Г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
При изучении дисциплины «Правоведение», подготовке к семинарам и практическим занятиям, тематическим дискуссиям, коллоквиумам, написанию докладов, рефератов, контрольных работ студентам следует научиться осуществлять самостоятельный поиск нормативных правовых актов, комментариев к ним, научной и учебной литературы в обучающих системах «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс» и т.д.
Существенную помощь в поиске интересующей информации может оказать Internet. Однако следует помнить, что в Интернете имеется не только новая информация, но и безнадёжно устаревшая и потерявшая свою актуальность, поэтому к использованию её следует подходить очень внимательно.
1. Российская Государственная Библиотека. – http://www.rsl.ru
2. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.cons-plus.ru.
3. ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. – URL: http://www.garant.ru.
4. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: [Сайт]. –URL: http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.
5. Государственная Дума: [Сайт]. –URL: http://www.duma.gov.ru.
6. Верховный Суд Российской Федерации: [Официальный сайт]. – URL: http://www.vsrf.ru.
7. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: [Официальный сайт]. –URL: http://www.arbitr.ru.
8. Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации. – http://www.gov.ru
Материально-техническое обеспечение дисциплины
В целях обеспечения эффективного проведения занятий, необходимо:
– оборудование аудиторий персональными компьютерами с выходом в интерне;
– электронные библиотеки;
– базы систем Гарант, Консультантплюс;
– мультимедийная аппаратура;
– интерактивная доска.
Методические рекомендации для преподавателя
Преподавание дисциплины «Право» осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических и практических занятий вследствие более четкой их организации преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материального и методического обеспечения образовательного процесса.
Средства обеспечения освоения дисциплины
При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:
– рекомендуемую основную и дополнительную литературу;
– методические указания и пособия;
– контрольные задания для закрепления теоретического материала;
– электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для подготовки к семинарским занятиям.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Изучение дисциплины «Право» предполагает проведение лекционных занятий в соответствии с тематическим планом. При изложении лекционного материала преподавателю рекомендуется использовать презентации в программе PowerPoint, электронный планшет и фрагменты видеоматериалов по теме лекции. При подготовке к лекциям и семинарским занятиям преподавателю рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Например, правовые базы «Консультант Плюс» и «Гарант» и др.
Методические рекомендации преподавателям по подготовке
К лекционным занятиям
Лекция(от лат. lectio) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
В связи с этим можно выделить требования, предъявляемые к лекции:
1. Научное содержание.
2. Творческий характер, яркость изложения.
3. Информационная насыщенность.
4. Единство содержания и формы.
5. Логически стройное и последовательное изложение.
6. Учет характера и состава аудитории.
Содержание лекций в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной.
Методика чтения каждой лекции заранее продумывается. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы:
– четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом;
– включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции;
– наглядность в изложении материала, использование демонстрации слайдов, плакатов, рисунков, макетов, кинофрагментов, учебного телевидения;
– управление самостоятельной работой студентов с учетом имеющейся по данной дисциплине учебной литературы.
В ходе чтения лекций преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы: демонстрация фильмов, показ слайдов и т. п., привлечение студентов к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп в зависимости от характера излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе.
Качество проведения лекционных занятий, и следовательно, их эффективность, зависят от подготовки к ним преподавателя.
При подготовке к проведению лекции преподаватели должны учитывать:
– требования квалификационной характеристики выпускников учебного заведения, их предназначение и вытекающие из этого роль и место учебной дисциплины, ее раздела, темы, конкретного занятия в системе обучения и воспитания курсантов;
– подготовленность обучаемых к восприятию учебного материала дисциплины, раздела, темы, конкретного занятия, особенности содержания и уровень довузовской подготовки в школах, наличие жизненного опыта, содержание ранее изученных дисциплин и предшествующих тем данной дисциплины.
Это позволит правильно определить учебные и воспитательные цели занятия, отобрать материал и методически грамотно его отработать.
На всех видах учебных занятий преподаватели должны использовать методы активного обучения, обеспечивающие создание таких предпосылок и условий, при которых у обучаемых создаются положительные мотивы, способствующие активизации их творческой познавательной деятельности.
Существуют классификации лекций по различным основаниям:
– месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
– преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
– частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);
– степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т.п.) и др.
Однако строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических, лабораторных и т.д. занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий.
Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает слушателям общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего исследования.
В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, предлагая студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная формы обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на практических, семинарских и др. занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин.В ней подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена.
Особое место в лекции занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала лекции с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе лекции задач творческого характера.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия.
Проблемная лекция – не обязательная форма учебного лекционного курса. В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений. Таким образом, каждая лекция, базирующаяся на современных достижениях науки и техники, должна носить проблемный характер.
И тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает внимание потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем современной науки.
Студенты могут участвовать в решении проблемной ситуации, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение будет излагаться только самим преподавателем, слушатели будут участниками решения.
Элементы проблемности реализуются также в лекции-беседе, которая объединяет в себе два дидактических метода – лекцию и беседу. Лекция-беседа по своей сути близка к проблемной лекции и отличается от нее, как правило, более доверительным эмоциональным контактом преподавателя со слушателями в процессе диалогического общения, а также тем, что на ней обычно обсуждается несколько более мелких проблем. Эмоционально-образный характер изложения материала помогает глубже усвоить его. Правильно организованная и прочитанная лекция-беседа позволяет студентам получить знания на уровне воспроизведения.
Лекцию-беседу целесообразно практиковать в сравнительно небольших аудиториях (до 50 человек). Она продуктивна при решении проблемных вопросов, но в случае недостаточной опытности преподавателя слушатели могут целенаправленно или непроизвольно уводить преподавателя от содержания лекции, что не позволит решить поставленные учебные задачи. Во избежание этого, лектору необходимо в плане занятия четко обозначить структуру лекции, хорошо продумать начало, завязку, выделить основные положения темы, факты и аргументацию, выводы и предложения, вопросы для активизации внимания, развития творческого мышления, вопросы к слушателям и возможные ответы на них.
Преподаватель должен предусмотреть возникновение неумелых, неграмотных, эмоционально-субъективных вопросов и суждений, продумать и свою реакцию на них.
Проблемная лекция и лекция-беседа помогают преодолеть связанную с преимущественно информационной ролью лекции известную пассивность слушателей, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции. Вместе с тем проблемность как дидактическая задача решается лекцией менее эффективно, чем другими формами обучения.
Успешное проведение лекции обеспечивается реализацией всех дидактических принципов и требований с учетом особенностей этой формы обучения. Основные из них – целостность, научность, доступность, сознательность, систематичность, наглядность.