Охранительный либерализм» Б. Н. Чичерина

Чичерин Борис Николаевич(1828-1904 гг.) родился в Тамбовской губернии, в дворянской семье, был крупный помещик. С 1845 по 1849 г. учился на юридическом факультете Московского университета. В 1856 г. получил степень магистра, уехал в научную командировку за границу. По возвращении с 1861 г. по 1868 г. - профессор кафедры государственного права в Московском университете Одновременно с 1863 г. по 1865 г. преподавал государственное право наследнику престола Николаю Александровичу. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушений властями университетского устава. Занимался наукой и написал ряд работ, имевших важное значение для развития русского либерализма. В 1882-1883 гг. - московский городской голова. После отставки жил в своем родовом имении, участвовал в работе тамбовского земства, занимался математикой, философией, естественными науками (был избран почетным членом Русского физико-химического общества).

Основные произведения: «Курс государственной науки», «История политических учений», «Философия права», «Собственность и государство» и др.

Либерализм. Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое должно быть е только опорой престола, но и «защитником свободы».

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

  • уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»;
  • оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения». Поэтому, по мнению Чичерина, предводители оппозиции часто не способны к правлению, когда предоставляется такая возможность;
  • охранительный либерализм - его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. Будучи сторонником охранительного либерализма, Чичерин основной принцип его сформулировал так: «либеральные меры и сильная власть».

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Над ними возвышается государство, как высшее выражение власти, ему принадлежит верховная власть. Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государственная власть должна быть не только фактической, но и законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Форма правления. В целом Чичерин, придерживаясь взглядов греческих античных мыслителей, разделял государства на правильные и неправильные. В его работах анализируются такие формы правления как: абсолютизм, аристократия, демократия, конституционная монархия, условия их возникновения, развития и падения. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Право.По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Естественное право – это идеальные юридические нормы, которые познаются наукой, это область требований природы, справедливости, «вытекающих из человеческого разума и служащих мерилом и руководством для положительного закона».

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

По убеждению Чичерина недостаточность законодательства в конкретных случаях призваны восполнять помилование, амнистия, аболиция.[4] Но они являются мерами чрезвычайными. В нормальном «порядке такое вторжение правительства в область суда не должно иметь места».

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.

В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государ­ственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Основные произведения: «Происхождение современной демократии», «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», «Современные социологи», «Социология» и «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму». Ковалевский был инициатором издания пятитомной антологии «Родоначальники позитивизма».

Будучи приверженцем классического позитивизма, он критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К. Маркса в социологию, характеризовал его как «великого апостола новейшей социологии».

Важнейшим экономическим законом Ковалевский называл закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы.

Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений, что ученый и доказывал на примерах Англии и Франции. Отсюда и вытекала его политическая доктрина конституционной монархии.

Общество, на его взгляд, не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию, а должно быть рассмотрено сквозь призму «теории факторов». Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни. В последние годы творчества мыслитель пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности и государства.

Для него понимание природы государства и его деятельности немыслимо без выявления и учета его исторических корней. Невозможно обходиться, к примеру «без материального понимания действующего закона», неразумно ограничиваться при его изучении лишь формальным анализом предписаний о правах, компетенции, обязанностях, ответственности и т.д. Нельзя понять Американской конституции 1787 г., не уяснив себе, что было заимствовано на этой земле из английского конституционного опыта и традиций, что сохранила новая федерация от старой конфедерации и какие исторические прецеденты (например, Нидерланды) уже имела конфедеративная форма объединения.

Одним из магистральных направлений в его исторических исследованиях стало изучение процесса развития европейского государства. «От прямого народоправства к представительному правлению» – так назывался его трехтомный труд (1906), оставшийся незавершенным. В нем была представлена параллельная история государственных учреждений и политико-правовых идей. Новизна этого вида анализа и обобщений состояла в показе более тесной связи и зависимости политической мысли от течения общественной и политической жизни. В частности, ученый доказывал, что многие варианты доктрины ограниченной монархии и городского респуб­ликанского правления нашли себе место в Средние века в памфлетах, проповедях, дидактических виршах и в текстах поспешных манифестов и разного рода деклараций гораздо раньше, нежели в доминирующих течениях политической мысли и ее классических произведениях.

Наши рекомендации