Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: культура, материальная культура, духовная культура, социокультурная среда, культурный релятивизм, мораль, нравственность, этика, этикет, религия, искусство, эстетика, наука, этика науки, образование, самообразование, учебный процесс, основные принципы реформирования образования.
Ответить на вопросы для закрепления терминов:
1. Сопоставьте термины «образование», «самообразование» и «воспитание».
2. Соотнесите понятия «материальная культура» и «духовная культура».
3. Сравните фундаментальные и прикладные научные направления.
4. Чем отличаются друг от друга «церковь», «секта» и «деноминация»?
5. Каково историческое происхождение и современное толкование термина «секуляризация культуры»?
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:
1. Что такое наука, каковы ее функции в обществе?
2. Охарактеризуйте наиболее распространенные и своеобразные национальные религии.
3. Сравните между собой основные концепции искусства, определите социальные функции искусства.
4. Сопоставьте тенденции к дифференциации и интеграции в развитии современной науки.
5. Сравните между собой мировые религии по времени возникновения, внутренним течениям и распространению в современном обществе.
6. Покажите суть и структуру искусствознания, определите понятие «эстетика».
7. Охарактеризуйте уровни образования.
8. Охарактеризуйте современную классификацию научных направлений по предмету исследования.
9. В чем отличие ранних форм религий от религий спасения?
10. Сопоставьте два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали.
11. Покажите историческую динамику развития образования, определите характерные черты современного образования.
12. Что такое социальная ответственность современных ученых?
13. Назовите и опишите структурные элементы религии.
14. Охарактеризуйте исторический опыт взаимоотношений между религией и искусством.
15. Сравните между собой системы обучения в зависимости от методов преподавания, покажите характерные для них технологии.
16. Каковы функции культуры в обществе?
17. Сопоставьте народную, элитарную и массовую формы культуры.
18. Каковы ценности норм науки по Р. Мертону?
19. Сопоставьте образовательные учреждения в составе системы образования по источникам финансирования и формам организации учебного процесса.
20. Охарактеризуйте реформу образования в современной России.
Решить следующие тестовые задания:
1. Опирается на главенствующие и традиционные для данного народа ценности:
А) субкультура;
Б) доминирующая культура;
В) контркультура.
2. На механизме покаяния построен следующий вид церковных обрядов:
А) негативные;
Б) позитивные;
В) искупительные.
3. Для современной науки характерна(ы):
А) тенденция дифференциации;
Б) тенденция интеграции;
В) и та, и другая тенденции.
Раздел 3. ЭКОНОМИКА.
При изучении раздела записать в конспект значение следующих понятий: экономика, субъекты экономики, типы экономических систем, собственность, разгосударствление, приватизация, национализация, ресурсы, экономическая деятельность, производство, рынок, товар, деньги, инфляция, доход, издержки производства, малый и средний бизнес, цена, спрос и предложение, прибыль, издержки, выручка, уровень жизни, заработная плата, спрос на труд, предложение труда, доход, рынок труда, безработица, государственное регулирование экономики, финансы, госбюджет, госдолг, налоги, мировое хозяйство, мировая экономика, международная торговля.
Ответить на вопросы для закрепления терминов:
1. Дайте различные определения понятия «экономика», покажите уровни экономического анализа.
2. Сравните понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства», назовите виды каждой из данных категорий.
3. Сопоставьте понятия «бюджетный баланс», «бюджетный профицит» и «бюджетный дефицит».
4. Дайте определение и разновидности современного менеджмента.
5. Соотнесите понятия «монополия», «монопсония», «олигополия», «олигопсония», «естественная монополия».
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:
1. Дайте определение и экономическое содержание собственности.
2. Сравните между собой виды прав на имущество.
3. Дайте определение «экономической системы», сравните традиционную экономическую систему и административно-командную экономическую систему.
4. Приведите классификацию форм собственности, сравните понятия «национализация» и «приватизация».
5. Сопоставьте между собой рыночную экономику свободной конкуренции и современную рыночную экономику, в рамках последней выделите типичные национальные модели рынка.
6. Покажите основные способы приобретения и прекращения права собственности.
7. Где государство берет деньги на покрытие своих расходов?
8. В чем состоит главная цель предпринимательской деятельности, и как высчитывается ее конечный результат?
9. Нужна ли рынку помощь государства? Аргументируйте свою позицию.
10. Каким образом в истории развития общества сложилось товарное производство и денежное обращение? Покажите связь между собой этих двух явлений.
11. Каким образом может государство снижать уровень безработицы в стране в целом и каждого из ее видов по отдельности?
12. Покажите взаимосвязь бюджета государства и его налоговой политики, проанализируйте структуру первого и второго понятия.
13. Сопоставьте различные формы и системы заработной платы, покажите достоинства и недостатки каждой из них.
14. Чем отличаются друг от друга внутренний и внешний долги государства, в чем состоят негативные последствия крупного и непогашаемого внешнего долга страны?
15. В чем состоят суть и показатели эффективности производства, как соотносится с ними рентабельность производства?
16. Что такое конкуренция в условиях рыночной модели экономики, каковы виды такой конкуренции?
17. Каким образом установление равновесной цены связано со спросом и предложением?
18. Что такое права потребителей и каким образом они защищаются?
19. Что такое доходы населения, каковы их источники и категории?
20. В чем состоят тенденции развития современной мировой экономики?
Решить следующие тестовые задания:
1. Основу потребительского сектора экономики составляет:
А) государство;
Б) фирма;
В) домашнее хозяйство.
2. Наиболее массовый и болезненный вид безработицы – это:
А) фрикционная безработица;
Б) структурная безработица;
В) циклическая безработица.
3. К переменным издержкам производства относится:
А) арендная плата за помещение;
Б) покупка сырья;
В) зарплата управленцев.