Раздел 1. Понятие и система международного права. Нормы, принципы и источники международного права.
Международное право
Введение
Раздел I. Понятие и система международного права. Нормы, принципы и источники международного права
Тема 1.1. Понятие и система международного права
1.1.1. Понятие международного права
1.1.2. Система и структура международного права
1.1.3. Возникновение международного права и историческое развитие
1.1.4. Международное право в период с 1919 г. до создания Организации Объединенных Наций (ООН)
1.1.5. Современное международное право (с 1945 г. по настоящее время)
1.1.6. Международно-правовая наука в России
Тема 1.2. Нормы, принципы и источники международного права
1.2.1. Понятие и особенности принципов международного права
1.2.2. Система и содержание основных принципов международного права
1.2.3. Понятие и виды норм международного права
1.2.4. Понятие и виды источников международного права
1.2.5. Международный обычай как источник международного права
1.2.6. Международный договор - основной источник международного права
1.2.7. Международно-правовая доктрина как источник международного права
1.2.8. Юридически обязательные решения международных организаций как источник международного права
1.2.9. Концепция «мягкого права
1.2.10. Прогрессивное развитие международного права и его кодификация
Раздел 2. Субъекты международного права. Ответственность в международном праве. Соотношение международного и внутригосударственного права
Тема 2.1. Субъекты международного права
2.1.1. Понятие и содержание международной правосубъектности
2.1.2. Первичные и вторичные субъекты международного права
2.1.3. Государство как основной субъект международного права
Тема 2.2. Ответственность в международном праве
2.2.1. Понятие международно-правовой ответственности
2.2.2. Основания международной ответственности
2.2.3. Формы и средства реализации международно-правовой ответственности
Тема 2.3. Соотношение международного и внутригосударственного права
2.3.1. Теории соотношения международного и внутригосударственного права
2.3.2. Влияние национального права на формирование и реализацию международного права
2.3.3. Влияние международного права на формирование и развитие национального права
Раздел 3. Население и территория в международном праве. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
Тема 3.1. Население и территория в международном праве
3.1.1. Понятие населения в международном праве
3.1.2. Международно-правовые вопросы гражданства
3.1.3. Способы получения и утраты гражданства. Безгражданство. Двойное гражданство
3.1.4. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
3.1.5. Понятие и виды территорий в международном праве
3.1.6. Правовой режим государственной территории
3.1.7. Понятие и виды государственных границ, методы их установления
3.1.8. Понятие, виды и правовой режим международных рек и каналов
Тема 3.2. Международное морское право
3.2.1. Понятие международного морского права и его источники
3.2.2. Основные принципы международного морского права
3.2.3. Понятие и правовой режим внутренних морских вод
3.2.4. Понятие и правовой режим территориального моря и прилежащей зоны
3.2.5. Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны
3.2.6. Понятие и правовой режим континентального шельфа
3.2.7. Понятие и правовой режим открытого моря. Общепризнанные свободы открытого моря
3.2.8. Архипелажные воды
3.2.9. Правовой статус международных проливов
3.2.10. Система урегулирования споров по морскому праву
Тема 3.3. Международное воздушное право
3.3.1. Понятие, предмет и особенности международного воздушного права
3.3.2. Система и основные принципы международного воздушного права
3.3.3. Правовое регулирование международной аэронавигации
3.3.4. Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
3.3.5. Правовое регулирование обеспечения авиационной безопасности: борьба с угоном и захватом самолетов и борьба с терроризмом
Тема 3.4. Международное космическое право
3.4.1. Понятие международного космического права и его источники
3.4.2. Основные принципы международного космического права
Раздел 4. Право международных договоров. Право внешних сношений. Право международных организаций
Тема 4.1. Право международных договоров
4.1.1. Понятие и источники права международных договоров
4.1.2. Понятие и юридическая природа международного договора
4.1.3. Порядок и стадии заключения международного договора
4.1.4. Вступление договора в силу. Действие международного договора во времени и в пространстве
4.1.5. Толкование международных договоров
4.1.6. Недействительность международных договоров
4.1.7. Прекращение и приостановление действия международных договоров
4.1.8. Поправки к международным договорам и изменение договора
Тема 4.2. Право внешних сношений
4.2.1. Понятие права внешних сношений
4.2.2. Понятие и виды государственных органов внешних сношений
4.2.3. Понятие, источники и система дипломатического права
4.2.4. Международно-правовое регулирование организации и деятельности постоянных дипломатических представительств
4.2.5. Функции и состав дипломатических представительств
4.2.6. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и его персонала
4.2.7. Понятие консульского права и его источники
4.2.8. Порядок установления консульских отношений и открытие консульских учреждений
4.2.9. Правовой статус, виды, организация и компетенция консульских учреждений
4.2.10. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц
4.2.11. Консульские отделы дипломатических представительств
Тема 4.3. Право международных организаций
4.3.1. Понятие, основные признаки и классификация международных организаций
4.3.2. История возникновения международных организаций
4.3.3. Юридическая природа современных международных организаций
4.3.4. Понятие и виды международных организаций. Понятие права международных организаций
4.3.5. Уставы международных организаций как международные договоры
4.3.6. Компетенция международной организации и полномочия ее органов
Раздел 5. Международная защита прав человека. Право международной безопасности. Международное гуманитарное право
Тема 5.1. Международная защита прав человека
5.1.1. Права человека в истории международных отношений и международного права
5.1.2. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве
5.1.3. Международный Пакт о гражданских и политических правах
5.1.4. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах
5.1.5. Конвенционные контрольные органы по правам человека
5.1.6. Региональное сотрудничество государств в области прав человека
5.1.7. Европейский Суд по правам человека: организация деятельности и компетенция
5.1.8. Механизмы Совета Европы по защите прав человека
Тема 5.2. Право международной безопасности
5.2.1. Понятие права международной безопасности
5.2.2. Источники права международной безопасности
5.2.3. Механизм поддержания безопасности на универсальном и региональном уровнях
Тема 5.3. Международное гуманитарное право
5.3.1. Понятие, источники и принципы международного права вооруженных конфликтов
5.3.2. Правовое регулирование начала военных действий. Театр войны. Нейтралитет
5.3.3. Правовой статус участников вооруженного конфликта
5.3.4. Защита жертв вооруженных конфликтов
5.3.5. Запрещенные методы и средства ведения войны
5.3.6. Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
Введение
В настоящее время знание международного права необходимо специалистам в самых разных областях знаний. Процессы глобализации привели к тому, что международное право регулирует широкий круг отношений. В частности, существуют отрасли международного права – международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экономическое право и др. Расширяется круг международных договоров, заключаемых государствами в ответ на развитие общества. Государства в целом выстраивают свою внешнюю политику с учетом требований международного права, которое, в свою очередь, все активнее влияет на внутригосударственное право. Следовательно, возникает потребность в изучении основных понятий международного права.
Настоящее учебное пособие включает в себя освещение традиционных вопросов курса международного права – понятие международного права, его источники и субъекты, принципы и нормы международного права, международная ответственность, а также рассмотрение вопросов отдельных отраслей международного права – право международных договоров, право международных организаций, международная защита прав человека и др.
Пособие состоит из 5 разделов.
Концепция «мягкого права»
Международное «мягкое право» (политические, рекомендательные нормы) является самостоятельным регулятором отношений, складывающихся на международном и внутригосударственном уровне, который предусматривает, но не ограничивается необходимостью законодательных усилий со стороны государств для претворения их положений. Наличие контрольных механизмов позволяет судить об определенном сходстве «мягкого права» и международного права.
Отсутствие юридической силы позволяет объединить в рамках термина «мягкое право» различные международные неправовые (рекомендательные, политические) нормы.
Обзор международно-правовой доктрины позволяет заключить, что среди исследователей существует лишь общее представление о «мягком праве». Подходы начинают различаться при попытке определить содержание данного явления, присущих ему особенностей. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой «мягкое право» используется как антипод юридически обязательному («твердому») праву, праву в привычном для нас понимании.
Обилие точек зрения делает любую классификацию весьма условной. В целом термин международное «мягкое право» используется для обозначения двух различных явлений:
- неопределенных по своему содержанию норм международных договоров;
- положений, содержащихся в неправовых актах (резолюции международных организаций, конференций и т. д.).
Сравнительно реже в качестве проявления «мягкого права» приводится соответствующий характер процедуры рассмотрения споров. Иными словами, «мягкое право» представляет собой не только альтернативу международно-правовым нормам, но также метод улаживания возникающих межгосударственных разногласий с помощью использования услуг дипломатических представителей, посредников, арбитров. Тем не менее, вряд ли возможно рассматривать подобные процедуры как содержание категории «мягкое право», поскольку при политических способах разрешения спора не исключено применение правовых норм.
Норма «мягкого права» – юридически необязательное правило поведения, созданное в одностороннем порядке международной организацией (норма-рекомендация) либо согласованное субъектами международного права (политическая договоренность), закрепленное в качестве принципа деятельности либо формально определенных норм и реализуемое государствами на добровольное основе в рамках международного и национального права.
К основным признакам норм международного «мягкого права» можно отнести:
- отсутствие юридической силы;
- нарушение «мягко-правовых» норм влечет политическую или экономическую ответственность (но также не исключены принудительные меры);
- норма «мягкого права» создается либо в одностороннем порядке, либо с помощью достижения согласия государств в отношении ее содержания и характера обязательности.
Создание механизмов контроля над соблюдением морально-политических обязательств свидетельствует о том, что нормы «мягкого права» не представляют собой исключительно пожелания на будущее.
При изучении особенностей международных юридически необязательных норм в отечественной доктрине были разработаны концепции рекомендательной и политической норм. В качестве главного отличия международной политической нормы от рекомендательной, как правило, отмечается возможность создания на ее основе международных обязательств, предписывающих конкретное поведение. Несмотря на неоднозначную оценку возможности существования международных неправовых норм, достоинством разработанных концепций является тезис о способности положений юридически необязательных актов регулировать межгосударственные отношения$$$Матвеев Д.Ю.Конституционно-правовые основы взаимодействия европейского и российского права. М., 2003.%%%16^^^.
Как правило, в рамках «мягкого права» рекомендательные и политические нормы рассматриваются в совокупности.
В международном праве общепризнано, что, участвуя в нормативном регулировании широкого круга международных отношений, государства, как основные субъекты международного права, вольны избирать такую форму закрепления достигнутых ими соглашений, которая, на их взгляд, наиболее полно соответствует специфике конкретной сферы международного сотрудничества, степени ее развития.
Среди зарубежных исследователей распространено мнение о том, что форма соглашения не имеет большого значения, и лишь намерение государств свидетельствует о характере достигнутого соглашения. Позиция подкрепляется практикой Международного Суда ООН и решениями Постоянной палаты международного правосудия.
Необходимо определиться с допустимостью отнесения к актам «мягкого права»:
- международных договоров, не вступивших в силу;
- модельных актов, воплощенных в форме решений международных организаций;
- решений международных судебных учреждений (в первую очередь Международного Суда ООН);
- подготовительных материалов Комиссии международного права.
Порою в качестве «мягкого права» рассматриваются международные договоры, не вступившие в силу, что вызывает возражения. Достигая согласия относительно содержания конкретного договора, государства имеют специальную цель – создание юридически обязательного документа, подлежащего вступлению в силу. Норма общего международного права обязывает государства-участники воздерживаться от действий, ставящих под сомнение достижение его целей. Более того, выражение согласия на обязательность международного договора может не совпадать с моментом его вступления в силу. Наконец, международный договор может служить способом кодификации правил международного обычая.
В литературе отсутствует единство взглядов на возможность признания «мягким правом» модельных актов международных организаций. Одни авторы, аргументируя свою точку зрения, отрицают данную возможность, другие отмечают оказываемое влияние модельных норм до момента включения их в тексты частноправовых контрактов. Вероятно, наиболее соответствует действительности утверждение, согласно которому невозможно отнесение рекомендательных модельных норм к категории норм «мягкого права», несмотря на то, что между ними существуют черты сходства. Дело в том, что механизм действия модельной и морально-политической нормы различен. Модельная норма регулирует отношения при закреплении соответствующего «образца», «стандарта» поведения в национальном законодательстве. С помощью внутригосударственного права становится возможным реализовать цель, заложенную в модельной норме. «Мягкое право», напротив, оказывает воздействие непосредственно, без какого-либо участия правовых норм, т.е. выступает в качестве самостоятельного регулятора межгосударственных и внутригосударственных отношений.
Нормы международного «мягкого права» подлежат использованию не только на межгосударственном уровне, но также в пределах национальной юрисдикции. Использование «мягко-правовых» положений судебными и иными национальными правоприменительными органами России, влияние, оказываемое «мягким правом» на законодательный процесс, свидетельствует о способности его норм служить регулятором внутригосударственных отношений. Очевидно, следует вести речь о складывании определенной тенденции, при которой картина применения международно-правовых норм субъектами национального права России будет более полной, при условии изучения практики обращения к «мягкому праву» органов государственной власти, физических и юридических лиц страны.
Международное морское право – отрасль международного права, которая представляет собой совокупность международных правил и норм, устанавливающих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Международное морское право зародилось с возникновением мореплавания и торговых отношений между государствами. Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Наиболее ранний акт – Родосский кодекс (3 – 2 вв. до н.э.). По мере развития мореплавания и морской торговли необходимость кодификации правил, регулировавших публично-правовые отношения на морях, становилась все более ощутимой. Однако процесс кодификации наталкивался на острые противоречия между государствами по таким вопросам, как свобода мореплавания и рыболовства, ширина и режим территориального моря и др. Поэтому международные конференции 18-19 вв. не дали результатов.
Изменение произошло только после создания ООН. Комиссия ООН по международному праву подготовила Проект статей, относящихся к морскому праву и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию. Первая Конференция ООН по морскому праву прошла в Женеве в 1958 г. В результате работы Конференции были приняты: Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция об открытом море, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, Конвенция о континентальном шельфе. Значение Первой Конференции по морскому праву было в том, что она была первым этапом кодификации обычных норм.
Через 2 года в Женеве проходила Вторая Конференция по морскому праву. Однако вопросы о ширине территориального моря и установлении рыболовных зон не удалось решить.
С 1973 по 1982 г. работала Третья Конференция ООН по морскому праву, основной задачей которой было принятие единого универсального международного договора по основным вопросам морского права.
В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция состоит из 17 частей, в ней 320 статей, в которых закреплен правовой режим морей и океанов, использование морских ресурсов, режим судоходства, разведка и добыча минеральных ресурсов, сохранение окружающей природной среды.
Архипелажные воды
Архипелаг – группа островов, взаимосоединяющиеся воды и другие природные образования, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое (государства-архипелаги – Багамские острова, Индонезия, Мальдивские острова и др.).
Архипелажные воды – воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. На архипелажные воды, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага (ст. 49)$$$Клименко Б.М. Общее наследие человечества: международно-правовые вопросы. М., 1989.%%%57^^^.
Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю.
Однако иной правовой режим устанавливается для находящихся в пределах архипелажных вод морских путей, обычно используемых для международного судоходства. В этом случае осуществляется право архипелажного прохода. Архипелажный проход представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или экономической зоны в другую часть открытого моря или экономической зоны. Для осуществления архипелажного прохода и пролета государство-архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль. Эти коридоры пересекают его архипелажные воды и включают все обычные пути прохода, используемые для международного судоходства и пролета над ними, и на таких путях они включают все обычные судоходные фарватеры.
Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.
К архипелажному проходу mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу через проливы, используемые для международного судоходства, и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.
Конвенция по морскому праву не предоставляет право устанавливать архипелажные воды между островами архипелагов, разобщенных с основной частью какого-либо государства.
Международное право
Глоссарий
Агреман– предварительное согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства (посла) иностранного государства. Без получения агремана практически нельзя официально назначить
соответствующее лицо в этом качестве. Отказ в агремане, согласно установившейся практике и Венской конвенции о дипломатических сношениях
1961 г., не обязательно должен быть мотивированным. Запрос агремана и ответ на него, как правило, осуществляются в конфиденциальном порядке. В соответствии с нормами международной вежливости этот ответ должен даваться в возможно кратчайший срок.
Агрессия, в международном праве – любое незаконное с точки зрения Устава
ООН применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости др. государства или народа (нации). Считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым).
Аккредитация– процесс назначения дипломатического, торгового или иного
официального представителя при принимающей стороне. Аккредитации подлежат также представители средств массовой информации при их назначении на работу в другой стране, а также при освещении официальных мероприятий, конференций, съездов и т.п.
Акт дипломатический– письменный текст, который вручается или присылается органами внешних сношений одного государства органам внешних сношений другого государства. Наиболее распространёнными дипломатическими актами являются нота, меморандум, официальное письмо, памятная записка.
Акция дипломатическая(в международном праве) – совокупность действий,
направленных на достижение определённой дипломатической цели и на разрешение конкретной дипломатической задачи. Дипломатической акцией является официальное выступление или действие, предпринимаемое главой государства, правительством, ведомством иностранных дел, дипломатическим представительством или другими органами внешних сношений государства по тому или иному вопросу международных отношений или международного права.
Анклав, в международном праве – территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией какого-либо другого государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом
Аннексия– насильственное присоединение (захват) всей или части территории др. государства или народа, а также насильственное удержание народности в
границах чужого государства. Аннексия – это вид агрессии, за которую виновное государство должно нести ответственность.
Аншлюс– в широком смысле политика «ненасильственного» присоединения к Германии заселенных немцами земель, проводимая с 1918 немецким государством после Версальского мирного договора, особенно после прихода к власти нацистов, и направленная главным образом против Австрии и Чехословакии; в немецкой историографии этот термин чаще всего употребляется там, где имеется в виду движение в Австрии за присоединение к немецкому рейху; в российской исторической литературе под термином «аншлюс» понимается включение Австрии в состав рейха 13 марта 1938. когда был издан декрет о государственном объединении Австрии с Третьим рейхом. В результате Австрия лишилась суверенитета и стала называться Остмарк (Восточная марка).
Результаты аншлюса были отвергнуты на Московской конференции министров иностранных дел СССР, Великобритании и США в 1943 г. и аннулированы в Государственном договоре 1955 г.
Апартеид– наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид. Современное международное право считает апартеид преступлением
против человечества. В 1973 принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него.
Ассамблея –1. собрание. 2. Название какого-либо государственного или руководящего органа какой-либо международной организации (например, Генеральная Ассамблея ООН).
Аудиенция– 1. официальный личный приём у лица, занимающего высокий пост – главы государства (короля, президента), папы римского и др.
2. В международном праве – приём главой государства главы дипломатического представительства, а также главы официальной делегации другого государства.
Аутентичный текст– текст какого-либо документа, составленный на другом языке, соответствующий по содержанию тексту на другом языке, официально признанный равнозначным ему и имеющий одинаковую с ним силу. В
международном праве данный термин применяется в связи с заключаемыми двуязычными или многоязычными международными договорами.
Бактериологическое оружие –биологическое оружие (оружие массового поражения) бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов и др.) или в виде суспензий и порошков в боеприпасах, приборах с целью вызвать массовое заболевание людей, животных и
растений. Запрещено Женевским протоколом 1925 и Конвенцией ООН 1972.
Балтийские проливы –Большой и Малый Бельты и Эресунн (Зунд), единственный водный путь, соединяющий Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном.
Беженцы и перемещённые лица –термин «беженцы» впервые появился в международном праве после 1-й мировой войны 1914–18 гг. для обозначения лиц, которые во время войны покинули находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.
Безъядерная зона– территориальное пространство, из которого на основе международного договора изъяты наиболее опасные виды оружия – атомное и термоядерное.
Бипатриды– лица, состоящие одновременно в гражданстве двух или более государств, т.е. имеющие двойное или множественное гражданство.
Вализа– почтовый мешок (сумка, пакет, конверт) дипломатического
(консульского) курьера, пользующийся неприкосновенностью
Вежливость международная– совокупность правил поведения государств, участвующих в международном общении, выражающихся в проявлении тем или иным государством актов добрососедства, дружелюбия, гостеприимства, подчеркнутого уважения, предоставление не предусмотренных (или сверх предусмотренных) международным договором льгот, привилегий и услуг.
Великие державы– термин, использующийся после Второй мировой войны для обозначения наиболее сильных в политическом, военном и экономическом отношении государств, играющих ведущую роль в мировом сообществе, на которые исторически выпала основная ответственность за поддержание и обеспечение международного мира и безопасности. Великими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.
Вербальная нота– дипломатический документ, одна из форм дипломатической переписки по текущим вопросам; исходит обычно от посольства, миссии или Министерства иностранных дел.
Вето1. В государственном праве – запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа.
2. В международном праве – термином «правом вето» называют предусмотренное Уставом ООН право любого постоянного члена Совета Безопасности ООН проголосовать «против» какого-либо проекта решения Совета, обсуждаемого на его заседании, и решение не принимается. «Право вето» основано на принципе единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по важным вопросам межгосударственных отношений.
Взаимности принцип –один из важнейших международно-правовых принципов взаимоотношений государств. Предполагает для государств, заинтересованных в определенной сфере сотрудничества, одинаковое по отношению друг к другу поведение, совершение определенных действий, предоставление прав, льгот, уважение каждой стороной законов и обычаев другой стороны.
Виза1. В широком смысле слова надпись соответствующего должностного
лица на каком-либо документе или акте, удостоверяющая его подлинность или придающая ему силу.
2. Официальная отметка в паспорте о разрешении на въезд в данное государство, проезд или выезд из него.
Внутренние воды– все воды и внутренние водные пути (реки, каналы, проливы, озёра, водохранилища, находящиеся на территории данного государства) и моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства. К внутренним водам относятся также морские воды (воды портов, бухт, заливов) от исходной линии территориальных вод государства в сторону берега.
Военнопленные –лица, принадлежащие к вооружённым силам (включая добровольческие отряды партизан, участников движения сопротивления и других комбатантов) воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника и находящиеся в его власти до окончания военных действий. Режим военного плена регулируется Положением о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к
4-й Гаагской конвенции 1907 г.) и Женевской конвенцией 1949 г. об обращении с военнопленными.
Воздушная территориягосударства – воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства. Находится под суверенитетом государства и входит в состав государственной территории.
Война –состояние отношений между государствами или между государством и национально-освободительным движением, или между другими политически организованными движениями, характеризующееся ведением организованной вооружённой борьбы.
Вольный город– самостоятельное территориально-политическое образование, нейтрализованное и демилитаризованное, правовой режим которого устанавливается международными договорами и гарантируется государствами или международными организациями
Вооруженные силы ООН– создаются Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом для поддержания или восстановления международного мира. Совет может создавать Вооруженные силы в различных районах земного шара для предотвращения возобновления вооруженных столкновений, содействия восстановлению и сохранению правопорядка, возвращения к нормальным условиям жизни, а также в целях разъединения и подтверждения вывода войск враждующих сторон, наблюдения за прекращением огня и соглашениями о перемирии. Вооруженные силы ООН направлялись и находятся во многих регионах мира.
Выдача преступниковили экстрадиция – передача для привлечения к ответственности или для приведения в исполнение приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, которое запрашивает о выдаче.
Генеральная Ассамблея ООН– один из главных органов Организации Объединённых Наций. В соответствии с Уставом ООН, состоит из делегаций всех государств-членов ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности. Работает сессионно. Очередные сессии созываются ежегодно в сентябре, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.
Генеральный секретарь ООН– главное административное должностное лицо ООН; возглавляет Секретариат ООН и осуществляет руководство его работой. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет. Участвует во всех заседаниях главных органов ООН (кроме Международного Суда ООН).
Геноцид– одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
Дезавуирование –опровержение главой государства или правительства действий официального представителя государства в связи с превышением им своих полномочий.
Деликт) – нарушение норм международного права или международных обязательств в результате неправомерного действия (бездействия) или упущения.
Делимитация границ– определение положения и направления государственной границы между сопредельными государствами. Фиксируется в двусторонних международных договорах.
Демаркационная линия– 1. линия (полоса), разграничивающая войска воюющих государств во время перемирия до установления постоянной границы мирным договором или каким-либо соглашением;
2. линия, разделяющая на зоны оккупации территорию побеждённого государства;
3. линия (полоса), временно устанавливаемая на территории, оспариваемой соседними государствами. Демаркационная линия определяется особым соглашением между воюющими сторонами, между оккупирующими или конфликтующими державами.
Демаркация границ– установление линии государственной границы на
местности. Для проведения демаркация границ договаривающиеся стороны образуют смешанные комиссии, которые, руководствуясь договором о делимитации границ, содержащим описание линии государственной границы с приложением специальной карты, определяют и обозначают прохождение границы на местности путём сооружения специальных пограничных знаков (столбов, проволочных заграждений и т.п.).
Демарш– в дипломатической практике различные по форме акты, предпринимаемые правительством или ведомством иностранных дел одного государства перед правительством другого государства (просьбы, протесты, заявления, обращения, ноты, меморандумы и так далее). Как правило, демарш предпринимается в том случае, когда международный вопрос неразрешим в порядке нормальной дип