Модели перехода от авторитаризма к демократии

Существует множество аналитических моделей перехода от недемократических режимов к демократическим. Наличие большого количества этих моделей объясняется не только методологическими разногласиями авторов, но также и многовариативностью процесса демократизации: все недавние переходы от недемократических форм правления в странах Южной Европы или Латинской Америки, Азии, Африки и бывшего СССР очень разнообразны, что затрудняет их сведение к какой-либо единой схеме.

Рассмотрим наиболее значимые из предлагаемых исследователями моделей.

Одна из первых попыток создания такой модели была предпринята Д. Растоу [7]. В качестве необходимых предварительных условий автор выделяет национальное единство и национальную идентичность. Согласно Д. Ростоу, демократический переход включает в себя три фазы:

  • «подготовительная фаза», отличительной чертой которой является не плюрализм, а поляризация политических интересов;
  • «фаза принятия решения», на которой заключается пакт или пакты, включающие выработку и осознанное принятие демократических правил;
  • «фаза привыкания», когда происходит закрепление ценностей демократии, а также политических процедур и институтов.

По мнению Д. Растоу, важным моментом в осуществлении процесса демократизации является достижение компромисса. Кратко автор выделяет следующую последовательность этапов при переходе к демократии: «от национального единства как подосновы демократизации, через борьбу, компромисс и привыкание – к демократии» [8].

Другую модель представили Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер [9], которые выделили три основные стадии перехода к демократии:

  • либерализация,которая предполагает процесс институциализации гражданских свобод без изменения властного аппарата; результатом этого становится построение «опекунской демократии» (т.е. осуществляется опека чаще всего военного аппарата над демократическими институтами);
  • демократизация– период институционализации демократических норм и правил, успешность которого зависит от выполнения двух условий: демонатажа прежнего авторитарного режима и сознательного выбора политическими силами демократических институтов и процедур; в процессе демократизации происходит смена всей структуры политической власти и подготовка свободных соревновательных выборов, которые формируют основу демократической политической системы;
  • ресоциализацияграждан, которая предполагает усвоение ими новых демократических норм и ценностей.

Модель А. Пшеворского [10] состоит из двух периодов: 1) либерализациии 2) демократизации,делящейся на две стадии – «высвобождения из-под авторитарного режима» и «конституирования демократического правления». Либерализация характеризуется нестабильностью и различной направленностью (снизу или сверху). Ее результатом становится либо возвратное усиление существовавшего ранее авторитарного режима, либо переход к первой стадии демократизации. «Высвобождение из-под авторитарного режима» происходит менее болезненно при заключении компромисса между реформаторами (внутри авторитарного блока) и умеренными (внутри оппозиции). Заключительная часть процесса демократизации реализуется путем переговоров. В целом модель А. Пшеворского построена на выделении особой роли характера соотношения политических сил, участвующих в конфликте и достижения согласия.

С. Хантингтон создает несколько вариантов перехода от недемократических режимов к демократии на основе анализа эмпирического материала демократизации стран третьей волны [11]. Это трансформация (трансдействие), замена (распад) и трансрасстановка (высвобождение).При трансформацииглавная роль отводится правительству, которое должно быть сильнее оппозиции. Этот процесс состоит из пяти основных фаз: появление реформаторов; приход их к власти; либерализация, обратная легитимность (замена реформаторов консерваторами); собственно демократизация, предполагающая обязательные переговоры с оппозицией. По мнению С. Хантингтона, после прохождения четвертой стадии демократизацию можно считать необратимой. Вариант заменыпредполагает наличие правительства, состоящего из консерваторов и (или) личную диктатуру вождя. В процессе перехода выделяются три стадии: борьба оппозиции; распад режима; борьба после распада. Трансрасстановкавозникает как результат взаимодействия правительства и оппозиции по поводу принятия компромиссного решения о смене режима.

Все представленные модели имеют ряд общих достоинств и недостатков. Можно выделить их следующие достоинства: во-первых, все они в той или иной степени указывают на возможность недемократической альтернативы развития (однако только в модели С. Хантингтона этот вариант выделен и прописан достаточно четко); во-вторых, большинство моделей так или иначе отличают классическую демократию от консолидированной демократии; в-третьих, все они акцентируют внимание на том, что важным условием и содержанием одного из этапов является согласие элит.

Недостатком этих конструкций является то, что большинство из них скорее описывает конкретный случай демократизации на примере отдельно взятой страны или небольшой группы стран, нежели представляют собой универсальную модель перехода от недемократических форм правления к демократическим.

В связи с этим в политической науке предпринимаются попытки создания синтетических моделей демократизации, которые обобщают варианты построения демократии в разных странах. Одна из таких попыток принадлежит А. Мельвилю. По его мнению, в наиболее успешных случаях модель перехода к демократии подчинялась определенной логике действий и событий (см. схему) [12].

Как правило, южноевропейские и латиноамериканские демократизации начинались сверху, т.е. от правящей элиты, которая состояла из реформаторов и консерваторов. Началу реформ сопутствовала предварительная «либерализация», которая могла включать в себя сочетание политических и социальных изменений – ослабление цензуры в СМИ, восстановление ряда индивидуальных юридических гарантий, освобождение большинства политических заключенных и т.д.

Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru


Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru

Реформаторы, проводя реформы постепенно, пытались противостоять консервативным силам режима. Это вело к росту общественной напряженности и обострению конфликтов. Разрешение данного противоречия происходило не как победа одной политической силы над другой, а как «оформление особого рода пакта между соперничающими сторонами, устанавливающего «правила игры» на последующих этапах демократизации и определенные гарантии для проигравших» [13]. В качестве примеров таких соглашений можно привести пакт Манклоа в Испании, серию круглых столов в Венгрии и другие. За этим следовали учредительные выборы, в результате которых к власти приходили не проводившие реформы политики, а представители оппозиции. Затем происходили «выборы разочарования», которые передавали власть в руки выходцев из старых правящих элит, в целом не стремящихся к реакционной реставрации старого режима. Таким образом, происходила институциализация демократических процедур, которая являлась основой для построения в будущем консолидированной демократии.

В этой модели учитывается то обстоятельство, что «демократический транзит» совсем необязательно включает в себя процесс перехода от установления формально демократических институтов и процедур к собственно демократическим результатам, поэтому в качестве отдельного этапа выделяется фаза консолидации демократии.

Другой попыткой построения синтетической модели перехода от авторитаризма к демократии является модель О.Г. Харитоновой [14]. Представленная автором модель включает в себя четыре основных стадии:

  • либерализация политической жизни, предполагающая институционализацию гражданских свобод, контролируемое «приоткрытие» режима;
  • демонтаж наиболее нежизнеспособных институтов прежней политической системы;
  • демократизация, означающая установление норм, процедур и институтов демократического режима, основным критерием которой принято считать свободные выборы и консолидацию демократической политической системы;
  • ресоциализация граждан в новую систему (схема) [15].

Модель О.Г. Харитоновой безусловно заслуживает внимания, но при внимательном рассмотрении представленной модели возникает вопрос: возможно ли отнесение консолидации демократии к стадии демократизации? На наш взгляд, построение консолидированной демократии необходимо рассматривать как отдельную стадию, наличие которой характеризует далеко не все переходы от недемократических форм правления к демократическим.

Схема. Идеальная модель трансформации политического режима в демократию.

Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru Модели перехода от авторитаризма к демократии - student2.ru

радикалы

Распад

Ресоциа-лизация

О.Г. Харитонова считает, что можно выделить две схемы перехода к демократии – кооперативную и конкурентную.Кооперативная включает в себя постепенную и последовательную либерализацию политического режима, аккуратный и контролируемый демонтаж ряда омертвелых институтов прежней системы при разумном воспроизведении сохранивших право на жизнь старых и конституирования новых демократических институтов, ресоциализацию населения. Эта модель наиболее оптимальна; она является результатом компромисса политических сил.

Конкурентная схема отягощена авторитарными синдромами. Она состоит из резкой либерализации, распада прежней политической системы, попытки внедрения новых демократических институтов любой ценой, нередко вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу. Данная модель предполагает ускоренную и поверхностную либерализацию и быстрое проведение демократических выборов, в результате которых от власти отстраняется старая элита. Вследствие непрочности новых институтов возможны попытки реставрации недемократического режима.

Необходимо отметить, что создание синтетических моделей перехода от недемократических форм правления к демократическим позволяет выделить и охарактеризовать основные этапы демократизации, представить общую логическую последовательность действий при их реализации.

С другой стороны, приведенные модели демократизации не могут быть признаны универсальными в силу того, что создать модель, включающую в себя все возможные варианты развития событий невозможно. Так, например, модель А. Мельвиля ориентирована прежде всего на успешный случай демократизации. Кроме того, латиноамериканская модель является более стандартным случаем разрешения кризисной модели ситуации через соглашение элит. Полученный эмпирический материал о восточноевропейских моделях перехода от авторитарного режима к демократическому показал, что они имеют ряд существенных отличий от латиноамериканских (таблица 1) [16] Более того, процесс демократизации в разных посткоммунистических странах отличается существенным образом. Так, если ряд стран (Венгрия, Польша и др.) дают нам примеры транзита, во многом соответствующего классическим моделям, то другие (Югославия, Болгария и др.) демонстрирую возможность иного развития: здесь отсутствуют многие «обязательные» условия и элементы «классических» моделей, что обуславливает значительные отклонения в результатах.

Таблица .
Сравнение двух моделей перехода от авторитарного режима к демократии

Латинская Америка Восточная Европа
Основные действующие силы - старые политические акторы. Появление новых политических акторов.
Закрытость элит и быстрая их консолидация. Незавершенность процесса консолидации элит.
Отсутствие массового политического участия Широкое массовое участие.

Наши рекомендации