Политико-правовые взгляды Б.Н. Чичерина.

Юрист, государствовед, историк и философ, Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.), профессор юридического факультета Московского университета (1861-1868 гг.), стал одним из видных представителей либерального течения российской философско-юридической мысли; вместе с тем его взгляды носили значительный оттенок консерватизма. В 1893 г. Б.Н Чичерин был избран почетным членом Петербургской академии наук.

Основание права, по Чичерину, следует искать в природе человека, который для ученого является носителем абсолютной ценности. Чичерин критикует материализм и позитивизм, которые не признают в полной мере потенциал человека как субъекта. В человеке следует признать духовное начало, которое отличает его от объектов (вещей). Свобода человека не рассматривается Чичериным как абсолютная и самодовлеющая ценность, так как она дарована человеку Богом. Человек, обладая свободой, стремится расширить границы своего господства. Право должно установить такой порядок, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не мог превратить других в орудия для осуществления своих целей. Право призвано создавать условия для свободного развития личности, установить твердые правила разрешения споров, неизбежных при совместном действовании многих людей. Право, таким образом, оказывается взаимным и справедливым ограничением свободы в соответствии с общим законом, определяет внешние пределы свободы лица.

Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в государстве. Соотношение права и закона сводится у Чичерина к соотношению субъективного и объективного права (как у М.М. Сперанского). Свобода человека только тогда становится субъективным правом, когда она освящена позитивным законом (объективным правом).

Для объяснения сущности справедливости Чичерин обращается к Аристотелю, выделяя уравнивающий и распределяющий типы справедливости. Первый означает принцип формального равенства, в соответствии с которым все люди признаются разумными существами, одинаково созданными по образу и подобию Бога. Второй подразумевает, что каждому в соответствии с его заслугами определена некоторая мера свободы. В частно-правовых отношениях господствует уравнивающая справедливость (формально-правовое равенство субъектов), а в публично-правовых - распределяющая.

Аксиомой общественной жизни Б.Н. Чичерин справедливо полагает наличие у субъекта прав. Он убежден, что определение границ индивидуальной свободы зависит не от личного усмотрения или указаний естественного права, а лишь от постановлений государственной власти, которая призвана ограничивать индивидуальную свободу во имя общественной пользы. Не существует ни одного субъективного права, которое государство не вправе ограничить.

По взглядам на государство Б.Н. Чичерин оказывается последователем Гегеля. Он полагает государство высшим порядком общественных отношений, в нем находят свое выражение национально-психологические качества народа. Государство организует отечество, т.е. ту среду, где обитает человек, тот социум, чьи интересы человек воспринимает как свои собственные.

Политическим идеалом Чичерина была конституционная монархия, так как она, являясь смешанной формой правления, сочетает в себе достоинства всех иных государственных форм. Такая форма правления заимствует у монархии личностное воплощение власти (в лице монарха), у аристократии - начало законности, у демократии - начало свободы. Чтобы демократическое начало в конституционной монархии никогда не привело к власти народа, Чичерин обосновывает различные цензы (прежде всего избирательные). В конституционной монархии, как полагает Чичерин, возможно, провести разделение властей, сохранив единство государственной власти, при этом лично монарх, стоящий над всеми ветвями, образует как бы самостоятельную, координирующую деятельность остальных ветвь государственной власти.

Чичерин полагал, что устойчивость государству сообщает надлежащий баланс между свободой и равенством. Крен в сторону равенства приводит к деспотизму, а в сторону свободы - к анархии.

Чичерин стал основоположником «государственной школы» в российской историографии. В 1929-1934 гг. были опубликованы «Воспоминания» Б.Н. Чичерина (в четырех частях).

Наши рекомендации