Система и структура международного права

Нормы международного права – общеобязательные правила поведения во взаимоотношениях государств и иных субъектов международного права. По сравнению с нормами национального права международно-правовые нормы отличаются заметной спецификой, что объясняется предметом регулирования международного права. Нормы международного права создаются в результате согласования интересов государств, которые при достижении согласования стремятся закрепить достигнутое в правовой форме.

Можно выделить различные основания для классификации норм международного права. Например, по степени властности предписаний бывают императивные нормы (не допускающие выбора вариантов правомерного поведения) и диспозитивные нормы, которые применяются в том случае, если субъекты правоотношений не договорятся об ином. Необходимо отметить, что вообще императивные нормы занимают особое место в международном праве. Как указывает Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., императивные нормы – это нормы, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующими нормами общего международного права, носящими такой же характер.

По предмету правового регулирования можно выделить нормы, касающиеся правил заключения международных договоров; нормы о международно-правовой ответственности; нормы о правовом режиме Антарктики и др.

В зависимости от формы могут быть документально зафикси­рованные нормы, а также нормы, документально не зафиксированные. К первому виду относятся правила поведения, закрепленные в официальном документе (например, в международном договоре). Незафиксированные нормы представляют собой правовые обычаи, не закрепленные документально и существующие в практике деятельности субъектов правоотношений.

По территории действия различают универсальные и локальные нормы международного права. К универсальным относятся нормы, регулирующие отношения, охватывающие все международное сообщество или подавляющее большинство государств, признаваемые всеми госу­дарствами и направленные на общезначимые объекты правоотношений. Например, универсальные нормы присутствуют в Уставе ООН, других основополагающих международных договорах. Такие нормы, как правило, императивные, несущие в себе принципы международного права, оказывают регулирующее воздействие на разработку международных договоров, которые будут ничтожными, если в момент заключения противоречат данной категории норм. Локальные нормы международного права направлены на регулирование отношений, которые не являются всеобщими и складываются между двумя или несколькими государствами. С одной стороны, масштаб действия локальных норм не может быть сравним с универсальными нормами. Вместе с тем локальные нормы нередко лучше учитывают существующую специфику региональных или даже двусторонних отношений между государствами.

Классификация норм международного права представлена на рис. 1.4.

Система и структура международного права - student2.ru Рис. 1.3. Классификация норм международного права

В нормах международного права содержатся международно-правовые обязательства, в силу которых один субъект правоотношения обладает реальной возможностью совершать действия, либо обязуется совершить в пользу другого субъекта определенные действия, либо воздержаться от совершения действий, а другой субъект, в свою очередь, имеет право требовать от первого субъекта исполнения данной обязанности. Необходимо подчеркнуть, что возможности субъекта международного права совершать какие-либо действия корреспондирует обязанность других субъектов по уважению такого права. В соответствии с этим по способу выражения международно-правовых обязательств, содержащихся в нормах, различают управомочивающие (возможность совершения тех или иных действий), обязывающие (предписывающие в обязательном порядке совершить действие) и запрещающие (необходимость воздержаться от совершения действия) нормы международного права$$$Лукашук И.И. Функционирование международного права. М, 1992.%%%2^^^.

Принципы международного права – наиболее важные общепризнанные нормы международного права, в соответствии с которыми строится правовое регулирование международных правоотношений. Во многом содержание основных принципов международного права раскрывается в конкретизирующих нормах.

Принципы международного права зафиксированы в международно-правовых актах, основные из которых следует назвать: Устав ООН 1945 г.; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая в 1970 г.; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 г.

Можно выделить следующие основные принципы международного права$$$Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.%%%3^^^:

- принцип суверенного равенства государств;

- принцип невмешательства во внутренние дела других государств;

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип территориальной целостности государств и нерушимости границ;

- принцип неприменения силы или угрозы силой;

- принцип мирного урегулирования споров;

- принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод;

- принцип сотрудничества государств;

- принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип суверенного равенства государств представляет собой основу для межгосударственных отношений, обеспечивает юридически равные возможности для взаимодействия государств, независимо от их политических, социально-экономических и иных различий. В международных отношениях каждое государство, пользуясь правами суверенитета, обязано уважать суверенитет других государств, в том числе территориальную целостность других государств. Вступая в международные отношения добровольно, ни одно государство не может стать жертвой навязывания каких-либо решений, исходящих от других государств или международных организаций.

Принцип невмешательства во внутренние дела других государств тесно связан с принципом суверенного равенства государств, является его логическим продолжением. Внутренняя компетенция государства не может регулироваться международным правом. Следовательно, любые попытки других государств или международных организаций препятствовать суверенному государству заниматься своими внутренними делами есть вмешательство во внутренние дела этого государства. Однако события, происходящие в пределах территории одного государства, но угрожающие международному миру и безопасности или являющиеся грубым нарушением общепризнанных норм международного права, могут перестать быть внутренним делом одного государства. Для этого, например, Совет Безопасности ООН должен дать таким событиям соответствующую оценку, и в этом случае на основании Устава ООН к государству могут быть применены принудительные меры, которые не будут являться вмешательством во внутренние дела.

Принцип равноправия и самоопределения народов означает право каждого народа свободно выбирать путь собственного развития с учетом исторических, культурных, религиозных и иных традиций. Важно подчеркнуть, что в Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что ничто в рассматриваемом принципе не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Иначе говоря, принцип равноправия и самоопределения народов не может применяться в отрыве от принципа территориальной целостности государств и нерушимости границ.

Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств, как гласит принцип территориальной целостности государств и нерушимости границ. Следовательно, одно государство не может оккупировать территорию другого государства, а также не может предпринимать какие-либо действия, направленные на подрыв территориальной целостности. В частности, не может быть посягательства на существующие государственные границы. Более того, иногда принцип нерушимости границ выделяют как самостоятельный принцип международного права.

Принцип неприменения силы или угрозы силой связан с запретом для государств-членов ООН применять силовые способы решения политических или иных проблем во взаимоотношениях между государствами. Декларация о принципах международного права 1970 г. называет агрессивную войну как одно из преступлений против мира. Безусловно, здесь важно отметить, что Устав ООН допускает использование силовых методов на легальной основе: для самообороны в случае нападения или в соответствии с решением Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру и безопасности, совершения акта агрессии и т.п.

Принцип мирного урегулирования споров должен способствовать усилиям государств по разрешению споров и противоречий в отношениях между собой исключительно мирным путем, с использованием переговоров, посредничества, судебного разбирательства, обращения в международные организации и др. При этом необходимо помнить, что используемые средства для разрешения спора могут варьироваться в целях достижения лучшего эффекта.

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных прав возложен на государства Уставом ООН. Соблюдение данного принципа позволяет государствам проявить свои лучшие способности, руководствуясь международными стандартами в области прав и свобод личности.

Принцип сотрудничества государств обязывает государства, независимо от их различий, сотрудничать с другими государствами в политической, социально-экономической сфере, в области культуры, образования и здравоохранения. При этом эффективное взаимодействие государств влияет на укрепление международных отношений во всех сферах развития.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств есть не что иное, как норма, содержащая юридическую обязанность государств и иных субъектов международных правоотношений добросовестно исполнять принятые на себя в соответствии с Уставом ООН, обязательства, как они определяются соответствующими источниками международного права.

Наши рекомендации