Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

“Психология”

Для заочной формы обучения студентов

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Психология» предназначен для студентов заочной формы обучения. В процессе изучения дисциплины «Психология» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этой науки, её практическом приложении.

Учебный курс предусматривает лекционные занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой.

Общие требования к освоению материала курса "Психология» следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемой науки в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ПРОФЕССИЯ

1.1.Психология как наука. Основные этапы эволюции психологических знаний. Предмет психологии. Различия житейских и научных психологических знаний.

1.2.Место психологии в системе наук. Методы психологии.

1.3. Структура современной психологии.

1.4.Психология как профессия. Прикладные направления психологии.

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

2.1.Природа психического и носители психики. Психика и организм. Теория возникновения психики А.Н.Леонтьева. Критерии психического. Этапы развития психики. Психика и поведение.

2.2.Сущность различий психики животного и человека. Онтогенетическое развитие психики человека. Периодизация жизни человека, понятие кризиса и сензитивного периода в психическом развитии. Высшие психические функции.

2.3.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные, перцептивные и умственные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные; сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы.

ТЕМА 3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

3.1.Сущность уникальности человека. Индивид и индивидуальность. Понятие о личности. Личностный уровень развития человека и его социальная обусловленность. Этапы становления личности. Движущие силы и механизмы формирования личности.

3.2.Типология личности. Методы исследования личности. Структура личности. Направленность личности.

3.3.Потребностно-мотивационнная сфера личности. Типы и функции мотивов, иерархия мотивов. Убеждения, мировоззрение, личностные установки.

3.4.Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. Аномалии личностного развития.

ТЕМА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

4.1.Индивидуальное и типичное в поведении человека. Понятие темперамента, проблема поиска органической основы темперамента. Теории темперамента: гуморальные концепции (взгляды Гиппократа, Галена, Канта, Лесгафта), соматические концепции (взгляды Кречмера и Шелдона), церебральные (взгляды Павлова, Теплова, Небылицына). Энергетические концепции (взгляды Стреляу). Системная концепция темперамента. Понятие об экстраверсии и интроверсии.

4.2.Влияние темперамента на поведение (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Психологические характеристики темперамента (сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность).

4.3. Характер, его структура, типология и проявления. Акцентуации. Симптомокомплекс свойств характера. Формирование характера. Темперамент и характер: взаимосвязь.

4.4. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей.

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация.

5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности.

5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности.

5.4.Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.

ТЕМА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства.

6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства.

6.3.Понятие о воле. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень. Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1. Ощущения. Классификация ощущений на виды. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений.

7.2. Восприятие как психический процесс. Виды восприятия. Основные особенности восприятия.

7.3. Память. Типы памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Механизмы памяти. Тренировка памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Связь памяти и эмоций. Забывание. Развитие памяти в онтогенезе.

7.4.Мышление, его формы и виды. Формирование умственных действий. Мышление и решение задач. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интуиция, ее значение. Этапы решения проблем. Стратегии мышления. Пути повышения эффективности умственной деятельности.

7.5.Понятие о внимании. Внимание как внутреннее усилие и контроль. Модели внимания. Виды внимания. Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, предметность Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания.

7.6.Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Механизмы воображения (агглютинация, схематизация, типизация, акцентирование). Воображение и фантазия. Фантазия и ложь. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции.

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

8.1.Понятие об общении. Общественные и межличностные отношения. Социальные и межличностные роли. Три стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Особенности человеческой коммуникации. Средства и виды коммуникации. Речь и язык. Невербальная коммуникация.

8.2.Общение как межличностное взаимодействие. Феномены интерактивной стороны общения: социальные ожидания, конформное поведение, межличностные конфликты.

8.3.Перцептивная сторона общения: механизмы, содержание, точность. Стереотипизация в общении. Обратная связь в общении.

ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ

9.1.Понятие группы в психологии. Виды и функции групп.

Большие группы: особенности психологического подхода к изучению. Виды больших групп. Специфические регуляторы социального поведения в больших группах (психический склад, эмоциональная сфера, менталитет. Стихийные большие группы. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и отдельной личности.

9.2.Кратковременные стихийные объединения (публика, масса, толпа). Феномены толпы. Механизмы, действующие в стихийных группах (заражение, внушение, подражание). Малые группы: дефиниции, признаки, функции, структура.

9.3.Групповые нормы, виды групповых норм. Групповые санкции. Групповое давление. Конформизм, типы конформизма. Формирование функционально-ролевой структуры группы. Лидерство. Типы и функции лидера. Виды власти лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Межгрупповое взаимодействие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература.

1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков.— Санкт-Петербург: Питер, 2011.— 583 с.

2. Немов Р. С. Психология: учебник для вузов / Р. С. Немов.— М.: Юрайт: Высш.образование, 2010.— 640 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / А. В. Брега [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой.— 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013.— 592 с.

Дополнительная литература.

Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для вузов / Г.С.Абрамова.— 8-е изд.,перераб.и доп. — М: Акад.проект:Трикста, 2005.— 496с.

Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева.— 5-е изд., испр. и доп.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 363 с.

Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И.Дьяченко,Л.А.Кандыбович.— Минск: Харвест, 2007.— 576с.

Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под ред. А. А. Реана.— М. [и др.]: Питер, 2009.— 432 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.— М. [и др.]: Питер, 2010.— 713 с.

Слотина Т.В. Психология личности: учеб. пособие / Т. В. Слотина.— М. [и др.]: Питер, 2008.— 304 с.

Периодические издания.

1. «Вопросы психологии»

2. «Психологический журнал»

3. «Вестник МГУ. Серия 14 – «Психология»

4. «Культурно-историческая психология»

5. «Мир психологии»

6. «Журнал неврологии и психиатрии имени С.С.Корсакова»

7. «Медико-социальная экспертиза и реабилитация»

8. «Личность. Культура. Общество»

9. «Психологическая наука и образование»

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. Электронный сборник статей PsyJournals: http://psyjournals.ru

2. Фонды фундаментальных библиотек и собраний электронных ресурсов:

Российская государственная библиотека (РГБ): http://www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека (РНБ): http://www.nlr.ru:8101/

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ): http://www.libfl.ru/

Библиотека Российской Академии наук (БАН): http://www.rasl.ru/

Центральная научная медицинская библиотека ММА им. И.М. Сеченова (ЦНМБ): http://www.scsml.rssi.ru/

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ им. К.Д. Ушинского): http://www.gnpbu.ru

Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ России): http://www.shpl.ru/

Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского: http://www.ksu.ru/lib/

Библиотека диссертаций: http://www.disser.h10.ru/

Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru/

Центральная библиотека образовательных ресурсов: http://www.edulib.ru/

Электронная библиотека диссертаций РГБ: http://www.diss.rsl.ru

Портал «Гуманитарное Образование»: http://humanities.edu.ru/

Псипортал: http://psy.piter.com/library/

PsycINFO: http://www.apa.org/pubs/databases/psycinfo/index.aspx

3. ЭБС:

Библиотех https://tsutula.bibliotech.ru

Ibooks.ru http://ibooks.ru/

Лань http://e.lanbook.com/books/?p_f_1_65=3146&p_f_1_63=905

IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/?&accessDenied

Наши рекомендации