Современные тенденции в развитии политического лидерства
Масштабные стрессовые ситуации для огромного множества людей, которые принес с собой XX в., и коренные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, породили глобальные проблемы, бросающие вызов человеческой цивилизации. Данные обстоятельства предъявили новые, повышенные требования к политическим лидерам. Резко возросла их ответственность за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Это — первая масштабная тенденция, которую следует подчеркнуть. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составляющую общемирового, глобального процесса. Понимание этой новой тенденции и её учет в проводимом курсе отличают политиков высокого уровня. Примеры хорошо известны.
Другая важная тенденция в развитии политического лидерства — возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. В свое время (30-е годы XX в ) в США весьма популярным был Фрэнсис Туансхэнд. Известно, что в настоящее время в США государственные и частные пенсионные фонды являются неотъемлемой частью системы социальной защиты населения. Это экономически мощный институт в американской экономике. Финансовые средства, которыми они располагают, приближаются к активам американских коммерческих банков. А впервые идею создания общенационального пенсионного фонда для людей старше 60 лет выдвинул именно американец Фрэнсис Таунсхэнд. Он не просто разработал план создания такого фонда, но и приложил огромные усилия для его пропаганды, возглавил целое движение в поддержку данного плана, стал его лидером. Это движение реально помогло президенту страны Франклину Рузвельту в осуществлении программы социального страхования.
Можно назвать и другие имена неформальных лидеров. Но самым выдающимся неформальным лидером XX в. был наш соотечественник Андрей Сахаров. Роберт Такер называет его политическим лидером нового типа. Выдающийся ученый с общемировой известностью, академик А. Сахаров, осознав масштабы катастрофы, грозящей человечеству в случае атомной войны, выступил с меморандумом к правительствам и народам мира. Он стал известен во многих странах мира как борец за права человека, поднял эту проблему на уровень глобальной задачи. Пример академика А. Сахарова показывает, что, не имея возможности контролировать государственную политику, неформальный политический лидер может играть весьма значительную роль в развитии политических процессов.
Третьей новой важной тенденцией в развитии политического лидерства в последние десятилетия является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Особенно это отличает политических лидеров демократических государств. Развитие данной тенденции обусловлено многими обстоятельствами. Главное из них заключается в том, что рост благосостояния нации, связанный с активностью того или иного политического лидера, — наиболее зримый показатель для признания политического деятеля как политического лидера. Другое обстоятельство связано с ограниченными временными рамками политической активности (например, известно, что президент США выбирается на четыре года). Высокий экономический результат, рост благосостояния нации — самый прочный фундамент для надежды быть избранным еще на один срок.
Четвертая тенденция, которую отмечает американский политолог Роберт Такер, — это уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев, таких, например, как Наполеон. Причин очень много. Среди них: так называемые «пределы политического лидерства», которые резко ограничивают «свободу деятельности политика», разделение властей, сравнительно короткие сроки пребывания у власти (конституционные и правовые нормы) и др. Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются, главным образом, в периоды глубоких кризисов. «Свое время» необходимо было и для де Голля, и для Уинстона Черчилля. Кризисные периоды — это воина и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады производства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена: новая мировая воина грозит самому существованию человечества вследствие возможного использования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научились их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры-герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и права человека.
По мере сокращения в мире недемократических режимов и соответственно становления новых демократических государств обнаруживает свое самостоятельное действие пятая тенденция — сокращение границ власти политического лидера.Уменьшаются сроки пребывания у власти. Но дело не только в этом. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей. Пример современной России в этом отношении весьма показателен — и в части сокращения сроков пребывания на вершине пирамиды политической власти, и в части ограниченности властных функций. Хотя президент страны и наделен очень большими полномочиями, становлению авторитаризма существенно препятствуют другие ветви власти (Федеральное собрание, Верховый суд).
Таковы современные тенденции в развитии политического лидерства. В заключение данного вопроса следует подчеркнуть, что для оценки действительной роли политического лидера необходимо время. Лишь с течением времени определяется подлинная значимость политического лидера. И в качестве примера — вновь о Франклине Рузвельте: истинное его величиеистория смогла оценить лишь через много десятилетий.