Теории социальной структуры и стратификации

25. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный институт(статус)».

Социальный класс – большая группа людей, отличающихся своей ролью в системе обществ, права и отношения к средствам права. Они занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собствен­ности на средства производства и распределения общест­венного продукта.

Социальная группа – общность людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений.

Социальная страта – большая группа людей, имеющих общие признаки и критерии социального расслоения и обладающих определенным видом и уровнем престижа.

Социальный институт(статус) – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития общества в целом.

33. Критерии общественного прогресса

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания.

Второй критерий – степень свободы личности – в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности.

Возникает необходимость критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате выявляется третий общий критерий социального прогресса – уровень нравственности в обществе.

В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т. д.

37. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.

Семья - это социальный институт с присущим ему местом и ролью.

Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличи­тельным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.

Семья выступает связующим звеном между индивидуальной и общественной жизнью людей, это сфера жизнедеятельности и удовлетворения основных потребностей человека.

Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании детей. Такой вид взаимодействия регулировался племенными и родовыми обычаями. С возникновением частной собственности и государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

Патриархальные – глава отец, матриархальные – наибольшее влияние матери.

Эгалитарная семья – нет четко выраженного главы семьи и власть распределяется ситуативно (семья равных).

По количеству детей: малодетные (1-2), среднедетные (3-4) и многодетные (5 и более).

По наличию родителей: полные (мать и отец), неполные (только один родитель).

По составу: нуклеарная (состоит из одной брачной пары и их детей) и расширенная (объединяет не только родителей и детей, но и других родственников).

Семья не является застывшей формой и имеет несколько стадий: 1)молодая семья; 2)зрелая семья; 3)семья «опустевшего гнезда», когда повзрослевшие дети покидают родительский дом.

40. Структура и социальные функции семьи как института и как социальной группы

Структура семьи – совокупность отношений между членами, включая отношения родства и систему духовно-нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

Авторитарная

Демократическая

Основные функции семьи:

1. репродуктивная – биологическое воспроизводство общества; удовлетворение потребностей в детях.

2. Регулирования сексуальных отношений – удовлетворение сексуальных потребностей.

3. Экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; получение материальных средств одними членами семьи от других.

4. Воспитательная – социализация молодого поколения; употребление потребностей в родительстве.

5. Статусная – предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство социальной структуры.

6. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

7.Рекреационная – создание для человека чувства безопасности и психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки и сохранение общего жизненного тонуса.

41. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования

По мере исторического развития общества происходят изменения в семейно-брачных отношениях. Традиционная многопоколенная семья практически вытеснена нуклеарной, состоящей из двух поколений: родителей и детей. Оба родителя работают, а количество детей ограничивается 1-2.

Материальное положение семьи, уровень ее стабильности являются важнейшими социальными показателями благополучия общества и государства. Многие перемены можно расценивать как кризисные и одновременно приспособленные по отношению к окружающей социальной среде. Отказ женщины от карьеры в пользу семьи существенно снижает совокупный семейный доход. Высокая ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости. Наличие гражданских браков можно расценить как предоставление большей свободы личности, повышение осознанности совершаемых поступков, тем более что количество разводов в первые годы совместной жизни достаточна велика. Нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов. Настоящим бедствием является рост злоупотреблений алкогольными напитками. Изменилось распределение ролей в современной семье: женщина большую часть времени проводит вне дома, на работе; традиционная роль отца как главы семьи, добытчика ослабла.

44. Социальный институт религии в структуре общества

Религия – особая форма сознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозные организации.

Структура религии:

1. Религиозное сознание– совокупность представлений, чувств, настроений, традиций, идей, основанных на вере в сверхъестественное:

-обыденное (личное отношение);

-концептуальное (учение о Боге, нормы образа жизни).

2. Религиозная деятельность:

-культовая (обрядовая сторона религии);

-внекультовая ( не обрядовая сторона религии).

3. Религиозные отношения:

-культовые (культы: таинства, обряды, молитвы, ритуалы, жертвоприношения, заклинания, богослужения);

-внекультовые.

4. Религиозные организации –объединения последователей той или иной религии, целью которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, обеспечения устойчивости т целостности данного объединения.

Функции:

мировоззренческая состоит в способности вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни;

коммуникативная –общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности.компенсаторная проявляется в том, что вера в сверхъестественное выполняет социальную зависимость и слабость людей, перенося воздаяние за горести, несчастья, болезни, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир.

интегрирующая– способность религии оказывать консолидирующее воздействие на социальную жизнь.

Культуротраслирующая –формулирует вероисповедные ценности, участвует в культурных связях поколений.

45. Структура и социальные функции религии.

Религия – особая форма сознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозные организации.

Структура религии:

1. Религиозное сознание– совокупность представлений, чувств, настроений, традиций, идей, основанных на вере в сверхъестественное:

-обыденное (личное отношение);

-концептуальное (учение о Боге, нормы образа жизни).

2. Религиозная деятельность:

-культовая (обрядовая сторона религии);

-внекультовая ( не обрядовая сторона религии).

3. Религиозные отношения:

-культовые (культы: таинства, обряды, молитвы, ритуалы, жертвоприношения, заклинания, богослужения);

-внекультовые.

4. Религиозные организации –объединения последователей той или иной религии, целью которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, обеспечения устойчивости т целостности данного объединения.

Функции:

мировоззренческая состоит в способности вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни;

коммуникативная –общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности.компенсаторная проявляется в том, что вера в сверхъестественное выполняет социальную зависимость и слабость людей, перенося воздаяние за горести, несчастья, болезни, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир.

интегрирующая– способность религии оказывать консолидирующее воздействие на социальную жизнь.

Культуротраслирующая –формулирует вероисповедные ценности, участвует в культурных связях поколений.

46 Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.

Республика Беларусь – поликонфессиональное государство. В Беларуси зарегистрировано 3106 религиозных общин, которые представляют 25 религиозных направлений. В последние годы отмечаются процессы стабилизации организованности. По данным опросов, около половины населения относят себя к верующим, но большинство не участвуют деятельности религиозных организаций. Большинство верующих отождествляют себя с православием (80%) и католицизмом (10-15%).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь. Другим направлением православия в Беларуси является старообрядчество.

Вторым по влиянию религиозным объединением в республике является Римско-католическая церковь. Также зарегистрированы храмы греко-католиков, община католиков латинского обряда и религиозные организации протестанцизма.

В РБ сохраняются стабильная конфессиональная структура, устойчивая и управляемая религиозная ситуация. Предпринимаются усилия для создания благоприятных условий деятельности религиозных организаций, развития международного диалога и сохранения межконфессионального согласия. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога на недвижимость. Уполномоченный по делам религий и национальностей и местные органы гос управления взаимодействуют с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов. Конфессиональная политика государства направлена на развитие взаимодействия с «традиционными» конфессиями, в первую очередь с бел православной церковью. Приоритеты конфессиональной политики отражены в белорусском законодательстве.

47. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь

Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской Православной церковью.

Политика нашего государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и обеспечение права каждого гражданина на свободу вероисповеданий. Все конфессии у нас равны перед законом. Статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.

В Республике Беларусь запрещены:

1. Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

2. Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

3. Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

48. Социологические исследования как средство познания социальной реальности, его структура, функции и виды

Социологическое исследование – целостная система теоритических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоритических и практических социальных проблем.

Этапы:

- подготовительный;

- полевой;

- этап подготовки и обработки первичной информации;

- заключительный.

Функции:

познавательная

прогностическая

организационно-управленческая

Виды:

1. Разведывательное — самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. Оно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые; позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

2. Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними.

3. Ана­литическое исследование - самый серьезный вид социологического анализа — описывает элементы изучаемого явления или процесса и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей — главное назначение такого исследования. В аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление; изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние.

4. Разовые;

5. Повторные: трендовые, панельные, социальный мониторинг.

Наши рекомендации