контроля направляются за подписью Генерального прокурора РФ либо лица, его замещающего, если не установлено иное.
Материалы, необходимые для ответа на обращение, разрешение которого взято на особый контроль, представляются для доклада Генеральному прокурору РФ или его заместителям, с проектом ответа либо в виде доклада для выступления. В случае направления обращения, разрешение которого взято на особый контроль, для рассмотрения в прокуратуру субъекта РФ ответ заявителю подписывается руководителем прокуратуры со ссылкой на поручение Генерального прокурора РФ.
Ответы членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ на обращения, содержащие просьбу проинформировать о результатах рассмотрения, которые разрешаются непосредственно в Генеральной прокуратуре РФ, подписываются заместителем Генерального прокурора РФ.
е) Личный прием граждан, представителей государственных и общественных организаций и иных лиц. В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется Приемной в день их обращения с участием, при необходимости, представителей отраслевых подразделений. По вопросам, относящимся к компетенции инспекторского управления Главного организационно‑инспекторского управления, прием осуществляется непосредственно в этом управлении. Начальники главных управлений, управлений и отделов, их заместители принимают граждан с обращениями на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ.
Прием Генеральным прокурором РФ и его заместителями осуществляется по обращениям, которые разрешались в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ начальниками главных управлений, управлений и отделов, либо по обращениям на действия прокуроров субъектов РФ, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств. Руководителями Генеральной прокуратуры РФ, начальниками главных управлений, управлений и отделов принимаются граждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ либо его заместителями.
В подразделениях Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах графики приема граждан утверждаются заместителями Генерального прокурора РФ, курирующими вопросы федеральных округов. В прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры РФ и входящих в ее состав институтах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня представителем подразделения, отвечающего за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. При этом порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.
Работники Приемной выдают гражданам направления на прием в главные управления, управления и отделы, сообщают в подразделения центрального аппарата сведения о времени и месте приема, а при отсутствии оснований для приема граждан в главных управлениях, управлениях, отделах или у руководителей Генеральной прокуратуры РФ дают заявителям разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться. В необходимых случаях работники Приемной принимают письменные обращения, которые направляются на рассмотрение в структурные подразделения либо в соответствующие прокуратуры, министерства и ведомства. При направлении граждан на прием в главные управления, управления и отделы работники отделов документационного обеспечения подразделений Генеральной прокуратуры РФ своевременно извещают об этом прокуроров, руководителей подразделений и незамедлительно представляют им надзорные производства, выдают справки и иные необходимые документы. Посетители, направленные из Приемной на прием к работникам управлений и отделов органов прокуратуры с первичными жалобами, принимаются незамедлительно. При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель. Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования.
При повторном обращении посетителей в Приемную по тем же вопросам и их несогласии с ранее принятыми в главных управлениях и управлениях решениями работники Приемной организуют прием граждан у руководителей главных управлений и управлений, а в необходимых случаях докладывают об этом заместителям Генерального прокурора РФ. При отсутствии оснований для организации приема граждан у заместителей Генерального прокурора РФ заявителям даются письменные или устные мотивированные ответы.
В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в приемной, в нижестоящих прокуратурах – в доступном для заявителей месте. Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре РФ работниками отдела прохождения корреспонденции, а в других прокуратурах – специально назначенными работниками.