Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей. При изучении первого вопроса важно уяснить, что национальный вопрос, межнациональные отношения представляют собой такую сферу общественной жизни
Вопрос 1.
При изучении первого вопроса важно уяснить, что национальный вопрос, межнациональные отношения представляют собой такую сферу общественной жизни, в которой переплетаются история политика, идеология, культура, психика, а нерешенные вопросы взаимоотношений между этносами приводят к межнациональным конфликтам, которые влекут за собой гибель и страдания людей, экономическую разруху, нарушения естественного развития общества. В своих последствиях конфликты на этнической почве очень часто бывают непредсказуемым.
Подтвердить правоту этих утверждений можно многочисленными примерами как из истории разных стран, так и современным их .развитием (США, Германия, Англия, Югославия, Румыния. Болгария, не говоря уже об Африканском континенте или Арабском Востоке). Со всей убедительностью об этом говорит так же опыт последних лет существования СССР, а теперь Содружества Независимых Государств, где национальные конфликты приобрели особенно разрушительный характер
Важно подчеркнуть, что вопреки устоявшему марксистскому утверждению о том, что национальное по от„, ношению к классовому имеет подчиненное значение, современная жизнь подтвердила обратное: национальная солидарность оказалась выше классовой. Не учитывать это — значит быть плохим политиком, обрекать народна постоянные конфликты. Ведь в современном мире практически нет однонациональных государств: человечество говорит на 5651 языке и диалекте, а свыше 90 процентов всех наций, народностей, племен входит в состав многонациональных государств.
Определив место этноса в системе политических отношений, следует обратить внимание на то. что национальный вопрос никогда не существует в «чистом виде», что национальные отношения представляют переплетение разнообразных социально . классовых отношений людей, принадлежащих к различным нациям или национальным группам, при влиянии на них экономических, географических, культурно-бытовых факторов, исторически складывающихся традиций, национальных чувств и настроений.
Затем следовало бы рассмотреть такие вопросы: что лежит в основе этноса? Какие используются признаки для определения этнических границ? Что такое национальная структура? В чем отличие нации, народности, национальных, этнических и этнографических групп?
Ответив на теоретические вопросы, можно переходить к раскрытию практических проблем межнациональных отношений. В частности, следует проанализировать процесс решения национального вопроса в СССР, отметить его положительные и отрицательные стороны, разъяснить ленинское требование «О праве нации на самоопределение». Осуществление этого права в СССР сегодня в различной литературе подвергается критике. Укажите, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны этого процесса. Вопрос этот имеет принципиальное значение.
Вопрос 2
Второй вопрос занятия посвящается раскрытию причин возникновения межнациональных конфликтов. Их важно квалифицировать как объективные и субъективные, связанные с прошлым и настоящим, с внешним вмешательством.
В недалеком прошлом нашего государства, в период культа личности — в 30-е и 40-е годы — репрессиям подверглись многие народы, были ликвидированы их национальные государственные образования, а сами они переселены в другие регионы СССР. Часть репрессированных народов была реабилитирована и политически, и юридически. Однако другая часть — немцы, турки-месхетинцы, корейцы до сих пор не возвращены на прежние места проживания Массовые репрессии целых народов нанесли стране сильнейший экономический и моральный ущерб, привели к гибели сотен тысяч людей. Их последствия запечатлены в национальной памяти народов, проявляются в различных видах недовольства, выступлениях, протестах, требованиях компенсировать потери.
Другой причиной возникновения межнациональных конфликтов, связанной с прошлым нашего общества, является чрезмерная централизация власти в руках союзных государственных органов, ограничение компетенции национальных республик. Это противоречило условиям, при которых проходило образование СССР. Внезапное ослабление, а затем и устранение сдерживающих факторов внешней среды создало условия, в которых накопились застарелые обиды, могли попытаться за них рассчитаться, а те, у кого их нет, могут счесть, что им все дозволено. Так и случилось в бывшем СССР и продолжается сегодня на его территории.
Рассказывая об этих причинах необходимо их подкреплять конкретными фактами из вчерашней и сегодняшней действительности. Это сделает сообщение основательным и убедительным.
Второй блок причин, способствовавших возникновению межнациональных противоречий и конфликтов, связан с накопившимися проблемами в социально-экономической сфере, которые детонируют резкий всплеск этнического сознания на фоне отсталых общественных отношений. В таких условиях националистические проявления нередко принимают чрезвычайно жесткие формы. Примером могут служить трагедии в Нагорном Карабахе и Новом Узене, Ферганской долине Узбекистана и Омской области Кыргызстана, Таджикистане и Тувинской АССР.
К этому блоку причин межнациональных конфликтов следует отнести территориальное историческое расселение народов, а также несовпадение этнических границ с границами бывших союзных и автономных республик и областей, неравный политический статус народов или их частей из-за положенных в основу устройства СССР, Российской Федерации принципов жесткой привязанности нации к территории и иерархии национально-государственных (административных) образований (союзные, автономные республики, автономные области).
Раскрытие сущности и формы проявления шовинизма — важнейшая сторона уяснения причин межнациональных конфликтов. Следует .рассмотреть такие формы национализма, как шовинизм, антисемитизм, ксенофобия, русофон, сепаратизм Конечно, национализм не исчерпывается только этими формами, есть и другие, но перечисленные наиболее часто встречаются в рамках бывшего СССР и нынешнего СНГ и поэтому представляют наибольший интерес. В заключение можно выделить типы конфликтов: 1) социально-экономические; 2) культурно-языковые;
3)территориально-языковые ; 4) сепаратистские.
Вопрос 3
В третьем вопросе важно проследить, какие проблемы национально-государственных отношений возникли на геополитическом пространстве бывшего Союза ССР. Нужно не только перечислить их, но и дать характеристику тому состоянию, в котором оказались народы после ликвидации огромной и сильной в экономическом» военном и политическом отношениях страны.
Национальная политика Российского государства органически продолжает тему последствия распада СССР. Россия также охвачена национальным брожением, в рамках ее государственности проявляются сильные тенденции сепаратизма, уже есть республики, заявившие о выходе из состава России и узаконившие свою независимость от центральных властей.
Здесь важно учитывать национальный состав национально-государственных образований, который очень сильно влияет на эти процессы. В России из 31 национально-территориального образования лишь в восьми коренное население составляет абсолютное большинство, в основном такие национальные автономии расположены на периферии Российской Федерации. Отсюда важнейшим вопросом решения межнациональных проблем становится соблюдение прав человека независимо от его национальной, расовой или религиозной принадлежности. Это тем более необходимо, что в СНГ более 60 млн, человек проживает за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых. В связи с этим рекомендуется изучить Всеобщую Декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года и Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.
Те же проблемы, что и в целом в России и СНГ, стоят и на Кубани. В крае проживают представители 118 наций и народностей, национальных и этнических групп.
В связи с проблемами межнациональных отношений на Кубани рекомендуется изучить Программу стабилизации межнациональных отношений в крае, разработанную и принятую краевым Советом народных депутатов
В заключение можно сформулировать общие и самые важные направления национальной политики России. Они сводятся к следующему: 1) сохранение территориальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира: демократии и .реализма;
2) защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры, на всех территориях бывшего Советского Союза по состоянию на начало перестройки;
3) защита прав национальных меньшинств.
Темы рефератов
· История образования и развития СССР как единого союзного государства.
· Национальная структура и национальный состав Российской Федерации
· Общая характеристика и динамика развития.
· Национализм, характер, особенности и основные формы проявления.
Вопросы для самопроверки (самоконтроля)
1. Ознакомившись е теорией социальной стратификации, составьте «стратификационную карту» нашего общества.
2. Подумайте, какие основные способы согласования социальных интересов существуют в обществе. Какие из них?
3. Как вы думаете, средний класс заинтересован в демократических формах власти?
4. Определите социальную базу сторонников политической либерализации.
5. Как Вы понимаете категорию «средний класс»? По какому основанию видели этот слой? Какова его характеристика?
6. Постройте понятие «национальные отношения»
7. Проанализируйте причины межнациональных конфликтов в кавказском районе.
8. Как Вы понимаете диалектику соотношений классовых и национальных отношений?.
9.Охарактеризуйте этнос. Что лежит в его основе. Признаки, определяющие этнические группы.
10. Ю.Охарактеразуйте исторические общности людей: нация, народность, национальная, этническая группы. И проследите за изменением и развитием национально государственной структуры Российской Федерации.
11. Расскажите о национальном составе Краснодарского края и динамике его изменений.
12. В чем кроется первенство людей? Каким образом знание теории стратификации способствует достижению социальной справедливости?
13. Какова особенность социальной стратификации в России в современный период?
14. Какова характеристика основных классов и социальных групп современной России?
15. Какова роль социальной политики в оптимизации жизни общества?
Рекомендованная литература
а) основная литература:
1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.
2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.
3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.
4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.
б) дополнительная литература:
1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.
2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.